Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Как устроен рынок частных кинотеатров

До пандемии, в локдаун и после 24.02
Как устроен рынок частных кинотеатров
3 мая
1132
6

В 2021 году в России было 2159 частных кинотеатров — это те, что выжили после локдауна, когда работа киноплощадок была приостановлена. В феврале 2022-го этот бизнес вновь столкнулся со сложностями, которые теперь связаны с политикой. Из-за санкций зарубежные кинокомпании уходят из России, а заменить их картины нечем. Мы поговорили с двумя владельцами частных несетевых киноплощадок и узнали, как они пережили пандемию и что сегодня думают о будущем индустрии.

Эксперты — Андрей Алексеев*, основатель киноклуба «Нефть» в Ярославле, и Анна Шелудченко, гендиректор кинотеатра «Мир» в Невинномысске (Ставропольский край). Записалa Мария Лебедева.

Какими бывают частные кинотеатры по репертуару

* 30 декабря 2020 года Андрей Алексеев был признан СМИ-иноагентом.

В зависимости от контента кинотеатры делят на художественные и коммерческие. В первых показывают фестивальное и авторское кино. Причем нередко после просмотра зрители могут обсудить фильм с кинокритиком или режиссером. А в коммерческих кинотеатрах крутят то, что любит массовый зритель: экшен, фэнтези, ужасы, мелодрамы.

Обсуждение фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» в киноклубе «Нефть» в 2015 году.

Андрей*: «Арт-кинотеатры чаще всего малодоходные, зато они продвигают кино как искусство. А коммерческие умеют угодить своим репертуаром широкому кругу зрителей и потому хорошо зарабатывают. Этим они помогают индустрии развиваться».

Небольшую доходность арт-кинотеатров объясняют, во-первых, тем, что кинофестивали проходят нечасто, а значит, в год появляется не так много успешных картин. К примеру, золотой жилой «Нефти» много лет была программа Манхэттенского кинофестиваля короткометражного кино, который проходит каждую осень.

А во-вторых, артхаус привлекает особенного зрителя, причем не только содержанием. Например, «Нефть» показывает фильмы на языке оригинала с русскими субтитрами, и это сразу отсеивает тех, кто ленится читать. Костяк аудитории художественного кинотеатра — люди 25-40 лет.

Как рассказывает основатель «Нефти», зрители постарше приходят в арт-кинотеатр, чтобы посмотреть фильмы культовых режиссеров, например, Антониони, Феллини. А молодежи нравятся аниме, сериальный контент.

По опыту владельцев кинотеатров, в небольших городах артхаус непопулярен, поэтому там выгоднее открывать коммерческие кинотеатры.

Анна: «В Невинномысске, где наша компания в 2008 году купила кинотеатр, живут около 115 тыс. человек. У нас авторское кино не востребовано, поэтому мы сосредоточились на популярных жанрах: на анимации, семейных фильмах, триллерах. Ставрополь в четыре раза крупнее. Там с 2005 года мы владели еще одним кинотеатром и показывали в нем даже балеты и оперы в прямой трансляции — и люди ходили».

Легко ли открыть свой кинотеатр

Основатель киноклуба «Нефть» Андрей Алексеев* с 2008 года работал в большом ярославском кинотеатре, а к 2014-му созрел для того, чтобы открыть собственный. Он выиграл на муниципальном аукционе право арендовать зал в Доме культуры «Нефтяник» при нефтеперерабатывающем заводе. Это место и дало название проекту. Аренда стоила 1 млн руб. в год.

В начале 2000-х этот зал реконструировали под другой кинотеатр, но тот проработал недолго, и несколько лет помещение пустовало. «Нефти» оно досталось с динамиками Dolby Surround и мягкой мебелью. Регистрация ИП и договора аренды муниципального имущества в Росреестре обошлась приблизительно в 40 тыс. руб. Оставалось сделать косметический ремонт и купить комплект цифрового оборудования DCP, который стоил 2,5 млн руб. Со всем этим справились за три месяца.

По числу залов кинотеатры можно разделить на однозальные, миниплексы (2-8 залов) и мультиплексы (больше 9 залов).

Компания Анны Шелудченко в 2008 году не арендовала, а купила кинотеатр-однозальник на 700 мест и расширила его до трехзальника. На это понадобилось 15 млн руб. Тогда индустрия была на подъеме, и Невинномысск оказался перспективным местом для такого бизнеса. Город развивался, доходы жителей позволяли им отдохнуть в кинотеатре.

Кинотеатр «Мир» в Невинномысске (Ставропольский край)

Вообще по числу залов кинотеатры можно разделить на однозальные, миниплексы (2-8 залов) и мультиплексы (больше 9 залов). Последние — гиганты, рядом с которыми у маленького кинотеатра нет шанса выжить. Например, четыре года назад Анне пришлось закрыть кинотеатр в Ставрополе, потому что напротив него появился мультиплекс. «Мы не выдержали конкуренции ни по репертуару, ни по техническим новинкам», — рассказывает она.

