Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как сервис для соцсетей перестраивает работу во время санкций
В 2016 году предприниматель из Новокузнецка Александр Никифоров вместе с командой запустили сервис для ведения соцсетей Postmypost. Несколько лет проект успешно развивался (причем без внешних инвестиций), а потом случился февраль, санкции и запрет в России Instagram* и Facebook*.
Какие были планы до февраля 2022
* Meta признана в России экстремистской организацией. Ей принадлежат соцсети Facebook и Instagram, которые запрещены в РФ
Сервис Postmypost предназначен для ведения аккаунтов в соцсетях. Внутри него в одном окне можно планировать, какие посты, где и когда появятся, согласовывать материалы, отвечать на комментарии и сообщения подписчиков. Еще можно собирать аналитику и обрабатывать перед публикацией фото, видео и истории во встроенном редакторе.
Наши заказчики — это фрилансеры, компании, SMM-агентства и студии, а географически — в основном россияне и жители ближнего зарубежья: Казахстана, Белоруссии, раньше была еще Украина.
В 2022 году мы собирались выходить на европейский и американский рынок и даже заключили договор с эквайринговым центром paddle.com, чтобы принимать платежи от иностранцев. С его помощью клиент может оплатить подписку картой или через PayPal, а после центр переводит деньги на наш валютный счет. Нам оставалось только настроить интерграцию и запустить рекламу на нужные регионы. В итоге масштабно на европейский рынок мы так и не вышли, хотя нашли несколько клиентов оттуда. Зато сервис нам сильно пригодился, когда грянули санкции.
Читайте также:
«Мы продолжаем сотрудничать с европейцами несмотря на санкции»
С какими проблемами мы столкнулись и как решали их
Наши сложности знакомы многим: на первых порах мы столкнулись с тем, что зарубежные клиенты не смогли оплачивать подписку на сервис, а мы сами — оплатить свои серверы за рубежом.
Часть серверов Postmypost находится в России, а часть в Европе. Отказываться от них не хотелось.
Дело в том, что часть серверов Postmypost находится в России (там хранятся данные клиентов), а часть в Европе — они используются для публикации файлов. Если бы серверы отключили, наши пользователи не пострадали бы. Но отказываться от них мы не хотели. В том числе потому что они позволяют нам сохранять возможность вести соцсети, заблокированные в России: например, LinkedIn, а теперь еще Instagram* и Facebook*. Ведь закон не запрещает делать там публикации. В итоге с партнером, который предоставляет нам серверы, мы стали расплачиваться криптовалютой.
А с приемом платежей от заграничных клиентов помог как раз paddle.com. Когда зарубежные карты Visa и Mastercard перестали работать в России, мы оперативно настроили интеграцию с этим сервисом. А пока прием платежей из-за границы был недоступен, продлевали клиентам подписки бонусом.
онлайн за 5 минут
Делать бизнес проще — наше дело
У сервиса большая комиссия. Например, если клиент из Белоруссии заплатил за подписку 900 руб., эквайринговый центр спишет в свою пользу 223 руб. Но зато благодаря ему мы по-прежнему можем работать с иностранцами.
С чем еще мы столкнулись на первых порах:
Рост расходов. За считанные дни отечественные серверы подорожали на 40%, а зарубежные — на 90%. Чтобы сократить расходы, мы перешли на прямой интернет-эквайринг от Модульбанка. Раньше мы работали с другим банком, в котором для приема платежей от россиян нужна была связка в виде Яндекс.Кассы — а это дополнительные траты на сторонний сервис. Прямой эквайринг позволяет их избежать. Еще мы узнали, что если перевести свой ВЭД в Модульбанк, то обслуживание обоих счетов — и валютного, и рублевого — бесплатно. Сейчас занимаемся переводом.
Мы поняли, что в Европе и Америке нам не рады, но от идеи выйти на новых клиентов не отказались.
