На сайт банка

Дорогая, долгая и непредсказуемая — такой европейская логистика стала для отечественного бизнеса этой весной. Помимо логистики, усложнился процесс оплаты, поиск поставщиков и партнеров и другие вещи. Мы поговорили с тремя предпринимателями о проблемах с экспортом/импортом и о том, как удается их решать. А еще выяснили, что, несмотря на колоссальные трудности, реально нарастить поставки и продажи.

Эксперты — Тарас Коваль, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС), Евгений Фадеев, руководитель компании грузоперевозок и экспедиции ООО «Джон Голд», Артем Ступак, сооснователь «АйдоЛаб», Артем Дергачев, владелец бренда нижнего белья La-lama, и Павел Баздырев, основатель производства микрофонов «Союз». Записалa Мария Лебедева.

Что и как изменилось

До 2022 года рынок грузоперевозок работал по ясным правилам, понятным всем его участникам. Но этой весной произошло много изменений, из-за которых пришлось перестраиваться и бизнесу, и логистическим компаниям.

  • Работу в России приостановили крупные зарубежные перевозчики: TNT, FedEx, UPS. Еще одна служба экспресс-доставки — DHL — по-прежнему возит грузы по России и за границу, но ограничила экспортные перевозки в страны ЕАЭС (Евразийского экономического союза — прим. ред.) и Украину, а также импорт по всем направлениям.
    Объявления о приостановке работы на сайтах FedEx и TNT.
  • Приостановили работу крупные судоходные компании — ONE, Hapag-Lloyd, HMM, MSC, Maersk и CMA CGM. В этой статье, например, мы рассказывали, как уход Maersk сказался на работе компании по обжарке кофе Roasting Brew: кофейные зерна ей доставляли по морю.
  • Отечественные перевозчики тем временем попали под санкции — российским судам запретили заходить в европейские порты; перестали пускать на территорию Евросоюза и грузовые автомобили из России и Беларуси. Теперь им приходится передавать грузы на границе европейским коллегам, в основном из Прибалтики, Польши, Германии и Португалии. Грузов так много, что те не справляются.
  • Проблемы создают очереди на границе: таможня проверяет, не везут ли перевозчики санкционный товар из Европы в Россию и наоборот; грузы и документы тщательно досматривают.

Все это делает перевозки на европейском направлении дорогими и долгими. Срок, в который груз прибудет на место, иногда невозможно предугадать. Сильнее всего пострадало скандинавское направление. Грузооборот северо-западных портов России, в числе которых Петербург и Ленинградская область, сократился на 41%. Объем контейнерных перевозок из Западной Европы и стран Атлантики в петербургский порт снизился на 70%.

Евгений Фадеев, директор компании ООО «Джон Голд»: «Раньше автоперевозчики точно знали, сколько дней машина едет в Европу. Теперь на европейском направлении срок доставки прогнозировать очень тяжело. Следовательно, сложности возникают и с формированием цен. Например, до марта машина из Германии в Москву стоила до 5 тыс. евро. В марте цена упала в два раза, а в апреле резко выросла до 10-12 тыс. евро.

Меньше изменилась работа на китайском направлении: немного увеличились сроки доставки товаров из-за карантинных мер, но большого падения объема грузоперевозок в обе стороны не наблюдаем. С турецкими перевозками тоже нет перебоев.

Хорошо идут грузы (например, одежда, промышленная химия, оборудование) из Бангладеша, Индии и Пакистана через Иран и Азербайджан и обратно. Многие клиенты, которые раньше возили импортные товары через Новороссийск и Санкт-Петербург, при отсутствии иных вариантов перестроились на иранское направление и довольны им. Сроки на нем легче прогнозировать — на все нужно около 35-40 дней».

Согласно опросу Wildberries, 70% российских предпринимателей, торгующих российскими и азиатскими товарами, не испытывают проблем с логистикой. На китайском направлении чаще всего товары возят по железной дороге. И хотя сейчас это самый надежный способ доставки, с ним есть сложности из-за загруженности.

