На сайт банка

По закону предприниматели не обязаны вести бухучет. Но это не значит, что любой предприниматель может обойтись без бухгалтера. Расскажем, когда он нужен и как выбрать наиболее удобный для себя вариант ведения учета.

Записал Дмитрий Федоров, бухгалтер.

Какие бухгалтерские задачи есть у ИП

Налоговый учет

Все предприниматели платят налоги, а значит, их нужно считать. И здесь могут быть разные ситуации. Например, для УСН «Доходы» или налога на профессиональный доход (НПД) в общем случае достаточно умножить поступившие деньги на налоговую ставку. А при патентной системе налогообложения (ПСН) стоимость патента вообще известна заранее, главное — не пропустить срок оплаты.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Если же ИП работает по УСН «Доходы минус расходы» или выбрал единый сельхозналог, то все сложнее: нужно будет учитывать расходы по правилам налогового кодекса. Для общей системы (ОСНО) к учету доходов и расходов добавится еще НДС. Здесь вряд ли получится обойтись без бухгалтера.

Начисление зарплаты

Если нанять хотя бы одного сотрудника, то учет усложняется. Нужно каждый месяц выдавать зарплату, платить НДФЛ и страховые взносы. Появится новая отчетность по налогам и взносам. Кроме того, нужно будет вести кадровый учет.

Чтобы разобраться во всем этом и избежать претензий со стороны контролирующих органов, тоже потребуется помощь специалиста.

Управленческий учет

Выше мы говорили о ситуациях, когда предприниматель обязан вести учет. Но финансовые показатели нужны не только для расчета налогов, но и для того, чтобы было понятно, как работает его бизнес.

И налогового учета здесь обычно недостаточно — необходим управленческий учет, который помогает принимать важные для развития бизнеса стратегические решения.

Конечно, управленческий учет можно вести и самостоятельно, тем более что никаких законодательных требований к нему нет. Но если бизнес сложный (много контрагентов, широкая номенклатура товаров или продукции и т. п.), то ведение управленческого учета будет отнимать много времени. Здесь тоже лучше поручить работу профессионалу.

Например, ИП Петров занимается ремонтом обуви на патенте. Работников у него нет. Доходы — это наличная выручка, которую он получает от клиентов сразу после выполнения заказа. Расходы — аренда помещения и необходимые материалы (кожа, фурнитура и т. п.), которые Петров обычно закупает один раз в месяц. Чтобы определить финансовый результат за месяц, Петрову достаточно сложить наличную выручку по дням, а затем вычесть из нее ежемесячные расходы на аренду и материалы, а также 1/12 стоимости годового патента. Здесь вполне можно обойтись без бухгалтера.

А ИП Смирнов занимается оптовой торговлей продуктами. Он закупает продукты у производителей и крупных оптовиков, а затем продает в магазины. Ассортимент насчитывает несколько сотен наименований. У каждого поставщика и покупателя — своя схема расчетов: полная или частичная предоплата, отсрочка на определенный период и т. п. Кроме того, у Смирнова есть наемные работники: кладовщик, грузчик, водитель. Здесь учет будет намного сложнее, поэтому чтобы без ошибок определить финансовый результат, обязательно понадобится бухгалтер.

Подготовка отчетности для инвесторов, банков, тендеров

ИП, как и юридические лица, могут брать кредиты, привлекать инвестиции и участвовать в тендерах, которые организуют среди поставщиков государственные организации и крупные компании. Кредиторы, инвесторы или организаторы тендеров нередко запрашивают у соискателей бухгалтерскую отчетность, чтобы оценить их финансовое состояние.

А чтобы без ошибок составить бухгалтерскую отчетность, нужно вести полноценный бухучет по всем правилам, установленным законодательством.

Какой вариант ведения бухучета выбрать

Самостоятельное ведение бухучета

Основной плюс при ведении бухучета самостоятельно — это экономия расходов: не нужно платить бухгалтеру или аутсорсинговой компании, оборудовать рабочее место и т. д.

