На сайт банка

Дорогая, долгая и непредсказуемая — такой европейская логистика стала для отечественного бизнеса этой весной. Помимо логистики, усложнился процесс оплаты, поиск поставщиков и партнеров и другие вещи. Мы поговорили с тремя предпринимателями о проблемах с экспортом/импортом и о том, как удается их решать. А еще выяснили, что, несмотря на колоссальные трудности, реально нарастить поставки и продажи.

Эксперты — Тарас Коваль, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС), Евгений Фадеев, руководитель компании грузоперевозок и экспедиции ООО «Джон Голд», Артем Ступак, сооснователь «АйдоЛаб», Артем Дергачев, владелец бренда нижнего белья La-lama, и Павел Баздырев, основатель производства микрофонов «Союз». Записалa Мария Лебедева.

Что и как изменилось

До 2022 года рынок грузоперевозок работал по ясным правилам, понятным всем его участникам. Но этой весной произошло много изменений, из-за которых пришлось перестраиваться и бизнесу, и логистическим компаниям.

  • Работу в России приостановили крупные зарубежные перевозчики: TNT, FedEx, UPS. Еще одна служба экспресс-доставки — DHL — по-прежнему возит грузы по России и за границу, но ограничила экспортные перевозки в страны ЕАЭС (Евразийского экономического союза — прим. ред.) и Украину, а также импорт по всем направлениям.
    Объявления о приостановке работы на сайтах FedEx и TNT.
  • Приостановили работу крупные судоходные компании — ONE, Hapag-Lloyd, HMM, MSC, Maersk и CMA CGM. В этой статье, например, мы рассказывали, как уход Maersk сказался на работе компании по обжарке кофе Roasting Brew: кофейные зерна ей доставляли по морю.
  • Отечественные перевозчики тем временем попали под санкции — российским судам запретили заходить в европейские порты; перестали пускать на территорию Евросоюза и грузовые автомобили из России и Беларуси. Теперь им приходится передавать грузы на границе европейским коллегам, в основном из Прибалтики, Польши, Германии и Португалии. Грузов так много, что те не справляются.
  • Проблемы создают очереди на границе: таможня проверяет, не везут ли перевозчики санкционный товар из Европы в Россию и наоборот; грузы и документы тщательно досматривают.

Все это делает перевозки на европейском направлении дорогими и долгими. Срок, в который груз прибудет на место, иногда невозможно предугадать. Сильнее всего пострадало скандинавское направление. Грузооборот северо-западных портов России, в числе которых Петербург и Ленинградская область, сократился на 41%. Объем контейнерных перевозок из Западной Европы и стран Атлантики в петербургский порт снизился на 70%.

Евгений Фадеев, директор компании ООО «Джон Голд»: «Раньше автоперевозчики точно знали, сколько дней машина едет в Европу. Теперь на европейском направлении срок доставки прогнозировать очень тяжело. Следовательно, сложности возникают и с формированием цен. Например, до марта машина из Германии в Москву стоила до 5 тыс. евро. В марте цена упала в два раза, а в апреле резко выросла до 10-12 тыс. евро.

Меньше изменилась работа на китайском направлении: немного увеличились сроки доставки товаров из-за карантинных мер, но большого падения объема грузоперевозок в обе стороны не наблюдаем. С турецкими перевозками тоже нет перебоев.

Хорошо идут грузы (например, одежда, промышленная химия, оборудование) из Бангладеша, Индии и Пакистана через Иран и Азербайджан и обратно. Многие клиенты, которые раньше возили импортные товары через Новороссийск и Санкт-Петербург, при отсутствии иных вариантов перестроились на иранское направление и довольны им. Сроки на нем легче прогнозировать — на все нужно около 35-40 дней».

Согласно опросу Wildberries, 70% российских предпринимателей, торгующих российскими и азиатскими товарами, не испытывают проблем с логистикой. На китайском направлении чаще всего товары возят по железной дороге. И хотя сейчас это самый надежный способ доставки, с ним есть сложности из-за загруженности.

Помимо логистики, компании сталкиваются с другими санкционными трудностями. Вот какие отмечают наши герои-предприниматели:

  1. Сложности с оплатой партнерам-иностранцам и международным перевозчикам из-за санкций в финансовой сфере.
  2. Отказ некоторых зарубежных партнеров работать с российскими предпринимателями.
  3. Введение новых пошлин для российских экспортеров в некоторых странах.

