Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Первые три года думала: «Брошу этот фитодизайн!» Но бизнес живет уже десять лет

История компании, которая озеленяет офисы и квартиры в Екатеринбурге
Первые три года думала: «Брошу этот фитодизайн!» Но бизнес живет уже десять лет
10 февраля 2022
1161
0

Дарья Певчева вместе с мужем Виталием занялись фитодизайном, когда о нем в их городе еще мало кто слышал. Они ходили с каталогом растений по разным компаниям и рассказывали, как устроены фитостены. С тех пор предприниматели пережили и кризис, и бум, и компанию-франчайзи, под брендом которой начинали работать.

Дарья Певчева, заместитель генерального директора компании «Лафасад». Записалa Мария Лебедева.

Решили создать спрос на фитостены в своем городе

В 2012 году мы с мужем увидели в журнале фотографии вертикальных садов французского ботаника Патрика Бланка. Меня потрясли и его работы, и он сам: с зелеными волосами и длинными ногтями — эпатажный новатор.

Проекты Патрика Бланка: в Барселоне, Берлине, Бейруте и Сан-Франциско

В Екатеринбурге тогда никто не занимался вертикальным озеленением интерьеров. Но от знакомых мы услышали о пермской компании «Лафасад», которая только-только вышла на рынок с фитостенами.

Я по образованию ландшафтный дизайнер, но на курсе нас учили в основном делать альпийские горки. А тут — такая диковинка.

Фитостена — это пластиковый каркас со встроенной системой подачи воды. Каркас крепится к стене, а внутри него на полках высаживают растения, которые любят влагу: например, монстеру, сциндапсус, спатифиллум. Они растут на гидропонике, то есть на воде с добавлением специальных удобрений, без земли. Вода по таймеру подается из бака снизу. Заливать в бак ее нужно раз в месяц.

Фитостена, которую Дарья и Виталий сделали для стоматологической клиники. На ней растения: аглаонема, драцена, маранта и сциндапсус.

Я по образованию ландшафтный дизайнер, но на курсе нас учили в основном делать альпийские горки. А тут — такая диковинка. Мы с мужем тоже захотели озеленять офисы и квартиры и купили у «Лафасад» франшизу за 70 тыс. руб. Уговор был таким: с них — обучение и поставка каркасов, с нас — создание спроса на вертикальное озеленение в Екатеринбурге.

Семь месяцев ходили по офисам с каталогом растений

Чтобы заявить о себе и найти первых клиентов, мы с мужем решили организовать фуршет для дизайнеров интерьера. За неделю я обзвонила 200 дизайнерских студий. Из всех приглашенных на презентацию пришли десять человек. Мы показали им выставочный образец фитокартины, ответили на вопросы и, к своей радости, заметили, что продукт интересен.

Дарья и Виталий презентуют фитокартину дизайнерам в 2012 году.

Трое из десяти гостей тогда сказали, что непременно включат фитостены в свои будущие проекты. С этими тремя мы сотрудничаем по сей день.

Аренда помещения для фуршета и угощения обошлись нам в 25 тыс. руб. Еще 5 тыс. руб. заплатили за печать каталогов. С ними мы ходили по офисам, гостиницам, ресторанам и рассказывали о фитостенах: как они выглядят, как помогают сотрудникам лучше чувствовать себя, а значит, лучше работать.

Большинство людей, когда слышали о растениях в помещении, сразу прикидывали, как много места они займут, какой уход им нужен. Тогда с трудом верили, что фитостены компактные — всего 16 см в ширину — и автоматизированные.

Семь месяцев у нас не было ни одного заказа. Муж работал в IT-сфере, я подрабатывала в кейтеринге (ресторанное выездное обслуживание — прим. ред.). За счет этого и жили. К счастью, мы не платили роялти — его не было в договоре франчайзинга.

Когда привезли готовые фитостены, оказалось, что они не помещаются из-за рольставней, которые стоят впритык.

Мы очень обрадовались, когда нам наконец позвонили из салона красоты и попросили озеленить две стены за 200 тыс. руб. Это был первый заказ, и мы еще не знали, какие детали, кроме размеров стен, нужно уточнить у архитектора. Когда привезли готовые фитостены, оказалось, что они не помещаются из-за рольставней (вид жалюзи — прим. ред.), которые стоят впритык. Архитектор не предупредил нас, потому что думал, что фитостену можно легко укоротить, а это невозможно.

Первая фитостена из спатифиллумов, драцены и диффенбахии для салона красоты.

Заказчики нервничали — салон должен был открыться через неделю. Мы тоже нервничали — боялись разочаровать первых клиентов. Но в итоге конструкции переделали и установили вовремя.

Заработали мы тогда немного: из 200 тыс. руб. чистой прибыли было меньше 100 тыс. руб. Большая часть денег ушла на саму фитостену и работу монтажников. Но зато мы воодушевились.

Компанию-франчайзера продали, и мы остались сами по себе

Мы стали активно рекламироваться в журналах, создали страницы своей компании в разных соцсетях. Образец фитостены оставили в выставочном зале интерьерного центра и водили туда дизайнеров.

Кроме установки фитостен, мы занимались их обслуживанием: проверяли насосы, которые качали воду из бака, электрику, подстригали растения или меняли их. В офисы и рестораны нужно ездить каждую неделю. Сегодня такой выезд стоит около 10 тыс. руб. Вызов в частные дома и квартиры стоит от 2500 руб., но там навещать фитостены достаточно пару раз в год.

Помню, как клиенты ждали свои фитостены, а я не представляла, когда их доставят и в каком состоянии.

