Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Санкции и логистика: как живет бизнес, связанный с зарубежными поставками
Дорогая, долгая и непредсказуемая — такой европейская логистика стала для отечественного бизнеса этой весной. Помимо логистики, усложнился процесс оплаты, поиск поставщиков и партнеров и другие вещи. Мы поговорили с тремя предпринимателями о проблемах с экспортом/импортом и о том, как удается их решать. А еще выяснили, что, несмотря на колоссальные трудности, реально нарастить поставки и продажи.
Что и как изменилось
До 2022 года рынок грузоперевозок работал по ясным правилам, понятным всем его участникам. Но этой весной произошло много изменений, из-за которых пришлось перестраиваться и бизнесу, и логистическим компаниям.
Положения пятого пакета санкций Евросоюза против России — на сайте Европейского совета
Перечень товаров, по которым запрещены импортные и экспортные операции с Россией в Евросоюзе, США, Великобритании, Японии, Швейцарии, Канаде и Австрали
Все это делает перевозки на европейском направлении дорогими и долгими. Срок, в который груз прибудет на место, иногда невозможно предугадать. Сильнее всего пострадало скандинавское направление. Грузооборот северо-западных портов России, в числе которых Петербург и Ленинградская область, сократился на 41%. Объем контейнерных перевозок из Западной Европы и стран Атлантики в петербургский порт снизился на 70%.
Евгений Фадеев, директор компании ООО «Джон Голд»: «Раньше автоперевозчики точно знали, сколько дней машина едет в Европу. Теперь на европейском направлении срок доставки прогнозировать очень тяжело. Следовательно, сложности возникают и с формированием цен. Например, до марта машина из Германии в Москву стоила до 5 тыс. евро. В марте цена упала в два раза, а в апреле резко выросла до 10-12 тыс. евро.
Меньше изменилась работа на китайском направлении: немного увеличились сроки доставки товаров из-за карантинных мер, но большого падения объема грузоперевозок в обе стороны не наблюдаем. С турецкими перевозками тоже нет перебоев.
Хорошо идут грузы (например, одежда, промышленная химия, оборудование) из Бангладеша, Индии и Пакистана через Иран и Азербайджан и обратно. Многие клиенты, которые раньше возили импортные товары через Новороссийск и Санкт-Петербург, при отсутствии иных вариантов перестроились на иранское направление и довольны им. Сроки на нем легче прогнозировать — на все нужно около 35-40 дней».
Согласно опросу Wildberries, 70% российских предпринимателей, торгующих российскими и азиатскими товарами, не испытывают проблем с логистикой. На китайском направлении чаще всего товары возят по железной дороге. И хотя сейчас это самый надежный способ доставки, с ним есть сложности из-за загруженности.
Помимо логистики, компании сталкиваются с другими санкционными трудностями. Вот какие отмечают наши герои-предприниматели:
Что говорят предприниматели?
Павел Баздырев, основатель производства микрофонов «Союз»: «Экспортные продажи падают, но зарубежные конкуренты освободили для нас российский рынок»
Читайте также:
«Мы делаем айфон в мире микрофонов»
Мы делаем микрофоны в Туле и продаем их за рубеж — в США, Европу. Оптимальным способом доставки для нас была курьерская почта: FedEx, UPS, DHL, EMS. Когда две из этих компаний — FedEx и UPS — приостановили работу в России, мы остались с DHL. Она сейчас принимает заказы только на экспорт. Цены на ее услуги остались прежними: они зависят от веса партии, диапазон — от 30 до 100 долларов за посылку. Но сроки доставки немного выросли. Если раньше заказ в США доезжал за 3-4 дня, то сейчас за 5-7 дней.
Все наши микрофоны доставляются самолетами: до этой весны они летали через Европу, а теперь через Бахрейн — в том числе бахрейнскими авиалиниями Gulf Air.
Перечень товаров, которые временно нельзя вывозить из России
Наша продукция попала в список товаров, которые запрещено вывозить из страны без документов, подтверждающих, что они сделаны в России. Этот список — ответная мера нашего правительства на антироссийские санкции. Несколько дней мы потратили на то, чтобы собрать необходимые сертификаты. С этим нас выручили тульские власти и Тульская торгово-промышленная палата — НКО, помогающая предпринимателям. А буквально недавно требование о предоставлении на таможне таких документов для нас отменили.
В странах заказчиков никаких дополнительных бумаг у нас не просили. Но возникли другие проблемы.
