Сами по себе наличные деньги — это просто деньги, но расчеты за наличные сложнее отслеживать: они могут не отражаться в чеках, платежных документах, операциях по счёту. Наличные часто используют для ухода от налогов и взяток, поэтому государство и банки контролируют их оборот, но так было не всегда.
1950-е-1980-е годы: потребительские кооперативы
В послевоенные годы в СССР было больше 400 000 потребительских кооперативов, в основном в сфере торговли и питания. Эти кооперативы могли покупать у населения сельскохозяйственную продукцию за наличные. Например, прийти в государственный банк и сказать: «Мы хотим купить двадцать тонн картофеля у частных хозяйств, выдайте нам деньги».
Мы хотим купить двадцать тонн картофеля у частных хозяйств, выдайте нам деньги
Банк выдавал кооперативу деньги наличными, кооператив ехал в частное хозяйство, но покупал не 20 тонн картофеля, а, например, 15, при этом просил поставить подписи за двадцать. Затем оформлял документы на списание, якобы те потерявшиеся пять тонн сгнили на складе или при перевозке. Разницу делили между участниками сговора от колхозников до партийных деятелей.
Такая схема была распространена и в 1920-е годы на юге СССР, например в Молдавии или Закарпатье, и подробно описана в книге «Золотой теленок».
1988-1993 годы: можно делать всё, что не запрещено
39,99 доллара за баррель — цена нефти на момент публикации статьи
В 1988 году к власти пришел Горбачев, а страна была в тяжелом положении, потому что цены на нефть на мировом рынке упали до 17 долларов за баррель. В это время власть приняла решение о создании кооперативов в широком смысле, как аналога современных ООО. Этим кооперативам разрешалось делать всё, что не запрещал закон: торговать, оказывать услуги, например похоронные, производить товары.
Большая часть субъектов экономики оставались государственными, а регулирования, как сейчас по 115 ФЗ, не было, и это мгновенно породило коррупцию. Классический пример — продажа персональных компьютеров.
Схема работала так: кооператив находил человека из государственной организации, который был готов участвовать в схеме за некий процент. Этот человек обеспечивал кооператив заказом на компьютер и делал предоплату. Компьютер тогда был инновацией и стоил 40 000 рублей при зарплате среднестатистического инженера в 200 рублей.
В банке кооператив снимал 40 000 рублей на покупку компьютера. Потом ехал в общежитие какого-нибудь Университета дружбы народов и у иностранного студента покупал компьютер за 25 000 рублей. Разница в 15 000 рублей наличными делилась между участниками схемы.
Схему можно было провернуть за двое-трое суток и заработать те деньги, которые инженер зарабатывал бы шесть лет.
Налогов практически не было, а государство и банки не следили, кто, сколько и зачем снимает деньги. Только особо догадливые сотрудники КГБ разрабатывали крупных предпринимателей: следили, собирали компромат, а потом приходили к ним и становились партнерами.
1991-1998 годы: резкий переход к рыночной экономике
В 1991 году ООО стали такими, какими мы их знаем сейчас: учредители отвечают уставным капиталом по долгам и искам, а личным имуществом не отвечают. Стало появляться больше бизнесменов, в основном молодых людей, которые смогли быстро переориентироваться. Целью бизнеса было выжать максимальную прибыль в короткие сроки, а эффективных государственных механизмов регулирования не оказалось, потому что переход к рыночной экономике был слишком резким. Схемы начали раскручиваться еще быстрее.
1991-1992 годы. Прибыль проходила мимо налоговой, потому что в то время еще не было цифрового учета — в 1991 году интернет только появился. Платежки делали на печатных машинках и под копировальную бумагу.
Рассказывает анонимно
В 1992 году я поехал в Сингапур и закупил компьютерную технику. Оттуда отправил ее в Россию грузовой компанией. Когда товар пришел, в Шереметьево я привез какие-то бумажки, подошел к таможеннику и сказал: «Вон те четыре коробки — мой товар». Тот попросил показать бумажки, я забрал товар и уехал. Это был весь таможенный контроль — без пошлин, инвойсов, банковской ведомости, контракта, и уж тем более сертификатов.
Крупными заказчиками по-прежнему оставались государственные предприятия, а в коррупционной цепочке оказалась вся страна. Компаниям нужны были наличные, чтобы давать взятки, и массово начали появляться негосударственные банки, которые предлагали клиентам, грубо говоря, услуги обнала.
Но уже нельзя было прийти в банк и просто снять деньги: органы начали интересоваться обналом, а комиссия банка по таким операциям выросла до 20-25%. Стали изобретать схемы, в которые входил не только обнал, но и уход ото всех налогов, в том числе НДС.
В какой-то момент на рынке стали работать около 2-3 тысяч негосударственных банков. Они придумывали, как обналичивать деньги и уходить от налогов эффективнее — в основном это было перекладывание бумажек и документов. Банки конкурировали за клиентов, и комиссия за обнал начала падать.