Но вести бухучет самому целесообразно, только если одновременно выполняются следующие условия:

  1. Налоговый режим не предполагает учета расходов. Это УСН «Доходы», ПСН или НПД.
  2. Нет сотрудников.
  3. Не нужна бухгалтерская отчетность для банков или инвесторов.
  4. Не требуется подробная управленческая отчетность: финансы бизнеса организованы просто и их без проблем можно учитывать «в тетрадке» или в таблице Excel.

Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, то лучше поручить бухгалтерию кому-то другому. Иначе придется тратить на учет слишком много времени и сил.

К тому же далеко не каждый предприниматель разбирается в бухгалтерском и налоговом учете, поэтому здесь есть риск допустить ошибки и получить штрафы от ФНС в размере от 20 до 40% неуплаченных налогов.

Ведение бухучета с помощью сторонних специалистов

Когда предприниматель передает свой учет в руки специалистов, это позволяет:

  1. Снизить риск ошибок, так как учетом будут заниматься профессионалы.
  2. Освободить время бизнесмена для других задач.

Здесь есть два варианта, про них ниже.

Штатный бухгалтер или отдел бухучета

Плюсы:

  1. Бухгалтер находится под контролем предпринимателя и может оперативно решать вопросы.
  2. Бухгалтер занимается ведением учета только в рамках одного бизнеса, поэтому полностью погружен в него и знает все нюансы.

Минусы:

  1. Затраты на оборудование рабочего места штатного бухгалтера и его зарплату с учетом взносов, как правило, существенно выше, чем расценки аутсорсинговых компаний. Например, по данным портала ГородРабот.ру, средняя месячная зарплата бухгалтера в Москве в 1 квартале 2023 года превысила 70 тыс. руб. А в Модульбанке бухгалтерия для малого бизнеса может стоить для предпринимателя менее 13 тыс. руб. в год.
  2. Нужно искать замену на время болезни, отпуска или при увольнении. Особенно остро эта проблема встает, если бухгалтер один.

Аутсорсинговая компания

Аутсорсинговая компания — это организация, которая берет на себя отдельные функции, связанные с управлением другими компаниями. В частности, бухгалтерский аутсорсинг — это передача «на сторону» ведения бухучета.

Плюсы:

  1. Экономия расходов — обычно бухгалтерский аутсорсинг обходится дешевле, чем даже один квалифицированный специалист. Например, в Модульбанке стоимостьбухгалтерии для малого бизнеса начинается от 12 788 руб. в год.
  2. Более высокое качество услуг. Бухгалтер аутсорсинговой компании в сложной ситуации может получить консультацию у коллег. Обычно в штате таких компаний есть не только бухгалтеры, но и юристы, а также методологи — специалисты, которые постоянно изучают изменения законодательства и его влияние на работу бухгалтеров.
  3. Стабильность. Если специалист аутсорсинговой компании заболел, ушел в отпуск или уволился, то его объем работы берут на себя коллеги. На клиенте это никак не отражается.

Минусы:

  1. Сложнее контролировать работу, ниже оперативность. Но при налаженном электронном обмене информацией практически нет разницы, где находится бухгалтер — в соседнем кабинете или в другом городе.
  2. Есть риск утечки конфиденциальных данных. Здесь нужно обращать внимание на условия договора, в котором должны быть прописаны гарантии защиты коммерческой тайны клиента.
  3. Могут часто меняться специалисты, которые ведут учет, поэтому не будет такого глубокого знания особенностей бизнеса, как у штатного бухгалтера.
  4. Иногда аутсорсинговые компаниив простых случаях (УСН «Доходы» или патентная система) ведут учет с помощью программы без участия специалистов. При этом повышается вероятность ошибок, потому что не всегда получается учесть в программе все нюансы. Например, проблемы могут возникнуть при вычете страховых взносов ИП из суммы налога с учетом нового порядка уплаты обязательных платежей на единый налоговый счет.

