Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Первые три года думала: «Брошу этот фитодизайн!» Но бизнес живет уже десять лет
Дарья Певчева вместе с мужем Виталием занялись фитодизайном, когда о нем в их городе еще мало кто слышал. Они ходили с каталогом растений по разным компаниям и рассказывали, как устроены фитостены. С тех пор предприниматели пережили и кризис, и бум, и компанию-франчайзи, под брендом которой начинали работать.
Решили создать спрос на фитостены в своем городе
В 2012 году мы с мужем увидели в журнале фотографии вертикальных садов французского ботаника Патрика Бланка. Меня потрясли и его работы, и он сам: с зелеными волосами и длинными ногтями — эпатажный новатор.
В Екатеринбурге тогда никто не занимался вертикальным озеленением интерьеров. Но от знакомых мы услышали о пермской компании «Лафасад», которая только-только вышла на рынок с фитостенами.
Я по образованию ландшафтный дизайнер, но на курсе нас учили в основном делать альпийские горки. А тут — такая диковинка.
Пройти тест:
Тест: Какое растение вам нужно срочно купить в офис?
Фитостена — это пластиковый каркас со встроенной системой подачи воды. Каркас крепится к стене, а внутри него на полках высаживают растения, которые любят влагу: например, монстеру, сциндапсус, спатифиллум. Они растут на гидропонике, то есть на воде с добавлением специальных удобрений, без земли. Вода по таймеру подается из бака снизу. Заливать в бак ее нужно раз в месяц.
Я по образованию ландшафтный дизайнер, но на курсе нас учили в основном делать альпийские горки. А тут — такая диковинка. Мы с мужем тоже захотели озеленять офисы и квартиры и купили у «Лафасад» франшизу за 70 тыс. руб. Уговор был таким: с них — обучение и поставка каркасов, с нас — создание спроса на вертикальное озеленение в Екатеринбурге.
Семь месяцев ходили по офисам с каталогом растений
Чтобы заявить о себе и найти первых клиентов, мы с мужем решили организовать фуршет для дизайнеров интерьера. За неделю я обзвонила 200 дизайнерских студий. Из всех приглашенных на презентацию пришли десять человек. Мы показали им выставочный образец фитокартины, ответили на вопросы и, к своей радости, заметили, что продукт интересен.
Трое из десяти гостей тогда сказали, что непременно включат фитостены в свои будущие проекты. С этими тремя мы сотрудничаем по сей день.
Аренда помещения для фуршета и угощения обошлись нам в 25 тыс. руб. Еще 5 тыс. руб. заплатили за печать каталогов. С ними мы ходили по офисам, гостиницам, ресторанам и рассказывали о фитостенах: как они выглядят, как помогают сотрудникам лучше чувствовать себя, а значит, лучше работать.
Большинство людей, когда слышали о растениях в помещении, сразу прикидывали, как много места они займут, какой уход им нужен. Тогда с трудом верили, что фитостены компактные — всего 16 см в ширину — и автоматизированные.
Читайте также:
Интервью с владельцем центра по ремонту техники
Семь месяцев у нас не было ни одного заказа. Муж работал в IT-сфере, я подрабатывала в кейтеринге (ресторанное выездное обслуживание — прим. ред.). За счет этого и жили. К счастью, мы не платили роялти — его не было в договоре франчайзинга.
Когда привезли готовые фитостены, оказалось, что они не помещаются из-за рольставней, которые стоят впритык.
Мы очень обрадовались, когда нам наконец позвонили из салона красоты и попросили озеленить две стены за 200 тыс. руб. Это был первый заказ, и мы еще не знали, какие детали, кроме размеров стен, нужно уточнить у архитектора. Когда привезли готовые фитостены, оказалось, что они не помещаются из-за рольставней (вид жалюзи — прим. ред.), которые стоят впритык. Архитектор не предупредил нас, потому что думал, что фитостену можно легко укоротить, а это невозможно.
Заказчики нервничали — салон должен был открыться через неделю. Мы тоже нервничали — боялись разочаровать первых клиентов. Но в итоге конструкции переделали и установили вовремя.
Заработали мы тогда немного: из 200 тыс. руб. чистой прибыли было меньше 100 тыс. руб. Большая часть денег ушла на саму фитостену и работу монтажников. Но зато мы воодушевились.
Компанию-франчайзера продали, и мы остались сами по себе
Читайте также:
Как сделать логотип для компании
Мы стали активно рекламироваться в журналах, создали страницы своей компании в разных соцсетях. Образец фитостены оставили в выставочном зале интерьерного центра и водили туда дизайнеров.
Кроме установки фитостен, мы занимались их обслуживанием: проверяли насосы, которые качали воду из бака, электрику, подстригали растения или меняли их. В офисы и рестораны нужно ездить каждую неделю. Сегодня такой выезд стоит около 10 тыс. руб. Вызов в частные дома и квартиры стоит от 2500 руб., но там навещать фитостены достаточно пару раз в год.
Помню, как клиенты ждали свои фитостены, а я не представляла, когда их доставят и в каком состоянии.
Начальные вложения окупились примерно через полтора года, а через два мы вышли в стабильный плюс. Но именно тогда наш франчайзер объявил, что учредители разбегаются, а сама компания «Лафасад» продается.
Мы остались без поставщика. Помню, как клиенты ждали свои фитостены, а я не представляла, когда их доставят и в каком состоянии. Ребята, которые купили «Лафасад», технологию не поняли — каркасы приходили некачественные. И мы стали искать других поставщиков.
Сперва нашли одного, но от него несколько раз приходил брак. Потом вышли на другого — он срывал сроки. В конце концов, стали сотрудничать с производителями фитостен из Краснодара и Перми. А растения заказываем напрямую из Голландии и Эквадора.