1995-1998 годы. Таможня начала контролировать экспорт и импорт, вводить пошлины и дополнительный НДС. И на рынке появился сегмент, связанный с импортом. Например, самым простым способом сэкономить было занижение цен на ввозимый товар: покупали за 100 рублей, в договоре писали, что за 50 рублей, пошлину платили с половины цены, а продавали по рыночной. Таможня еще не проверяла, соответствует ли цена в контракте среднерыночной.
Появилась услуга конвертации и перевода денег за границу. Банки достигли вершины мастерства, появились оффшорные банки — те, кто открывал клиентам счета в других государствах, чтобы они могли не платить налоги. Для клиента готовили пакет документов и выводили в прибалтийские или кипрские банки миллиарды долларов безо всякого контроля.
Банк придумывал схему, первые год-полтора собирал повышенную комиссию, затем схему копировали другие банки, комиссия падала, и приходилось снова что-то придумывать.
«Сделай, чтобы было хорошо». Каким был бизнес в 90-е?
2001-2009 годы: появляется 115 ФЗ
Банки начали предлагать обналичивание почти бесплатно, за 2-3%, история с комиссиями по 25% пошла на спад. Банки объединялись, образовывали цепочки и демпинговали, а государство усиливало контроль.
Правила 115 ФЗ — в Деле
2001 год. Появляется 115 ФЗ, Центробанк начинает регулировать рынок и превращается в инструмент конкурентной борьбы: может лишить какой-то банк лицензии, а какой-то нет. Но пока 115 ФЗ еще не работает в полную силу — усиление контроля происходит постепенно
Центробанк усиливает контроль, но действует через банки — именно им приходится контролировать клиентов, чтобы не лишиться лицензии. В это время схемы усложняются: например, вместо компаний-пустышек создают компании, которые работают, платят налоги, но с номинальными директорами.
Еще нет систем мониторинга: чтобы Центробанку провести проверку, нужно приходить в банк и проверять документы.
2003 год. Возникают системы, в которых все транзакции между банками и компаниями отражаются в реальном времени. Развитие технологий дает Центробанку и налоговой возможность внедрять системы мониторинга, строить математические модели и просчитывать риски.
Если до этого времени предприниматели предлагали чиновникам и руководителям государственных предприятий взятки, то в нулевых всё перевернулось, и чиновники сами стали работать на откатах. Силовые структуры начали находить, кого можно было бы прижать. И тем, и другим нужно было платить, а для этого приходилось снимать наличные.
2003-2009 годы. Комиссии за обнал растут до 5-10%, схемы усложняются, а их обслуживание становится дороже: нужно платить налоги с оборотов по этим схемам. Центробанк массово закрывает банки по 115 ФЗ.
2010-2019 годы: компании устали и хотят работать в белую
Во всех отраслях торговли и импорта многие добились работы в белую, хоть это и было тяжело, а таможня и чиновники по инерции хотели зарабатывать на взятках и откатах. Бизнес устал от обнала и отмывания денег и хочет работать легально.
Но некоторые компании вынуждены обналичивать — например, те, кто работают с государственными заказами. Да, на входе в контракт есть система электронных торгов, но по завершении нужно подписывать акт приемки-передачи — это та точка, через которую можно вымогать взятку.
К 2015 году на рынке обнала не осталось независимых игроков. В регионах остаются те, кто обналичивает сотни тысяч рублей через ИП или платит себе зарплату, чтобы были наличные на всякий случай, но в масштабе страны крупных игроков нет.
Сейчас комиссии за обнал начинаются от 10% и зависят от ситуации. Стоимость услуг высокая, и, кажется, плата используется не для того, чтобы минимизировать налоговые издержки, а в большей степени для решения каких-либо проблем с властью.
Рассказывает анонимно
Мои друзья в Москве хотели купить действующие автомойки, чтобы провести модернизацию и зарабатывать на них. Они посмотрели больше ста компаний, и только у двух всё было в порядке с документами с точки зрения надзорных органов, законности договора аренды с городом, налогов и зарплат.
А если только у 2% компаний документы в порядке, это дает возможность для вымогательства: силовые или надзорные органы могут прийти с угрозами закрытия и попросить взятку. Но дать взятку переводом с расчетного на расчетный счет не получится — придется искать способы снять наличные.
Банки и государство пытаются контролировать наличные, чтобы предотвратить взятки, уход от налогов и отмывание денег, но из-за контроля страдают и честные компании.
Зеленый лимит в Модульбанке
У Модульбанка есть услуга «Зеленый лимит»: компания открывает счет в Модульбанке и оставляет заявку на подключение зеленого лимита. Банк автоматически рассчитывает, какую сумму можно выводить без ограничений, например 300 000 рублей.
Зеленый лимит суммируется с лимитом по тарифу. Например, по Зеленому лимиту банк дает 300 000 рублей, а по тарифу «Безлимитный» можно переводить на счет физлица 500 000 рублей, всего получается 800 000 рублей — эту сумму можно выводить на счет физлица с комиссией 0,75% и без риска блокировки счета по 115 ФЗ.
Зеленый лимит подходит тем, кто работает с «белыми компаниями», — эти компании платят налоги, официальные зарплаты и ведут прозрачный бизнес.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.