Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Банковский светофор»: как будет работать обновленный 115-ФЗ
Банковских клиентов — юрлица и ИП — разделяют на три группы в зависимости от риска совершения ими подозрительных операций. Это деление по принципу светофора: зеленая группа — низкий уровень риска, желтая — средний, красная — высокий. Рассказываем, как банки работают с клиентами из каждой группы, как не стать «красным» и что делать, если все-таки стали.
Что собой представляют три группы риска
Федеральный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
115-ФЗ — это закон, в котором прописано, как бороться с отмыванием денег. Проверкой занимается специальное подразделение в банке — финмониторинг. Они проверяют счета и транзакции, если какой-то счет или операция покажутся подозрительными, финмониторинг начинает проверку и может заблокировать счет.
«Банковский светофор», который начал действовать 1 июля, — это, по сути, оценка Центробанком благонадежности банковских клиентов. Вот по каким группам их распределили.
Зеленая — к ней относят юрлица и ИП, которые ведут реальную хозяйственную деятельность и не участвуют в сомнительных операциях. По данным Центробанка, 97,2% предпринимателей попадают именно в эту категорию. Операции по их счетам будут идти беспрепятственно.
Желтая — это реальный бизнес, в котором к «белой» деятельности примешиваются «серые» схемы. Таких клиентов, по оценке Центробанка, около 1,6%. Банки будут пресекать их сомнительные операции, проводя проверки и блокируя доступ к личному кабинету или отказывая в операции.
Красная — это компании, которые создаются для отмывания денег. Таких всего 1,2% от общего числа. Деньги на их счетах будут практически заморожены, а еще им может грозить принудительная ликвидация.
Такую «окраску» клиентов независимо друг от друга теперь делают и Центробанк, и обслуживающий банк. Вот как это будет выглядеть.
Как работает система оценки
Читайте также:
Избежать блокировки счета по 115-ФЗ
Банки и раньше отслеживали действия своих клиентов и блокировали сомнительные операции. Это нужно было для того, чтобы вовремя выявлять и пресекать операции по отмыванию денег. Теперь и Центробанк публично включился в дело: он тоже следит за предпринимателями (то есть анализирует их операции) и определяет их в одну из трех групп.
Сведения о деятельности компаний Центробанк собирает из обычных банков: как правило, все межбанковские переводы проходят через его корреспондентские счета. Основываясь на этих данных, Центробанк ежедневно «окрашивает» банковского клиента в зеленый, желтый или красный цвет по степени риска.
Банки делают самостоятельно то же самое, но в режиме реального времени. Кроме того, каждый день они получают оценку Центробанка через свои личные кабинеты на платформе «Знай своего клиента». Ее разработал Центробанк.
по 115-ФЗ?
Оставьте заявку, мы выведем вас в «зелёную» зону и гарантируем, что такого больше не произойдет
Далее банки сами решают, принимают они оценку Центробанка или все-таки хотят ориентироваться на свою экспертизу.
С одной стороны, один и тот же предприниматель может быть клиентом разных банков, и Центробанк, наблюдая за ним как бы сверху, может давать более комплексную оценку. Скажем, он заметит, что клиент числится в трех банках и в одном из них по его счету проходят сомнительные платежи.
С другой стороны, отдельный банк работает с клиентом наиболее тесно, поэтому он может оценить его порядочность исходя из истории своих отношений с ним.
Ситуация 1. В банк пришел новый клиент-ИП, о котором пока ничего не известно. Если, по оценке Центробанка, он относится к зеленой группе, у кредитной организации нет оснований отказывать ему в открытии счета. Но если Центробанк окрашивает клиента в желтый или красный, у банка два варианта. Он может довериться мнению Центробанка и не открывать счет или провести свое исследование: узнать, как давно ИП зарегистрирован, какие операции собирается проводить по счету — и принять решение, опираясь на результаты.
Ситуация 2. Клиент-ИП полгода сотрудничает с банком, но ни одной операции не совершил. По мнению Центробанка, он зеленый, а вот обслуживающему банку он кажется подозрительным. Банк может отнестись к такому клиенту строже, чем Центробанк. Как только клиент начнет проводить платежи, его транзакционную активность будут анализировать. Скажем, если спустя полгода бездействия на его счет упадет 1 млн руб., банк начнет проверку и окрасит клиента в желтый. Хотя на платформе «Знай своего клиента» он может оставаться зеленым — просто Центробанк еще не успел обработать новую информацию о нем.