Первая — на нашем ключевом рынке появились дополнительные ввозные пошлины. За отправку продукции в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Великобританию мы платим этим странам 35% от стоимости товара. Из-за этого нам пришлось поднять свои цены.
Вторая — есть задержки с поставкой импортных комплектующих, да и цены на них выросли. Подорожал даже российский металл, поскольку он привязан к биржевым котировкам.
Третья — некоторые заказчики без каких-либо объяснений отказались покупать российские микрофоны. Возможно, они боятся санкций. Мы нашли такой выход: например, чтобы доставить товар в Берлин, привозим его сначала в Америку, растаможиваем и после этого отправляем в Германию. Но не все согласились продолжать работу даже по такой схеме.
Экспортные продажи падают, поэтому мы собираемся сфокусироваться на российском рынке. Сейчас разрабатываем для него специальную модель микрофонов. К счастью, наши зарубежные конкуренты ушли из России и открыли для нас новые возможности.
Артем Дергачев, владелец мастерской нижнего белья La-lama: «Тканями и нитками закупились про запас»
Наше производство сильно зависит от импорта: мы используем турецкие ткани, немецкие нитки, японское оборудование, китайские кружева. Все это поступает нам через сборные перевозки. Ткани из Турции раньше везли таким автомобильным маршрутом: Турция — Болгария — Румыния — Молдова — Украина — Россия (Петербург). Теперь их везут через Грузию, и срок доставки на северо-запад увеличился с шести дней до двух недель или больше. Стоимость перевозки тоже выросла — с 50 центов за 1 кг груза до 1 доллара. Нам удалось закупить тканей на полгода вперед, хотя обычно закупаем только на три месяца. Это не очень полезно для бизнеса, но так мы чувствуем себя спокойнее.
Читайте также:
Перевести ВЭД-контракт из одного банка в другой
Некоторые зарубежные компании отказались поставлять в Россию свою продукцию: например, производители ниток — немецкий Gutermann и английский Coats. Но мы успели купить нитки про запас, хоть и по высокому курсу — 130 руб. за евро. Последнюю поставку удалось перебросить через Белоруссию, а в будущем Gutermann нам будут доставлять через Казахстан.
Если говорить о заказах от наших покупателей из других стран, то их было немного — 4% от общего числа продаж. Этой весной их доля уменьшилась до 2%. В основном это частные лица, жители Белоруссии и Казахстана. Мы отправляем им покупки «Почтой России» и СДЭКом и пока не заметили задержек. Проблема появилась только с оплатой. Чтобы решить ее, открыли счет в казахстанском банке, но и это скоро перестало работать. Сейчас мы не можем даже по нему принимать оплату более чем из 40 стран, в том числе из Белоруссии.
Артем Ступак, сооснователь «АйдоЛаб», компании-импортера пакетов для отбора проб Nasco из США: «Логистика усложнилась, зато спрос на ваш товар вырос»
Мы продаем в России американские пакеты для отбора проб. Их покупают государственные и коммерческие лаборатории, например, центры гигиены и эпидемиологии. Наш товар не попал в санкционный список, поэтому мы можем провозить его через Европу.
До этой весны компания-производитель Nasco была готова сама организовать доставку пакетов в Россию морем или авиасообщением. В марте ее представители сообщили нам, что в дальнейшем не смогут делать этого из-за высокого риска блокировки грузов, которые едут в Россию. Нам пришлось организовать логистику самостоятельно, и мы нашли российского перевозчика, у которого есть партнеры в европейских странах.
Из США в Европу продукция идет морским путем, а из Европы в Россию ее везут на грузовых машинах. Раньше весь маршрут из Америки до нас занимал два месяца, а теперь три. Во-первых, в американских портах сейчас образовались большие очереди. А, во-вторых, много времени уходит на досмотры на европейских и российских границах: таможенные службы выясняют, что везут машины, откуда и куда. Если нас не просят выгрузить из машины весь товар для проверки, то удается немного сэкономить время.
В последние месяцы заказов на пакеты для проб стало больше, поэтому импортировать товар мы стали чаще. Возможно, наши канадские конкуренты снизили свои поставки в Россию. На это могла повлиять осложнившаяся логистика.
Вместо морской мы планирует наладить авиадоставку из США до Европы. Это дороже на 40-50%, но в два раза быстрее.
Делать бизнес проще — наше дело