На сайт банка

Финансовое планирование — это управление деньгами предпринимателя. Планирование нужно, чтобы правильно считать доходы и расходы. Без этого возникают кассовые разрывы, долги, кредиты, и бизнес закрывается.

Зачем нужно планирование

Финансовое планирование — это часть системы бизнес-планирования. В бизнес-планирование включают планы продаж, возврата вложений, масштабирования — по сути, это план развития бизнеса на пять лет.

Обычно финансовый план составляют на год с делением по месяцам. Год — это минимальный срок: если составлять, например, на квартал, как часто делают начинающие предприниматели, можно не учесть сезонность.

По опыту, многие предприниматели начинают заниматься финансовым планированием не сразу, а со временем, работают интуитивно, поэтому совершают одни и те же ошибки:

открывают изначально провальный бизнес. Например, предприниматель берет кредит, покупает дорогой станок для печати принтов на тканях и начинает бизнес. Со временем оказывается: чтобы окупить вложения, нужно ставить цены выше рынка, поэтому клиентов у него очень мало, бизнес разоряется;

не считают деньги на старте. Вот еще пример: у предпринимателя есть миллион рублей, он решает открыть магазин в торговом центре. Он оплачивает аренду в 300 000 рублей, начинает ремонт, и оказывается, что ремонт обойдется еще в 300 000 рублей, делать его будут месяц, а значит, нужно вносить аренду за следующий месяц. Денег на закупку товара уже не остается, предприниматель начинает занимать у друзей и брать кредиты;

не планируют продажи. Например, магазин одежды продает вещи коллекциями: весна-лето, осень-зима. Весенне-летняя коллекция должна начать продаваться в феврале, а чтобы так было, уже в июне ее нужно заказать у поставщика и заплатить за нее деньги. Чуть ли не за год предприниматель должен знать, что у него будет продаваться, по какой цене, когда будут акции и скидки;

путают деньги бизнеса и семьи. По закону деньги на расчетном счете ИП — это деньги самого человека, которые можно вывести на карту и потратить. Из-за этого предприниматели не ведут раздельные бюджеты, а путают личные деньги и деньги бизнеса. Например, забирают пятьсот тысяч, чтобы купить себе машину, а через два месяца выясняется, что нужно закупать товар, но денег нет. Предприниматель перекрывает личными деньгами, потом снова берет из бизнеса. В итоге нет денег, он не может закупить товар, а если нет товара, нет продаж и денег.

В бизнесе работают идеи, но каждую идею нужно просчитывать: без финансового планирования, скорее всего, начнутся кассовые разрывы, долги, кредиты или бесконечные вливания в бизнес личных денег.

Как составить финансовый план

Простой финансовый план, который позволит следить за доходами и расходами, выглядит так:

Чтобы пользоваться таблицей на компьютере, нажмите Файл → Скачать → Майкрософт Эксель и заполните нужные ячейки. Для работы в Гугл-таблицах в браузере выберите Файл → Создать копию

В колонках с цифрами стоят нули, потому что цифры сейчас не нужны — важно, какие пункты в этом плане и как их заполнять. Финансовый план состоит из разделов:

остаток денег на начало периода — сколько денег есть, например в начале года;

приход — это все деньги, которые получит предприниматель от продаж, собственных вложений и кредитов. Продажи можно дополнительно детализировать по каналам, например, сколько принесли Инстаграм, Ламода, точка в торговом центре. Так же можно делать по крупным клиентам: например, Петров, Васечкин и ООО «Лосось»;

расходы, которые делятся по статьям:

  • капитальные — это всё, что нужно для развития бизнеса. Например, закупка оборудования, техника, ремонт, машина, сайт;
  • постоянные — расходы, которые не зависят от продаж: аренда, налоги, зарплаты, реклама;
  • переменные — расходы на доставку товара, премии сотрудникам, проценты от продаж;

возврат кредита банку и выплата процентов по кредиту — считают в двух отдельных строках;

выплата вложений собственника и прибыли — в самом конце, когда посчитали всё остальное. Но прибыль нельзя забирать только на основании финансового плана, нужно разобраться, можно ли сейчас выводить эти деньги;

остаток на конец периода — сколько денег осталось после всего.

Такой план составляют на год с делением по месяцам, а затем ведут его: записывают, что получилось по факту, какое отклонение от плана. Если есть отклонение, пересматривать расходы и доходы. Например, запланировали купить новую плиту для кафе, но доходы оказались ниже плана — значит, покупка откладывается, даже если формально на счетах есть деньги. Без плана может показаться, что раз деньги есть, плиту можно купить, но так и возникают кассовые разрывы.

Чаще всего предприниматели спрашивают, как планировать доходы, если бизнес новый и непонятно, сколько будет клиентов. Проще всего это сделать по конкурентам: например, открываете небольшую кофейню, рядом другая кофейня, можно пойти к ним, сесть в зале и начать считать: сколько людей приходят, что берут, как много времени проводят. Если открываете заведение в торговом центре, то администрация дает среднюю статистику по посещаемости.

Если предпринимателю нужно накопить деньги на крупную покупку, он может откладывать часть остатка на конец месяца или планируя накопления как расходы.

Эльвира Богдалова, дизайнер женской одежды и создатель бренда ELBORIN:

— Мы выпускаем одежду по сезонам: весна-лето, осень-зима. Вокруг этого я и строю финансовое планирование: сколько и чего мы должны произвести, что лучше продается и чего нужно больше.

Обычно я веду таблицу в экселе. Сначала записываю доходы с детализацией, откуда они поступили, например из шоурума или от продаж на Вайлдберис. Затем пишу расходы по статьям, например производство, закупка тканей, фотосессии, налоги.

Раз в неделю финансовый план корректирую: смотрю, сколько продали по факту, какие статьи расходов нужно изменить: например, если повышенный спрос на рубашки, то закупить больше нужных тканей.

Финансовый план начала вести не сразу, как занялась бизнесом, а со временем. Сначала просто записывала в блокноте себестоимость товара и накрутку, но потом поняла, что это так не работает и обратилась к подруге-финансисту, которая помогла составить образец финансового плана.

Разницу заметила сразу. Если не ведешь план, кажется: о, деньги есть, поеду куплю пуговицы, а если ведешь, понимаешь: так, сейчас пуговицы нельзя покупать, эти деньги нужны на другое.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Компенсация за незаконное использование брендов увеличится до 10 млн рублей
Компенсация за незаконное использование брендов увеличится до 10 млн рублей
10 июля
23 мин
Советы Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
А еще все про новые штрафы и как их избежать
14 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Нужна ли ИП учетная политика?
Советы

Нужна ли ИП учетная политика?

И что будет, если ее нет
Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году
Рынок

Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году

Что делать, если сотрудник ушел в запой
Советы

Что делать, если сотрудник ушел в запой

Заголовок смешной, ситуация страшная
Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом
Рынок

Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом

Подборка нестандартных сезонных бизнесов
Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst
Биографии

Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst

Как сменить коды ОКВЭД
Советы

Как сменить коды ОКВЭД

Готовая инструкция, чтобы все сделать правильно
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.