Кредитная организация должна реагировать быстрее, чем Центробанк: если она пропустит сомнительный платеж, техническая компания успеет вывести крупную сумму, и ответственность за это ляжет на обслуживающий банк.
Ситуация 3. Центробанк считает, что клиент высокорисковый, и кредитная организация, заметив сомнительную операцию, тоже окрашивает его в красный. Когда мнения банков совпадают, деньги на счету клиента замораживаются — он не может ими пользоваться. Как правило, банки прекращают и зачисление денег «красным» клиентам.
Как узнать, какого ты цвета
Банкам запрещено раскрывать клиентам, к какой группе их отнес Центробанк. Только в одном случае они должны это сделать по закону (п. 8 ст. 7.7 115‑ФЗ): если сам обслуживающий банк также окрасил клиента в красный и отказал в операции. В такой ситуации в течение пяти рабочих дней он сообщит клиенту, что тот оказался в красной группе.
Что касается платформы «Знай своего клиента» с оценками Центробанка, то информация на ней пока доступна только банкам. Возможно, скоро ее смогут видеть сами предприниматели и даже их контрагенты — это было бы подспорьем для порядочных юрлиц и ИП, потому что сделки с партнерами из красной группы могут навлечь подозрение и на них.
Как не попасть в красную группу
Один из первых вопросов, который может возникнуть у предпринимателя: по каким признакам Центробанк и каждый отдельный банк выявляет технические компании? В решении Совета директоров Центробанка прописаны следующие критерии оценки.
Предположим, банк видит, что его клиенту — владельцу ларька с шаурмой — на счет поступило больше 1 млн руб. Кредитная организация знает, какой в среднем оборот у этого предпринимателя, какие у него обычно исходящие и входящие платежи, поэтому он легко определяет нехарактерный платеж. Банк может заподозрить клиента в том, что тот собрал наличку и продал ее кому-то «с комиссией». А это незаконно.
Кредитная организация потребует документы, подтверждающие легальность платежа: не только договор с контрагентом, но и, например, документы об отгрузке товара с его характеристиками (написать просто «за товар» будет недостаточно). Изучив всю информацию, банк может решить, к примеру, что клиента нужно окрасить в желтый, и отказать в операции.
по 115-ФЗ?
Оставьте заявку, мы выведем вас в «зелёную» зону и гарантируем, что такого больше не произойдет
Вот пять советов предпринимателям, как избежать такой проблемы.
Что делать, если в отношении вас началась проверка
Положение о контроле в сфере отмывания доходов
Если органы государственного контроля начали проверку, то у предпринимателя есть такие права:
В жалобе нужно прописать, на кого вы жалуетесь, какое решение обжалуете, сведения о юрлице или физлице, которое подает жалобу, основания, по которым вы не согласны с органом контроля, и ваши требования.
Отказать в принятии жалобы могут, если пропущен срок ее подачи, есть решение суда по вопросу жалобы, жалоба подана не в тот госоргани т. д.
Что будет с тем, кто стал «красным»
Как уже говорили, счет «красного» клиента замораживается, его доступ к личному кабинету закрывается. Предприниматель не сможет вывести остаток денег на другой счет или перевести куда-то средства через систему быстрых платежей (СБП).
Разрешены лишь некоторые операции и только в том случае, если клиент лично придет в отделение банка с платежным поручением и подтверждающими документами.
Итак, можно:
Читайте также:
Гид по новой реальности в помощь малому бизнесу
Пока никаких скандалов из-за блокировки счетов реального бизнеса не было: в красную группу, по оценке Центробанка, с вероятностью 99,99% попадают только сомнительные компании. Но исключения могут быть.
Поэтому больше повезет тому клиенту, который поддерживает доверительные отношения с обслуживающим банком, сообщает ему о будущих крупных сделках. Тогда кредитная организация сможет ходатайствовать со своими аргументами в Центробанк, чтобы предпринимателя, оказавшегося «красным», перекрасили.
Если клиент «красный», по мнению и Центробанка, и обслуживающего банка, но все-таки считает, что попал в группу высокорисковых незаслуженно, у него есть право на реабилитацию.
В течение полугода он может обратиться в межведомственную комиссию при Центробанке, чтобы оспорить свою блокировку. Если там ему откажут, у него есть еще полгода на подачу заявления в суд. Но если и в суде признают, что клиента отнесли к высокорисковым не просто так, а за дело, будет поднят вопрос о ликвидации его бизнеса.
Предотвратим блокировку, покажем ваш рейтинг надежности, расскажем о рисках. Без кучи бумаг и присутствия в офисе — все вопросы решаем круглосуточно онлайн