Предприниматели рассказывают, каким был для них прошлый год: как пережили пандемию, сколько заработали и чего ждут в 2021 году.
«Меня просили починить машину за торт»
Рассказывает Дария Каменская, владелица автомастерской
Полулегальная аренда и резина за хорошую работу
Это был ужасный год. 20 марта мы арендовали новое более просторное помещение под автосервис, а 28 марта началась пандемия. Мы проработали еще две недели, и в Москве ввели пропуска для автомобилей: ездить по городу можно было только на работу по специальным разрешениям.
Клиентов не стало, мы не работали три месяца, при этом платили полную стоимость аренды — мы новые арендаторы, поэтому никаких поблажек не получили.
В какой-то момент машины в сервисе стояли неделями — у людей не было денег, чтобы расплатиться и забрать их. А у меня не было денег, чтобы платить аренду и зарплату механикам, поэтому все, кто приехали из других регионов, уехали по домам.
Было непонятно, когда всё закончится, мы хватались за любые заказы, лишь бы удержаться, и даже связались с неприятными людьми. Нам предложили отремонтировать и покрасить двадцать старых коллекционных машин. Часть работы сделали, а когда нужны были деньги, чтобы мы могли работать дальше, человек отказался платить. Затем начал говорить, что всё плохо сделано, что мы должны вернуть предоплату и чуть ли не доплатить из своих. Мы вернули машины назад и попрощались. Сейчас я понимаю, что клиент сразу вел себя так, а я игнорировала сигналы, потому что нужны были деньги.
Всё резко изменилось в августе: люди поняли, что пандемия не закончится, а отдохнуть хочется, и решили поехать на Черное море на машинах. Вот тут начался повышенный спрос на наши услуги.
Сейчас у нас всё хорошо, но мы еще не вылезли из долгов, которые появились за время простоя: общая сумма долга — 600 000 рублей, осталось отдать 250 000 рублей. Зато заказов много, на малярные работы всё до февраля расписано. Чтобы всё успеть, я наняла помощницу — ее зовут Лена, и она очень меня выручает. Это мы:
Но важно другое. Впервые за много лет люди стали менять услуги на услуги: например, починить машину за торт на День рождения. По клиентам видно, как люди теряют деньги: кто ездил на дорогих машинах, пересели на авто попроще и подешевле.
По клиентам видно, как люди теряют деньги: кто ездил на дорогих машинах, пересели на авто подешевле
Поставки запчастей тоже нарушились: если раньше почти всегда всё было в наличии, а заказы выполнялись чуть ли не моментально, то сейчас ничего нет, а детали надо ждать. При этом цены на запчасти и расходники выросли. Всё это немного напоминает девяностые.
В 2020 году закрылось много автосервисов, а те, кто пытались работать, получили огромные штрафы. Мы пока работаем, но поняли, что не нужно строить планы — лучше жить здесь и сейчас. В этом году отдадим долги, а затем будем стараться не набрать новых.
«Столько клиентов, как в 2020-м, не было никогда»
Рассказывает Анна Симакова, управляющий партнер клиники «Три сестры»
Однажды пациент убежал ночью в лес
Это был самый финансово успешный год за последние пять лет.
В начале года у нас было много идей про развитие и инвестиции, но в марте, когда началась пандемия коронавируса, мы всё заморозили и начали думать, как пережить это время. Прежде всего мы приостановили проекты, которые требовали денег. Например, мы хотели построить второй бассейн для наших пациентов, провести реконструкцию кафе и сделать открытую кухню, но решили подождать с этим.
Не получились проекты по международному обучению сотрудников: курсы и конференции были отменены, обучение приостановлено. Планировалась поездка наших физиотерапевтов в испанский реабилитационный центр, от нее пришлось отказаться.
Но не все планы мы отменили: например, всё равно отремонтировали кровлю клиники, потому что это это важно для безопасности.
Главное: у нас стало больше пациентов. В этом году многие государственные учреждения переоборудовали для больных коронавирусом, и люди, которые проходили реабилитацию после инсультов и травм там, стали обращаться в нашу клинику. Пока многие частные поликлиники переживали тяжелое время, у нас была самая высокая загрузка за всё время работы, потому что реабилитация после инсульта и травм нужна, ее нельзя отложить, а госучреждения не могли с ней помочь.
Многие частные поликлиники переживали тяжелое время, у нас же была самая высокая загрузка за всё время работы
В 2020 году мы открыли новые направления:
- реабилитацию после коронавируса. Состояние после многих болезней схоже, поэтому мы смогли использовать наш опыт и оборудование для людей после тяжелой формы коронавирусной инфекции;
- реабилитацию онлайн — чтобы поддержать наших пациентов из других регионов, которые не смогли приехать в этом году. Такая реабилитация не заменит привычную, но если есть родственники, которые готовы заниматься с близкими по нашим инструкциям, она может быть эффективной.