Сколько и на чем зарабатывают несетевые кинотеатры

Интересно, что до 70% выручки кинотеатрам могут приносить не киносеансы, а кинобары, где продают попкорн, снеки, кока-колу, молочные коктейли — то, что можно взять с собой в зал. Например, маржинальность попкорна до недавних событий была от 500%, но сейчас только 200%.

Андрей*: «Из-за пандемии, а теперь и после ухода из России зарубежных кинокомпаний доходы всех кинотеатров упали. До 2020 года "Нефть" выручала под 700 тыс. руб. в месяц. После всех расходов (аренда, налоги, зарплата, техобслуживание, прокатные права) чистой прибыли оставалось около 100 тыс. руб. Бизнес окупался около пяти лет».

Коммерческий кинотеатр, в который Анна Шелудченко вложила 15 млн руб., тоже окупился за пять лет, но для трехзальника это немного.

Анна: «Десять лет назад наши дела шли хорошо. Например, за 2010 год кинотеатр посетили около 160 тыс. зрителей. Если перевести это в деньги, получится примерно 26 млн руб.».

Минимальную стоимость билетов обычно предлагают дистрибьюторы, у которых кинотеатры получают права на прокат. Отталкиваясь от этой суммы и от уровня жизни в регионе, кинотеатры делают свою наценку.

«Когда в 2008 году мы открывались в Невинномысске, билет стоил в среднем 200 руб., сегодня — 300 руб. Это ниже, чем во многих других городах, потому что наши жители очень чувствительны к повышениям цен», — поясняет гендиректор кинотеатра «Мир» в Ставропольском крае. Билеты ярославской «Нефти» до 2020 года стоили от 220 до 350 руб.

Режим работы кинотеатра может быть разным. «Нефть» до пандемии работала в формате вечернего кинозала — три сеанса с 17:00 по полуночи. «Мир» в Невинномысске до февраля 2022 года открывался в 10:00, последний сеанс начинался в 22:00 и заканчивался также в полночь.

Как кинотеатр решает, что показывать зрителям

До пандемии в России четыре раза в год проходили кинорынки. На них менеджеры по репертуарному планированию знакомятся с информацией о новинках или участвуют в закрытых просмотрах готовых картин. После этого решают, что стоит показать зрителям.

Есть фильмы, которые коммерческий кинотеатр не может не взять — например, картины от Marvel.

Дальше кинотеатр договаривается с прокатчиками, на какой срок и на какое количество сеансов они дадут ему фильм. Когда договор заключен, кинотеатр получает право на неисключительную лицензию, то есть право на показ картины. На этом этапе он ничего не платит прокатчику, но когда срок проката истекает, отчисляет ему 50% выручки.

Есть и другой вариант, когда прокатчик просит заранее заплатить определенную сумму. Но давать деньги вперед при нестабильном зрительском интересе кинотеатрам невыгодно.

Львиную долю выручки коммерческим кинотеатрам приносят именно голливудские хиты.

Репертуар и расписание сеансов менеджер по репертуарному планированию (нередко это сам руководитель кинотеатра) составляет, исходя из анализа зрительских предпочтений и статистики посещаемости. Есть фильмы, которые коммерческий кинотеатр не может не взять, — например, картины от Marvel.

Анна: «Зрители их ждут, значит, можно выставлять в расписании максимальное количество сеансов. Другие фильмы, которые рассчитаны на более узкую аудиторию, расставляются более точечно по времени и формату. К примеру, молодежь с удовольствием пойдет на поздний сеанс фильма ужасов».

Просто взять кино у западного правообладателя и показать на своей площадке нельзя. Это запрещает Минкультуры. Оно контролирует выход фильмов в России через выдачу прокатных удостоверений дистрибьюторами. Можно организовать локальный кинофестиваль, но это затратно. Кроме того, с 2019 года все кинофестивали нужно согласовывать с Минкультуры.

Еще кинотеатры ежемесячно платят 1-3% от выручки Российскому авторскому обществу за музыку, которая звучит в фильмах. И около 5% отчисляют сервису онлайн-бронирования билетов.

Число сотрудников кинотеатра зависит от количества залов. У однозальника «Нефти» до 2020 года было 10 работников, у трехзальника «Мира» — 28.

Как кинотеатры пережили пандемию

В Ставрополье кинотеатры простояли в локдауне восемь месяцев — дольше, чем в других регионах. Государственных субсидий не хватало, чтобы все это время выплачивать зарплаты сотрудникам. Поэтому Анне Шелудченко пришлось взять кредит в Фонде микрофинансирования при Правительстве Ставропольского края и оставить в залог здание кинотеатра и землю под ним.