Читайте также:
Перевести ВЭД-контракт из одного банка в другой
Сложности с поиском клиентов из Европы и США. Международные справочники, где публикуют описание разных сервисов и отзывы на них, — к примеру, Capterra, — отказывали нам в размещении. Мы поняли, что в Европе и Америке нам не рады, но от идеи выйти на новых клиентов не отказались — решили идти на рынок Индии и Латинской Америки. Недавно запустили рекламу Postmypost на эти регионы и уже нашли восемь новых клиентов из Бразилии.
Кроме того, мы добавили возможность работать через наш сервис с площадками, которые там популярны: Medium, Reddit, Discord. Специально для платформы социальной журналистики Medium мы даже разработали инструмент планирования публикации полноценных статей — с заголовком, подзаголовками и иллюстрациями.
Читайте также:
Как российские бренды справляются без Instagram*
Что изменилось в работе сервиса
А еще случилась блокировка Instagram* и Facebook*, и мы поняли, что клиенты из России нуждаются в новых инструментах для работы в отечественных соцсетях, — ВКонтакте, Telegram, «Одноклассниках».
В марте мы потеряли около 7% пользователей, в основном из Украины, но несмотря на это, наша выручка не упала.
В марте мы потеряли около 7% пользователей, в основном из Украины, но несмотря на это, наша выручка не упала. Вместо двух-трех соцсетей оставшиеся клиенты начали работать с бо́льшим числом площадок и, соответственно, выбирать более дорогие тарифы. Плюс некоторые пользователи перешли к нам от конкурентов — в других российских сервисах они не могли оплатить подписку.
С начала марта наша команда выпустила больше 50 обновлений, и сейчас Postmypost — единственный сервис, с помощью которого, например, в телеграм-канале можно запланировать публикацию не только картинки, но и PDF-файла, музыки, голосового сообщения. Еще в нашем фото- и видеоредакторе можно создавать истории ВКонтакте и прикреплять к ним стикеры, опросы, ссылки (причем не только на страницы самой соцсети, но и на сторонние сайты).
Цены для пользователей из России мы не поднимали. Более того, создали «грант на переезд» (до 50 тыс. руб.). Если клиент другого сервиса хочет перейти к нам, он заполняет здесь заявку, и мы приглашаем его на собеседование. Гранты особенно помогают SMM-агентствам, у которых сотни клиентов со множеством страниц.
Еще есть грант для студентов. Учащийся может получить до 10 тыс. руб. на работу в нашем сервисе. Вот здесь форма заявки для участия в программе.
Цена месячной подписки на Postmypost зависит от количества аккаунтов, которые ведет клиент. Минимальный тариф — 5 страниц за 450 руб. Если страниц 10, подписка стоит 900 руб., если 30 — 1425 руб. Самый большой тариф «Премиум+» позволяет вести 50 страниц за 2520 руб. в месяц.
Число пользователей, которые ведут через Postmypost больше пяти соцсетей, этой весной выросло на 60%. А тех, кто работает с ВКонтакте и Telegram, по нашим наблюдениям, стало на 30% больше.
Вот как изменился рейтинг популярных соцсетей в 2022 году:
До весны
Сейчас
Instagram*
ВКонтакте
ВКонтакте
Telegram
Facebook*
Instagram*
Telegram
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Facebook*
Несмотря на блокировку Instagram*, мы не заметили, чтобы кто-то из клиентов перестал вести свои страницы, хоть эффективность соцсети как канала продаж заметно снизилась. Зато ВКонтакте и Telegram стали для бизнеса обязательными площадками и реклама активно перешла туда. «Одноклассники» тоже работают над обновлениями и наращивают аудиторию.
На мой взгляд, история с блокировкой зарубежных соцсетей показала, что бизнес не должен класть все яйца в одну корзину даже в вопросах продвижения. Если вы владелец компании, рассказывайте о своей работе везде: не только там, где вам хочется о себе писать, а там, где клиентам удобно о вас читать. Возможно, кто-то хочет следить за вами именно в Telegram. Дайте человеку такую возможность, ведь он — клиент и имеет на это право.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Коротко
7%
аудитории ушло из сервиса
5 соцсетей
в среднем ведет один клиент
50 обновлений
выпустили после запрета Instagram* и Facebook*
50 тыс. руб.
— максимальный грант для нового клиента, чтобы мотивировать его начать использовать сервис