Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Как устроен рынок частных музеев в России

И как на них заработать
Как устроен рынок частных музеев в России
12 ноября
1076
1
0

Валенки, самовары, темнота, мат, яблоки, традиции народов Севера — предметом музейной коллекции может стать буквально что угодно. И даже если она не имеет исторической или художественной ценности, то вполне может приносить прибыль.

Эксперты — Игорь Хмелев, руководитель музея «Фабрика елочных игрушек», Анастасия Борисова, совладелец музея лего «Let'sGo», Звенигород, и Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Наталья Ветрова.

Какие обязательства накладывает на компанию использование слова «музей»

Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет музей как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

При этом закон фокусируется на государственных музеях и упускает из виду частные. А их, по данным Ассоциации частных и народных музеев России, в стране около 1200. Все это музеи, созданные по инициативе частных лиц, обычно — на собственные или привлеченные средства, без участия государства.

Все они могут называться музеями, как и любая другая частная организация, — закон никак не регулирует использование этого слова. Необязательно регистрировать коллекцию в Музейном фонде и вступать в отношения с министерством культуры. Можно при своей организации создать музей — музей Поля Чудес, например. Ничто не мешает сделать на заводе собственный музей, поставить туда старые станки. Естественно, они не будут иметь того статуса, который придает закон «О Музейном фонде». И, соответственно, не смогут получать те льготы, которые полагаются учреждениям культуры.

Таким образом, в случае частного предприятия «музей» будет частью названия, а организационно-правовая форма — соответствующей коммерческой цели.

Как правильно выбрать организационно-правовую форму музея

Частные музеи могут быть оформлены как ИП, ООО или НКО. НКО, ИП и ООО на упрощенной системе налогообложения платят 6%. Это оптимальная система для частных музеев — при обороте малых и микромузеев система «доходы минус расходы» со ставкой 15% показывает меньшую эффективность.

ООО и ИП оптимальны, если музей ставит своей целью только и исключительно получение прибыли, не выполняя просветительской или культурной функции. Ключевая разница между ними заключается в легкости распоряжения средствами — и ИП выигрывает: «В ООО необходимо вести бухучет, придумывать, как забрать деньги из общества, кроме как через зарплату. ИП никаких зарплатных налогов не платит — выплатил взносы, дальше можно тратить по своему усмотрению».

У НКО же основная цель — культурно-просветительская. Эта форма требует жесткой отчетности. При этом им никто не запрещает извлекать доход из той деятельности, которую они ведут. Самый яркий пример — плата за входные билеты. Деятельность, по большому счету, приносящая прибыль в прямом смысле слова. Единственный нюанс: они эту прибыль не распределяют, как в коммерческих компаниях между учредителями, а расходуют, и делать это они должны на цели, связанные с созданием этого НКО. Например, на выплату заработных плат, рекламные цели, пополнение коллекций.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП.

Существует и компромиссный вариант — разделение бизнеса: музей может быть оформлен как НКО (мастер-классы и экскурсии тоже вполне укладываются в эту деятельность), а за доход от кафе или магазина на территории можно отчитываться по ИП на УСН.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП. «Например, аренда площади на НКО, потому что она тратит деньги на свои уставные цели и к ним может относиться оплата аренды. Она получает деньги за билеты, участвует при этом в каких-то грантах, получает денежные средства и льготы от государства. А когда есть необходимость провести мастер-класс на территории музея или корпоратив, пригласить специалиста или актера для выступления, отчитаться за кафе или магазин на территории — это можно спокойно и законно делать на ИП».

Что учесть при создании бизнеса

Объектом интереса нового музея может стать не только коллекция предметов — важна возможность взаимодействия с ними. Интерактивность лежит в основе «Фабрики елочных игрушек» — сезонного музея, совмещенного с показательным производством.

В коллекции музея 2500 экспонатов — елочных игрушек, произведенных за последние сто лет лет в разных странах мира. Но игрушки без контекста не так интересны, поэтому в музее есть 12 залов, которые представляют историю празднования Нового года. Самая яркая и запоминающаяся часть музея — производство елочных игрушек: выдувка стеклянных шаров, серебрение и окраска. На мастер-классах гости могут попробовать сделать игрушку самостоятельно.

На «Фабрике» есть и магазин с готовыми игрушками на продажу от производств и художников самого музея, есть онлайн-магазин и опция новогодних игрушек на заказ — например, с лого компании или фотографиями родных

«Мы в Союзе частных музеев хотим сделать понятие “музей” шире, чем витрина и сидящая на стульчике бабушка. Это слово для современных детей попахивает нафталином, поэтому мы стремимся сделать это понятие максимально широким и весомым. Много коллег проводят интерактивные выставки и популяризируют это направление. Концепция музеев меняется — и речь не о диджитал-технологиях, а о развитии человеческих ощущений, чувств», — рассказывает руководитель музея «Фабрика елочных игрушек» Игорь Хмелев. Понять, может ли новый музей вовлечь посетителей эмоционально, нужно на этапе проектирования концепции.

«Прийти и посмотреть на полки с экспонатами, ничего не понять и уйти — уже никого не привлекает».

Идею качественного вовлечения пользователей разделяет Музей лего «Let'sGo». Это большая экспозиция по Звездным войнам и Гарри Поттеру, редкие наборы, собранные по всему миру, целый большой город с электричеством и кнопочками, запускающими движущиеся механизмы, — все это на площади 400 м². Музей рассказывает ее историю: как она развивалась, какие крупные серии выпускала, какие наборы перестала производить и почему. С производителем наборов музей не связан, хотя в будущем и думает о сотрудничестве.

