Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Заранее узнать о выездной проверке
Налоговая вправе прийти в компанию с проверкой: изучить документы, поговорить с сотрудниками, осмотреть помещение. Чтобы проверка не стала внезапной, рассказываем, как узнать о ней заранее.
Советами делится юрист Денис Савин, в прошлом — налоговый инспектор из отдела выездных проверок.
Какими бывают проверки
У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.
Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.
Камеральная проверка — ст. 88 Налогового кодекса
Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Но есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал — значит, вопросы могут быть по сделкам за третий квартал.
Выездная проверка — ст. 89 НК РФ
Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.
Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом у нее нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.
Налоговая не вправе приехать просто так, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом — управлением ФНС России по соответствующему субъекту федерации.
Должна ли налоговая предупреждать о проверке
Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждение не получится.
На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.
Читайте также:
Налоговая рекомендовала форматы обязательных реестров по нулевой ставке НДС
Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая инспекция назначает выездную проверку в такой-то компании.
Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.
О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее есть от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.
Запрос о сделках за три года
Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.
Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит все, что налоговая поняла из документов. Например:
Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведения от других госорганов, например от ГАИ или органов ЗАГС. А еще запрашивает сведения у компании.
Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.
Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на ст. 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.
Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая
В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.
Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ ее цен и цен конкурентов. «Поляна» отправила.
Оказывается, налоговая так искала подтверждение того, что «Поляна» занижала цены для конкретного клиента. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны» и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.
Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.
Вызов на комиссию
Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.
Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.
Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо ФНС России
У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Документ перестал действовать, но причины для приглашения не комиссию не изменились. Среди них:
Как пройти зарплатную комиссию
Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ хоть час, хоть два.
Налоговая показывает риски и предлагает доплатить налоги добровольно, иначе проведет выездную налоговую проверку. Если не согласны с требованиями, в ответ нужно собрать доказательства, подготовить пояснения и подать в налоговую возражения на протокол.
Проверка партнеров
Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.
Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».
Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — все, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.
Читайте также:
Предприниматели смогут сдавать декларации через личный кабинет налогоплательщика
Запрос помогает сопоставить сведения от компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.
Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какой налоговой пришел запрос.
Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывают поручение от другой налоговой.
На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:
А это поручение запросить документы:
Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.
Запрос от полиции
Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела (это часть доследственной проверки) и после.
Как пройти проверку с полицией — статья «Дела»
По опыту, если в компанию пришел запрос, скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которые участвуют в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.
Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советуем перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.
Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советуем периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Короче
Признаки будущей проверки:
запрос налоговой о сделках за три года;
запрос полиции;
встречная проверка у партнеров;
вызов на комиссию налоговой.
Как подстраховаться:
попросить бухгалтера сообщать, если приходят запросы от налоговой или полиции;
подружиться с бухгалтерией партнеров, чтобы бухгалтеры предупреждали о вопросах о вашей компании.
От 3 до 6 месяцев
есть у компании до проверки, если она заметила соответствующие признаки.
Сейчас читают:
Что нельзя рекламировать
Удаляем негативные отзывы
Списать долг перед налоговой
Что нельзя рекламировать
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.