Многие компании-франчайзи тогда закрылись. А сколько продолжают работать сегодня, не знаю: со временем мы потеряли контакт с ними. Единственное, в чем сохранилась наша связь с франчайзером, — это название. Его решили оставить.
Оказалось, что крамольная идея закрыть свою компанию, возникает у каждого второго.
Первые три года то и дело мелькала мысль бросить все это. Но нам все-таки нравилось заниматься растениями. Когда был кризис, мы вдохновлялись, общаясь с другими предпринимателями: ходили на бизнес-завтраки, рассказывали о себе. Оказалось, что крамольная идея закрыть свою компанию, возникает у каждого второго. А между тем на этих мероприятиях мы находили новых клиентов. Например, там я познакомилась с основательницами фитнес-студии, для которых мы сделали фитостену.
С кем стоит работать, а с кем нет, узнавали на опыте
Изначально нас было двое — я и муж, но со временем понадобились помощники. Проект, где на 30 м² нужно разместить 900 растений, одному не сделать. Кстати, стоит такая фитостена около 1 млн руб. Ее заказывала у нас IT-компания.
Сейчас с озеленением мне помогает фитодизайнер Настя. Есть бухгалтер, электрики и монтажники (их привлекаем, когда проект уже согласован, а до этого они могут работать с другими заказчиками). Всего сотрудничаем с 12 специалистами.
Говоришь ему: «Я уже пробовал так — это не работает». А он: «Да ты не понимаешь! Будет круто!» И в итоге все наперекосяк.
У нас был опыт совместной работы с ландшафтными дизайнерами, но на пользу это не пошло ни нам, ни им. Допустим, дизайнер хочет поучаствовать в посадке растений — вероятнее всего, он что-то решит в системе фитостены изменить. Говоришь ему: «Я уже пробовал так — это не работает». А он: «Да ты не понимаешь! Будет круто!» И в итоге все наперекосяк.
Со временем мы поняли, что и заказчиков нужно выбирать мудро. Например, в один месяц к нам обращаются трое. У первого огромный проект, и ему нужно срочно. У второго проект поменьше, и он готов подождать. Третий присматривается, но пока не уверен, что фитодизайн ему нужен.
Мы обычно бросались к таким, как первый, но они спустя месяц куда-то исчезали. Третий приходил за проектом через год-полтора, когда заканчивал ремонт. А вот со вторым мы, как правило, срабатывались. Такие клиенты и стали для нас приоритетными.
Отдувались за однодневки
Первые три года мы часто предлагали клиентам сажать папоротники, аспарагусы. В каталоге они смотрелись красиво, но, как оказалось, на гидропонике быстро осыпаются. Сегодня лидеры заказов — спатифиллум, сциндапсус и аглаонема.
Читайте также:
Как устроен рынок глэмпингов в России
С 2014 года люди стали чаще заказывать фитостены для квартир и домов. Вместе со спросом выросло предложение: появилось много компаний-однодневок, которые находили клиентов, быстренько устанавливали им фитостены и исчезали. А растения без ухода могут прожить максимум месяц. Фитостены засыхали, люди сердились и искали виноватых.
Бывало, нам звонили с претензией: «Это вы нашу фитостену установили? Она завяла! Восстановите ее или верните деньги!» А это были не мы. Приходилось объяснять, что «Лафасад» теперь не единственная компания фитодизайна в Екатеринбурге. Мы не хотели сажать свои растения в чужие каркасы, потому что точно не знали, какая в них система автополива, как подведен свет.
Пять лет мы занимались живыми фитостенами, а на шестой задумались о других услугах. Как раз на рынке появился стабилизированный мох — мы стали работать с ним. Однажды по просьбе заказчика сделали прически из мха для скульптурных голов в его квартире.
Потом занялись точечным озеленением — растениями в горшках. В 2019-м включили в ассортимент еще и искусственные растения, потому что на них появился спрос. Мы закупаем их у московских и пермских производителей. Эти растения сделаны из силикона, латекса, и их трудно отличить от живых цветов.
Сколько стоит фитостена
За 2021 год наш «Лафасад» выполнил семь заказов и выручил примерно 1,2 млн руб. Результат неплохой, если учитывать, что во второй год пандемии мы вообще не знали, на что можем рассчитывать.
Стоимость фитостены зависит от дороговизны растений: если растут цены на них, дорожают и наши услуги. Например, сейчас 1м² фитостены с живыми растениями стоит от 55 тыс. руб. Но выше 80 тыс. на моей памяти цена не поднималась.
Средний чек фитостены со мхом — 35 тыс. руб. Если комбинировать мох и лиственные растения, выйдет дороже.
В больших проектах — таких, как стена на 30 м² за 1 млн руб., которую упомянула выше, — наша прибыль составляет 20% от суммы. Остальная часть — стоимость самой конструкции и растений, зарплата монтажников и электриков, налоги, уборка после установки фитостены. На небольших проектах зарабатываем 40%, потому что у монтажников и электриков там работы немного.
Около 17 тыс. руб. в месяц тратим на аренду помещения, которое используем как склад для материалов и инструментов. Офиса у нас нет. Если арендовать небольшое помещение под офис и склад, ежемесячная плата вырастет до 55 тыс. руб.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, стабильная работа по SWIFT, специальные условия для маркетплейсов
Короче
2012
год основания
1,5 года
срок окупаемости
100 тыс. руб.
стартовые вложения
1,2 млн руб.
выручка за 2021
7
проектов за 2021
20-40% от стоимости проекта
прибыль