Все наборы (даже старые), покупают новыми, нераспечатанными, собирают на месте

В ближайшее время в музее появится большая игровая комната. «Молодежь и люди лет 35 любят более современные музеи. Прийти и посмотреть на полки с экспонатами, ничего не понять и уйти — уже никого не привлекает. Нужны классные аудиогиды, экскурсоводы, сотрудники, которые идут на контакт, виртуальная реальность, квесты на территории музея. Поэтому при планировании музея нужно учитывать все возможности привлечения разной аудитории», — говорит Анастасия Борисова, совладелец музея лего «Let'sGo».

Кроме того, необходимо четко представлять целевую аудиторию будущего музея: сколько этих людей, как они будут приезжать. В первую очередь это важно для выбора локации. Например, расположить музей, рассчитанный на детей, разумно недалеко от кластера школьных и развивающих центров. Но бывают и менее очевидные контексты: «Создавая “Фабрику елочных игрушек” в Москве, мы попали в мейнстрим — здесь существовала давняя традиция посещать заводы елочных игрушек, ездить для этого в Клин, например, перед Новым годом. Это был такой ритуал, погружение в праздничную атмосферу. А в Питере никогда не было таких заводов, и в детстве никто на производство не ездил. Когда мы привозили музей в Питер, нам пришлось объяснить петербуржцам идею, что это такое и зачем придумано, — не было исходного запроса», — рассказывает Игорь Хмелев.

В Подмосковье подобные заводы работают и по сей день, но все они находятся далеко от Москвы, потому что в больших городах сложно содержать производство. Добраться до них зимой с детьми в напряженной предпраздничной суете рискуют не все. Ключевой бизнес-идеей Игоря Хмелева было «привезти» фабрику в Москву на короткий срок к людям — если они не могут приехать сами. Иными словами, как в любом бизнесе, нужно изучить рынок и понять возможные ниши — и попробовать занять их.

Также нужно понять и воможную сезонность в работе музея. Например, новогодний музей предсказуемо работает с ноября по январь, а музей лего — круглогодично, но с четверга по воскресенье, так как на неделе дети учатся. Такой подход помогает более точно составить бизнес-план и прогнозировать прибыль.

«Тяжело найти хороших сотрудников — заинтересованных, дружелюбных, готовых общаться с посетителями и развиваться».

Другой важный аспект подготовки — поиск подрядчиков и сотрудников. На него нужно закладывать достаточно много времени, и даже с запасом, ведь срыв сроков часто чреват убытками.

«На любом этапе нужны хорошие подрядчики, которые сделают фирменный стиль, стеллажи, разработают сайт, произведут аудиогиды, если они нужны. На это нужно закладывать много времени. Точно так же тяжело найти хороших сотрудников. Мы искали смотрителей — заинтересованных, дружелюбных, готовых общаться с посетителями и развиваться. Это время тоже нужно учитывать в построении бизнеса», — делится Анастасия Борисова.

Стоит продумать и дополнительные возможности времяпрепровождения. После знакомства с экспозицией или лекции посетители часто готовы отдохнуть или перекусить — этот потенциал нужно использовать. «Обязательно должно быть пространство, наполненное разными активностями. Если помещение позволяет, нужно открывать кафе и реализовывать любые другие идеи, которые позволят людям качественно и полноценно провести время, Такие места будут пользоваться спросом и популярностью — есть все шансы, что это будет успешный бизнес», — говорит Анастасия Борисова.

Продвижение — все пути хороши

Лучшая реклама в бизнесе — сарафанное радио, но первых посетителей нужно как-то привести. Неплохим вариантом может быть локальный маркетинг — коллаборации с соседним кафе или магазином. «У нас уже есть кросс-промо с одной кофейней в Звенигороде — мы им дали флаеры с нашей скидкой, описанием. Это работает, и мы планируем пробовать дальше, потому что это самое ближайшее окружение и с ним нужно работать», — говорит Анастасия Борисова.

Другой важный канал — социальные сети, причем не только самого музея, но и районные или тематические сообщества. Музей лего «Let'sGo», например, активно пользуется этим каналом: «Мы сотрудничаем с местными группами в Facebook, размещаем информацию о музее. Многие наши гости, кто живет недалеко, тоже либо сами пишут о нас, либо комментируют наши посты — получается такое сарафанное радио».

Цифры

Сезонный музей («Фабрика елочных игрушек»)
Регулярно работающий музей (музей лего Let’s Go)

Доходность

25%

50%

Стоимость входного билета

400-500 рублей

300-500 рублей

Количество посетителей (в месяц)

10 тыс. человек

1100 человек летом

800 человек осенью

Стартовый капитал

2,5 млн рублей (2013 г.)

больше 1 млн рублей

Срок окупаемости

три сезона (года)

1 год (прогноз)

Количество сотрудников

40

4

Оборот

20 млн рублей за сезон

500 тыс. рублей в месяц

Вот так история

Пять дел о схемах с ИП

Одной компании присудили доплатить налоги и штрафы на миллион рублей, потому что она заключала договоры услуг с ИП, а надо было заключать трудовые.
25 сентября 2018
24674
20
20

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.