Летом кинотеатр устраивал уличные сеансы с кинобаром на вынос: так удавалось немного заработать. Но осенью показывать кино на улице стало невозможно, а работать в прежнем режиме им все еще не разрешали.

«Одно дело, когда губернатору пишет один-два кинотеатра, другое — когда обращается отраслевая ассоциация».

Чтобы повлиять на властей, частные кинотеатры края объединились и стали писать письма в Минкультуры, Минэкономразвития, Роспотребнадзор, губернатору и в прокуратуру. Обращения поступали и от Ассоциации владельцев кинотеатров, куда входят более 700 кинотеатров России. Анна тоже является ее участником.

Анна: «Одно дело, когда губернатору пишет один-два кинотеатра, другое — когда обращается отраслевая ассоциация. В конце концов регион посетил омбудсмен Борис Титов и провел встречу с представителями разных бизнесов. У него получилось донести до губернатора, в каком мы положении, и вскоре кинотеатры открыли».

По подсчетам Анны, в 2020-м кинотеатр посетили всего 60 тыс. зрителей, что очень убыточно. Только в 2021-м бизнесу удалось выйти в ноль.

В Ярославской области кинотеатры были закрыты четыре месяца, но «Нефти» повезло меньше, чем «Миру».

Летом 2020-го команда Андрея Алексеева* организовала уличный автокинотеатр «Нефть на маяке»: люди смотрели фильмы из автомобилей, соблюдая социальную дистанцию.

В августе «Нефть» открылась, но уже в октябре арендодатель — тот самый ДК «Нефтяник» — предложил проекту расторгнуть договор аренды. Сказали, что причина — в долгах по аренде, накопившихся за месяцы простоя. Начались судебные разбирательства. Продолжать работу в прежнем виде киноклуб уже не мог. С тех пор он существует без своего помещения: показы проходят раз в неделю на дружественных городских площадках.

Кинопоказ проекта «Нефть» в ярославском кинотеатре «Киномакс-Аура» в 2021 году.

Но на этом беды «Нефти» не закончились. В декабре 2020-го Андрея Алексеева* признали СМИ-иноагентом. По его мнению, это могло случиться из-за обсуждений в киноклубе, которые зачастую затрагивали политику.

Андрей*: «Я буду настаивать на отмене статуса, потому что не понимаю, почему эта деятельность может рассматриваться как политическая».

Что происходит сейчас

В марте голливудские компании Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount, Universal остановили кинопрокат своих релизов в России. Кроме того, отменен ближайший кинорынок, который должен был состояться в мае. На фоне общего кризиса заполняемость залов упала на 80%, а вместе с ней выручка. Это стало новым ударом для частных кинотеатров.

Из-за изменившегося курса доллара цена одной проекционной лампы выросла до 90 тыс. руб.

Анна: «У людей сложилась многолетняя привычка смотреть европейское и голливудское кино, и за пару месяцев мы не сможем изменить их вкусы, приучить к индийскому контенту, например. А на одних российских картинах наш бизнес не сможет благополучно существовать, потому что не каждый отечественный фильм успешен, как “Движение вверх”».

Беспокоит предпринимателей и стоимость импортных проекционных ламп. Из-за изменившегося курса доллара цена одной лампы выросла до 90 тыс. руб.

«Миру» было выгоднее закрыть один из трех залов, чем закупить для каждого новую лампу. Еще пришлось сократить часы работы кинотеатра. Теперь сеансы начинаются в 14 часов в будни и в 11-12 в выходные. Это повлекло за собой сокращение шести сотрудников.

Многие кинотеатры, которые участвовали в программах зарубежных фондов, например, фонда Eurimage, лишились их поддержки, в том числе финансовой.

Андрей*: «Раз в год мы получали деньги на продвижение европейского кино. Это была часть нашей бизнес-модели, ведь без дополнительных средств арт-кинотеатр вряд ли может быть прибыльным».

Eurimage — проект Совета Европы. Теперь, когда Россия вышла из него, все российские участники программы автоматически теряют свое членство в программе.

Андрей Алексеев* считает, что будущее за общественными пространствами, где будет не только кино, но и библиотеки, музейные экспозиции, возможности для дискуссий и обучения.

«Нефть» будет работать, пока не закончатся прошлогодние кинозакупки. Что будет в мае и дальше, по словам Андрея*, невозможно предугадать. Если он поймет, что зрители перестали приходить на сеансы, потому что им неинтересно или просто нечем заплатить за билет, проект прекратит работу.

По мнению Анны Шелудченко, все, что сейчас может спасти индустрию, — это помощь государства. Без нее число частных кинотеатров уже к осени сильно сократится. И кинотеатр станет очередным торговым центром или шоурумом.

По-настоящему бесплатный тариф для бизнеса!

Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам

Узнать
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
27806
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.