Прошлый год заставил нас проанализировать и перестроить внутреннюю работу клиники. Например, мы пересмотрели:
- систему оплаты и график работы. Теперь сотрудники могут выбирать, сколько смен работать, и так больше зарабатывать, а график стал более гибким;
- коммуникацию врачей и родственников. Мы закрыли посещение пациентов, поэтому было важно больше общаться с родственниками онлайн, обсуждать их страхи, облегчать переживания;
- принцип обучения. Сотрудники стали больше учиться онлайн — думаю, благодаря пандемии мы поняли, насколько это удобно, и теперь активно учимся через интернет.
Победители премии «Сделано в России» — на сайте Сноба
Еще мы получили премию «Сделано в России» журнала «Сноб» — выиграли в номинации «Бизнес-прорыв». Эта премия морально поддержала всю команду: сейчас статуэтка путешествует из кабинета в кабинет, все с ней фотографируются, показывают близким и радуются. Это был тяжелый год, а премия стала поводом для радости.
Думаю, в 2021 году мы будем работать в тех же условиях, что в 2020-м: с ограничениями в связи с коронавирусом, вспышками числа заболевших, нововведениями в законах. Но радует, что уже есть опыт и понимание, как нужно делать.
«Мы планировали увеличить обороты, но остались на уровне 2019 года. Это провал»
Рассказывает Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
Мне нужно было в декрет, а я пошла в бизнес
Для агентства 2020 год был самым обычным. Мы планировали увеличить обороты до 200 млн рублей в год, но остались на прежнем уровне — 180 млн рублей. Для меня это провал, потому что есть инфляция, и если компания не растет каждый год, значит, она уменьшается.
Для команды год тоже был сложным: некоторым сотрудникам тяжело работать дома и перестраиваться на новые задачи. В агентстве есть люди, которые приехали из других регионов и снимали жилье со знакомыми и коллегами. И было некомфортно день за днем сидеть дома вдали от близких, поэтому они увольнялись совсем и возвращались домой.
Зато удаленная работа помогла мне понять, кто работает рядом со мной. Всё же в офисе больше контроля и ответственности, а дома люди чувствуют себя расслабленнее. Так, одна сотрудница решила оформить платеж от клиента на свое ИП — отправила ему документы со своими реквизитами, но хорошо, что клиент заметил подлог.
Еще от нас ушли несколько клиентов, в основном это кафе и рестораны, туристические компании — как раз те, кто пострадал от пандемии. Но на их место пришли другие.
Недавно мы переехали в новый офис, но не арендовали его, а купили. Поэтому когда мы перешли работать на удаленку, нам не нужно было платить аренду, что очень помогло. На свой офис копила несколько лет и рада, что купила его. Думаю, что дальше часть сотрудников останутся работать из дома, а свободное место в офисе можно будет использовать для расширения компании.
Но это был классный год для меня лично: я продолжила заниматься бегом, научилась кататься на велосипеде, поднялась на вершину Эльбруса, записалась и начала готовиться к Айронмену — соревнованиям по триатлону, которые состоят из бега, плавания и заезда на велосипеде.
Еще я нашла новую сферу бизнеса, в которую хочу инвестировать, — производство протеиновых батончиков. Наверное, если бы я не занималась спортом, вряд ли бы заинтересовалась этим, а сейчас открою что-то новое для себя.
На 2021 год поставила для агентства цель выйти на оборот в 220 млн рублей.
«Это был бестолковый год: кладбища закрылись, а поставщик поднял цены»
Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli
Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом
Всё, что мы планировали на 2020 год, сделать не смогли. Весной у нас должно было начаться строительство еще одного похоронного дома, но из-за пандемии и ограничений получили разрешения только к концу года. Строительство теперь начнется в марте 2021 года — получается, на год позже.
Если в целом, год бестолковый: на время пандемии закрылись кладбища, с которыми мы работаем, а поставщик стройматериалов поднял цены в полтора раза — такого никогда не было. Госструктуры нормально не работали и не работают до сих пор: даже когда прием возобновили, они всё равно затягивали сроки, прикрываясь пандемией.
Что касается выручки, всё сложно. Сезон в похоронном бизнесе — с апреля по октябрь: люди идут на кладбища, смотрят на состояние могил, заказывают новые памятники и ограды. В этот сезон на кладбища не пускали, поэтому заказов было очень мало, но мы перекрыли потери доходами от похоронных услуг — смертность в этом году выше обычного.
Заказов было очень мало, но мы перекрыли потери доходами от похоронных услуг — смертность в этом году выше обычного
Во время пандемии надеялся, что государство как-то поможет, но нас не отнесли к пострадавшей отрасли. Хотя нам пришлось покупать маски, перчатки и защитные костюмы, чтобы продолжать работать, а весной они продавались по очень завышенной цене.
Во всём этом вижу только один плюс: теперь мы хотя бы понимаем, как работать в таких условиях и чего ждать в 2021 году.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.