Что говорят предприниматели?

Павел Баздырев, основатель производства микрофонов «Союз»: «Экспортные продажи падают, но зарубежные конкуренты освободили для нас российский рынок»

Мы делаем микрофоны в Туле и продаем их за рубеж — в США, Европу. Оптимальным способом доставки для нас была курьерская почта: FedEx, UPS, DHL, EMS. Когда две из этих компаний — FedEx и UPS — приостановили работу в России, мы остались с DHL. Она сейчас принимает заказы только на экспорт. Цены на ее услуги остались прежними: они зависят от веса партии, диапазон — от 30 до 100 долларов за посылку. Но сроки доставки немного выросли. Если раньше заказ в США доезжал за 3-4 дня, то сейчас за 5-7 дней.

Все наши микрофоны доставляются самолетами: до этой весны они летали через Европу, а теперь через Бахрейн — в том числе бахрейнскими авиалиниями Gulf Air.

Микрофоны «Союз»

Наша продукция попала в список товаров, которые запрещено вывозить из страны без документов, подтверждающих, что они сделаны в России. Этот список — ответная мера нашего правительства на антироссийские санкции. Несколько дней мы потратили на то, чтобы собрать необходимые сертификаты. С этим нас выручили тульские власти и Тульская торгово-промышленная палата — НКО, помогающая предпринимателям. А буквально недавно требование о предоставлении на таможне таких документов для нас отменили.

В странах заказчиков никаких дополнительных бумаг у нас не просили. Но возникли другие проблемы.

Первая — на нашем ключевом рынке появились дополнительные ввозные пошлины. За отправку продукции в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Великобританию мы платим этим странам 35% от стоимости товара. Из-за этого нам пришлось поднять свои цены.

Вторая — есть задержки с поставкой импортных комплектующих, да и цены на них выросли. Подорожал даже российский металл, поскольку он привязан к биржевым котировкам.

Третья — некоторые заказчики без каких-либо объяснений отказались покупать российские микрофоны. Возможно, они боятся санкций. Мы нашли такой выход: например, чтобы доставить товар в Берлин, привозим его сначала в Америку, растаможиваем и после этого отправляем в Германию. Но не все согласились продолжать работу даже по такой схеме.

Экспортные продажи падают, поэтому мы собираемся сфокусироваться на российском рынке. Сейчас разрабатываем для него специальную модель микрофонов. К счастью, наши зарубежные конкуренты ушли из России и открыли для нас новые возможности.

Артем Дергачев, владелец мастерской нижнего белья La-lama: «Тканями и нитками закупились про запас»

Наше производство сильно зависит от импорта: мы используем турецкие ткани, немецкие нитки, японское оборудование, китайские кружева. Все это поступает нам через сборные перевозки. Ткани из Турции раньше везли таким автомобильным маршрутом: Турция — Болгария — Румыния — Молдова — Украина — Россия (Петербург). Теперь их везут через Грузию, и срок доставки на северо-запад увеличился с шести дней до двух недель или больше. Стоимость перевозки тоже выросла — с 50 центов за 1 кг груза до 1 доллара. Нам удалось закупить тканей на полгода вперед, хотя обычно закупаем только на три месяца. Это не очень полезно для бизнеса, но так мы чувствуем себя спокойнее.

Импортные ткани и нитки, которые закупает La-lama.

Некоторые зарубежные компании отказались поставлять в Россию свою продукцию: например, производители ниток — немецкий Gutermann и английский Coats. Но мы успели купить нитки про запас, хоть и по высокому курсу — 130 руб. за евро. Последнюю поставку удалось перебросить через Белоруссию, а в будущем Gutermann нам будут доставлять через Казахстан.

Если говорить о заказах от наших покупателей из других стран, то их было немного — 4% от общего числа продаж. Этой весной их доля уменьшилась до 2%. В основном это частные лица, жители Белоруссии и Казахстана. Мы отправляем им покупки «Почтой России» и СДЭКом и пока не заметили задержек. Проблема появилась только с оплатой. Чтобы решить ее, открыли счет в казахстанском банке, но и это скоро перестало работать. Сейчас мы не можем даже по нему принимать оплату более чем из 40 стран, в том числе из Белоруссии.