Как помогает Модульбанк

Модульбанк предлагает предпринимателям специальный сервис для ведения учета — Модульбухгалтерию. Вот что предлагает банк:

  1. Не только бухгалтерский и налоговый, но и кадровый учет.
  2. Мобильное приложение, в котором можно выполнить основные текущие операции, например подписать платежку или выставить счет.
  3. Консультации по сложным вопросам учета и налогообложения.
  4. Представительство в ФНС.
  5. Компенсация потерь клиента, если они возникли из-за ошибок бухгалтера. Ответственность застрахована на 5 млн руб.
  6. При необходимости — разблокировка счетов, восстановление учета.
  7. Помощь с открытием и закрытием бизнеса по закноу.
  8. ИП на УСН «Доходы» без эквайринга, сотрудников, кассы и валютных операций может воспользоваться услугами Модульбухгалтерии бесплатно. При этом вести учет будет бухгалтер, а не автоматический сервис. Таким образом, обеспечивается индивидуальный подход к каждому бизнесу и снижается вероятность ошибок.

Все общение и обмен документами происходят в интернете, а подписывать документы и отправлять отчетность и декларации можно одной кнопкой.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Узнать подробности
Еще какие-то статьи
Все отрасли Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Гранты, займы и кредиты в 2025 году
18 ноября
9 мин
Советы Что поменяется в расчете НДФЛ для сотрудников на удаленке и за границей
Что поменяется в расчете НДФЛ для сотрудников на удаленке и за границей
Разбираем ситуацию, когда в команде есть нерезиденты за рубежом
22 ноября
17 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Что поменяется в расчете НДФЛ для сотрудников на удаленке и за границей
Советы

Что поменяется в расчете НДФЛ для сотрудников на удаленке и за границей

Разбираем ситуацию, когда в команде есть нерезиденты за рубежом
Новые правила криптовалюты: майнеры будут платить налоги, а за рекламу крипты оштрафуют
Советы

Новые правила криптовалюты: майнеры будут платить налоги, а за рекламу крипты оштрафуют

Как работает первый в России закон о майнинге и о запрете рекламы криптовалют
Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе
Советы

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе

Если брачного договора нет, вступают в силу общие юридические правила
Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Рынок

Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства

Гранты, займы и кредиты в 2025 году
Как ИП открыть аптеку
Советы

Как ИП открыть аптеку

Объясняем, какие нужны разрешения и почему
Как принять на работу высококвалифицированного специалиста
Советы

Как принять на работу высококвалифицированного специалиста

Документы и требования, чтобы оформить ВКС правильно
Что поменяется в расчете НДФЛ для сотрудников на удаленке и за границей
Советы

Что поменяется в расчете НДФЛ для сотрудников на удаленке и за границей

Разбираем ситуацию, когда в команде есть нерезиденты за рубежом
Полезные ссылки:
беременную уволить по статье что зависит от прожиточного минимума в россии банк закрыл счет в одностороннем порядке огрнип найти новости о персональных данных задачи сайта формы трудоустройства налоговые новости 2022 года должны ли индивидуальные предприниматели вести бухгалтерский учет нерезидент ндфл договор аренды менее года управление бухгалтерского учета ип не обязан вести бухгалтерский учет список разрешительных документов сделать ип ип сделать сложно ли вести бухгалтерию ип бухгалтерский учет ип на осно обязанность ип вести бухгалтерский учет подача документов на ип онлайн ведение бухгалтерского учета ип онлайн подтверждение доходов ип новые формы закрытие ип сфера деятельности ип порядок прекращения деятельности ип ип курьерские услуги вид деятельности по инн на сайте налоговой фиксированный налог ип правила оформления ип реклама нк рф форма заявления о прекращении предпринимательской деятельности пенсионный налог ип ип закрыли какие отчеты сдавать форма налогообложения усн для ооо календарь отчетности ип усн
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
37388
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.