Помимо логистики, компании сталкиваются с другими санкционными трудностями. Вот какие отмечают наши герои-предприниматели:

  1. Сложности с оплатой партнерам-иностранцам и международным перевозчикам из-за санкций в финансовой сфере.
  2. Отказ некоторых зарубежных партнеров работать с российскими предпринимателями.
  3. Введение новых пошлин для российских экспортеров в некоторых странах.

Что говорят предприниматели?

Павел Баздырев, основатель производства микрофонов «Союз»: «Экспортные продажи падают, но зарубежные конкуренты освободили для нас российский рынок»

Мы делаем микрофоны в Туле и продаем их за рубеж — в США, Европу. Оптимальным способом доставки для нас была курьерская почта: FedEx, UPS, DHL, EMS. Когда две из этих компаний — FedEx и UPS — приостановили работу в России, мы остались с DHL. Она сейчас принимает заказы только на экспорт. Цены на ее услуги остались прежними: они зависят от веса партии, диапазон — от 30 до 100 долларов за посылку. Но сроки доставки немного выросли. Если раньше заказ в США доезжал за 3-4 дня, то сейчас за 5-7 дней.

Все наши микрофоны доставляются самолетами: до этой весны они летали через Европу, а теперь через Бахрейн — в том числе бахрейнскими авиалиниями Gulf Air.

Микрофоны «Союз»

Наша продукция попала в список товаров, которые запрещено вывозить из страны без документов, подтверждающих, что они сделаны в России. Этот список — ответная мера нашего правительства на антироссийские санкции. Несколько дней мы потратили на то, чтобы собрать необходимые сертификаты. С этим нас выручили тульские власти и Тульская торгово-промышленная палата — НКО, помогающая предпринимателям. А буквально недавно требование о предоставлении на таможне таких документов для нас отменили.

В странах заказчиков никаких дополнительных бумаг у нас не просили. Но возникли другие проблемы.

Первая — на нашем ключевом рынке появились дополнительные ввозные пошлины. За отправку продукции в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Великобританию мы платим этим странам 35% от стоимости товара. Из-за этого нам пришлось поднять свои цены.

Вторая — есть задержки с поставкой импортных комплектующих, да и цены на них выросли. Подорожал даже российский металл, поскольку он привязан к биржевым котировкам.

Третья — некоторые заказчики без каких-либо объяснений отказались покупать российские микрофоны. Возможно, они боятся санкций. Мы нашли такой выход: например, чтобы доставить товар в Берлин, привозим его сначала в Америку, растаможиваем и после этого отправляем в Германию. Но не все согласились продолжать работу даже по такой схеме.

Экспортные продажи падают, поэтому мы собираемся сфокусироваться на российском рынке. Сейчас разрабатываем для него специальную модель микрофонов. К счастью, наши зарубежные конкуренты ушли из России и открыли для нас новые возможности.

Артем Дергачев, владелец мастерской нижнего белья La-lama: «Тканями и нитками закупились про запас»

Наше производство сильно зависит от импорта: мы используем турецкие ткани, немецкие нитки, японское оборудование, китайские кружева. Все это поступает нам через сборные перевозки. Ткани из Турции раньше везли таким автомобильным маршрутом: Турция — Болгария — Румыния — Молдова — Украина — Россия (Петербург). Теперь их везут через Грузию, и срок доставки на северо-запад увеличился с шести дней до двух недель или больше. Стоимость перевозки тоже выросла — с 50 центов за 1 кг груза до 1 доллара. Нам удалось закупить тканей на полгода вперед, хотя обычно закупаем только на три месяца. Это не очень полезно для бизнеса, но так мы чувствуем себя спокойнее.

Импортные ткани и нитки, которые закупает La-lama.