Артем Ступак, сооснователь «АйдоЛаб», компании-импортера пакетов для отбора проб Nasco из США: «Логистика усложнилась, зато спрос на ваш товар вырос»

Мы продаем в России американские пакеты для отбора проб. Их покупают государственные и коммерческие лаборатории, например, центры гигиены и эпидемиологии. Наш товар не попал в санкционный список, поэтому мы можем провозить его через Европу.

Пакеты для отбора проб Nasco.

До этой весны компания-производитель Nasco была готова сама организовать доставку пакетов в Россию морем или авиасообщением. В марте ее представители сообщили нам, что в дальнейшем не смогут делать этого из-за высокого риска блокировки грузов, которые едут в Россию. Нам пришлось организовать логистику самостоятельно, и мы нашли российского перевозчика, у которого есть партнеры в европейских странах.

Из США в Европу продукция идет морским путем, а из Европы в Россию ее везут на грузовых машинах. Раньше весь маршрут из Америки до нас занимал два месяца, а теперь три. Во-первых, в американских портах сейчас образовались большие очереди. А, во-вторых, много времени уходит на досмотры на европейских и российских границах: таможенные службы выясняют, что везут машины, откуда и куда. Если нас не просят выгрузить из машины весь товар для проверки, то удается немного сэкономить время.

В последние месяцы заказов на пакеты для проб стало больше, поэтому импортировать товар мы стали чаще. Возможно, наши канадские конкуренты снизили свои поставки в Россию. На это могла повлиять осложнившаяся логистика.

Вместо морской мы планирует наладить авиадоставку из США до Европы. Это дороже на 40-50%, но в два раза быстрее.

Счёт для бизнеса онлайн за 5 минут

Делать бизнес проще — наше дело

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
1 ноября
10 мин
Рынок Бизнес помогает: три истории предпринимателей
Бизнес помогает: три истории предпринимателей
29 ноября
7 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Советы

Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов

О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления
Упрощенная система налогообложения в 2025 году: что меняется
Советы

Упрощенная система налогообложения в 2025 году: что меняется

С 1 января будет много нового. НДС, новые лимиты, новые правила учета взносов ИП
Как ИП подготовиться к повышению налогов в 2025 году
Советы

Как ИП подготовиться к повышению налогов в 2025 году

Спросили у эксперта, как подготовиться к налоговой реформе
Бизнес помогает: три истории предпринимателей
Рынок

Бизнес помогает: три истории предпринимателей

В офисе нет аптечки? Заплатите штраф
Советы

В офисе нет аптечки? Заплатите штраф

Объясняем, что грозит работодателю, если сотруднику станет плохо, а первой помощи на работе нет
Переходим на ПСН в 2025 году: как работать и платить налоги
Советы

Переходим на ПСН в 2025 году: как работать и платить налоги

Все о том, что надо знать, если собираетесь на патент
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Советы

Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов

О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления
Полезные ссылки:
формат логистики маркетплейса ozon логистика казань экспресс логистика вайлдберриз для поставщиков транспортный контейнер в налоговую транспортный модуль егаис для чего нужна транспортная накладная санкции за незаконное предпринимательство штрафные санкции в трудовом договоре санкции отключение от swift параллельный импорт при санкциях расчетный счет для самозанятых по грузоперевозкам патент на самозанятость грузоперевозки перевозка денежных средств без инкассации перевозка овощей и фруктов налоговые каникулы грузоперевозки увольнение в связи с беременностью главная цель управленческого учета выездная налоговая проверка в отношении физического лица пути эффективного делегирования страны без ндс инвойс китай образец фулфилмент контакты валютный кризис ограничения ип раздача продуктов отключать россию от swift пока не будут решение о закрытии ситуация с логистикой из китая бизнес цветы на 8 марта растаможка рф банки под санкциями время регистрации ип где найти продукты бесплатно проблемы логистических компаний ликвидация компаний сколько стоит растаможка оборудования из китая экспорт в страны таможенного союза ндс основные показатели рынка вина в россии план налоговых проверок на 2022 год логистика россии в условиях санкций
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
139681
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.