Некоторые зарубежные компании отказались поставлять в Россию свою продукцию: например, производители ниток — немецкий Gutermann и английский Coats. Но мы успели купить нитки про запас, хоть и по высокому курсу — 130 руб. за евро. Последнюю поставку удалось перебросить через Белоруссию, а в будущем Gutermann нам будут доставлять через Казахстан.

Если говорить о заказах от наших покупателей из других стран, то их было немного — 4% от общего числа продаж. Этой весной их доля уменьшилась до 2%. В основном это частные лица, жители Белоруссии и Казахстана. Мы отправляем им покупки «Почтой России» и СДЭКом и пока не заметили задержек. Проблема появилась только с оплатой. Чтобы решить ее, открыли счет в казахстанском банке, но и это скоро перестало работать. Сейчас мы не можем даже по нему принимать оплату более чем из 40 стран, в том числе из Белоруссии.

Артем Ступак, сооснователь «АйдоЛаб», компании-импортера пакетов для отбора проб Nasco из США: «Логистика усложнилась, зато спрос на ваш товар вырос»

Мы продаем в России американские пакеты для отбора проб. Их покупают государственные и коммерческие лаборатории, например, центры гигиены и эпидемиологии. Наш товар не попал в санкционный список, поэтому мы можем провозить его через Европу.

Пакеты для отбора проб Nasco.

До этой весны компания-производитель Nasco была готова сама организовать доставку пакетов в Россию морем или авиасообщением. В марте ее представители сообщили нам, что в дальнейшем не смогут делать этого из-за высокого риска блокировки грузов, которые едут в Россию. Нам пришлось организовать логистику самостоятельно, и мы нашли российского перевозчика, у которого есть партнеры в европейских странах.

Из США в Европу продукция идет морским путем, а из Европы в Россию ее везут на грузовых машинах. Раньше весь маршрут из Америки до нас занимал два месяца, а теперь три. Во-первых, в американских портах сейчас образовались большие очереди. А, во-вторых, много времени уходит на досмотры на европейских и российских границах: таможенные службы выясняют, что везут машины, откуда и куда. Если нас не просят выгрузить из машины весь товар для проверки, то удается немного сэкономить время.

В последние месяцы заказов на пакеты для проб стало больше, поэтому импортировать товар мы стали чаще. Возможно, наши канадские конкуренты снизили свои поставки в Россию. На это могла повлиять осложнившаяся логистика.

Вместо морской мы планирует наладить авиадоставку из США до Европы. Это дороже на 40-50%, но в два раза быстрее.

Счёт для бизнеса онлайн за 5 минут

Делать бизнес проще — наше дело

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Готовый бизнес-план для пекарни
Готовый бизнес-план для пекарни
22 июля
8 мин
Рынок Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
19 июля
22 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Полезные ссылки:
формат логистики маркетплейса ozon логистика казань экспресс логистика вайлдберриз для поставщиков транспортный контейнер в налоговую транспортный модуль егаис для чего нужна транспортная накладная санкции за незаконное предпринимательство штрафные санкции в трудовом договоре санкции отключение от swift параллельный импорт при санкциях расчетный счет для самозанятых по грузоперевозкам патент на самозанятость грузоперевозки перевозка денежных средств без инкассации перевозка овощей и фруктов налоговые каникулы грузоперевозки увольнение в связи с беременностью главная цель управленческого учета выездная налоговая проверка в отношении физического лица пути эффективного делегирования страны без ндс инвойс китай образец фулфилмент контакты валютный кризис ограничения ип раздача продуктов отключать россию от swift пока не будут решение о закрытии ситуация с логистикой из китая бизнес цветы на 8 марта растаможка рф банки под санкциями время регистрации ип где найти продукты бесплатно проблемы логистических компаний ликвидация компаний сколько стоит растаможка оборудования из китая экспорт в страны таможенного союза ндс основные показатели рынка вина в россии план налоговых проверок на 2022 год логистика россии в условиях санкций
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
119858
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.