Начальные вложения окупились примерно через полтора года, а через два мы вышли в стабильный плюс. Но именно тогда наш франчайзер объявил, что учредители разбегаются, а сама компания «Лафасад» продается.

Мы остались без поставщика. Помню, как клиенты ждали свои фитостены, а я не представляла, когда их доставят и в каком состоянии. Ребята, которые купили «Лафасад», технологию не поняли — каркасы приходили некачественные. И мы стали искать других поставщиков.

Сперва нашли одного, но от него несколько раз приходил брак. Потом вышли на другого — он срывал сроки. В конце концов, стали сотрудничать с производителями фитостен из Краснодара и Перми. А растения заказываем напрямую из Голландии и Эквадора.

Многие компании-франчайзи тогда закрылись. А сколько продолжают работать сегодня, не знаю: со временем мы потеряли контакт с ними. Единственное, в чем сохранилась наша связь с франчайзером, — это название. Его решили оставить.

Оказалось, что крамольная идея закрыть свою компанию, возникает у каждого второго.

Первые три года то и дело мелькала мысль бросить все это. Но нам все-таки нравилось заниматься растениями. Когда был кризис, мы вдохновлялись, общаясь с другими предпринимателями: ходили на бизнес-завтраки, рассказывали о себе. Оказалось, что крамольная идея закрыть свою компанию, возникает у каждого второго. А между тем на этих мероприятиях мы находили новых клиентов. Например, там я познакомилась с основательницами фитнес-студии, для которых мы сделали фитостену.

С кем стоит работать, а с кем нет, узнавали на опыте

Изначально нас было двое — я и муж, но со временем понадобились помощники. Проект, где на 30 м² нужно разместить 900 растений, одному не сделать. Кстати, стоит такая фитостена около 1 млн руб. Ее заказывала у нас IT-компания.

Сейчас с озеленением мне помогает фитодизайнер Настя. Есть бухгалтер, электрики и монтажники (их привлекаем, когда проект уже согласован, а до этого они могут работать с другими заказчиками). Всего сотрудничаем с 12 специалистами.

Говоришь ему: «Я уже пробовал так — это не работает». А он: «Да ты не понимаешь! Будет круто!» И в итоге все наперекосяк.

У нас был опыт совместной работы с ландшафтными дизайнерами, но на пользу это не пошло ни нам, ни им. Допустим, дизайнер хочет поучаствовать в посадке растений — вероятнее всего, он что-то решит в системе фитостены изменить. Говоришь ему: «Я уже пробовал так — это не работает». А он: «Да ты не понимаешь! Будет круто!» И в итоге все наперекосяк.

Со временем мы поняли, что и заказчиков нужно выбирать мудро. Например, в один месяц к нам обращаются трое. У первого огромный проект, и ему нужно срочно. У второго проект поменьше, и он готов подождать. Третий присматривается, но пока не уверен, что фитодизайн ему нужен.

Мы обычно бросались к таким, как первый, но они спустя месяц куда-то исчезали. Третий приходил за проектом через год-полтора, когда заканчивал ремонт. А вот со вторым мы, как правило, срабатывались. Такие клиенты и стали для нас приоритетными.

Отдувались за однодневки

Первые три года мы часто предлагали клиентам сажать папоротники, аспарагусы. В каталоге они смотрелись красиво, но, как оказалось, на гидропонике быстро осыпаются. Сегодня лидеры заказов — спатифиллум, сциндапсус и аглаонема.

Фитостена в квартире

С 2014 года люди стали чаще заказывать фитостены для квартир и домов. Вместе со спросом выросло предложение: появилось много компаний-однодневок, которые находили клиентов, быстренько устанавливали им фитостены и исчезали. А растения без ухода могут прожить максимум месяц. Фитостены засыхали, люди сердились и искали виноватых.

Бывало, нам звонили с претензией: «Это вы нашу фитостену установили? Она завяла! Восстановите ее или верните деньги!» А это были не мы. Приходилось объяснять, что «Лафасад» теперь не единственная компания фитодизайна в Екатеринбурге. Мы не хотели сажать свои растения в чужие каркасы, потому что точно не знали, какая в них система автополива, как подведен свет.

Еще один пример фитостены в интерьере квартиры

Пять лет мы занимались живыми фитостенами, а на шестой задумались о других услугах. Как раз на рынке появился стабилизированный мох — мы стали работать с ним. Однажды по просьбе заказчика сделали прически из мха для скульптурных голов в его квартире.

Так выглядит вблизи фитостена из стабилизированного мха.

Потом занялись точечным озеленением — растениями в горшках. В 2019-м включили в ассортимент еще и искусственные растения, потому что на них появился спрос. Мы закупаем их у московских и пермских производителей. Эти растения сделаны из силикона, латекса, и их трудно отличить от живых цветов.

Сколько стоит фитостена

За 2021 год наш «Лафасад» выполнил семь заказов и выручил примерно 1,2 млн руб. Результат неплохой, если учитывать, что во второй год пандемии мы вообще не знали, на что можем рассчитывать.

Стоимость фитостены зависит от дороговизны растений: если растут цены на них, дорожают и наши услуги. Например, сейчас 1м² фитостены с живыми растениями стоит от 55 тыс. руб. Но выше 80 тыс. на моей памяти цена не поднималась.

Средний чек фитостены со мхом — 35 тыс. руб. Если комбинировать мох и лиственные растения, выйдет дороже.

Стабилизированный мох украшает стены стоматологической клиники.

В больших проектах — таких, как стена на 30 м² за 1 млн руб., которую упомянула выше, — наша прибыль составляет 20% от суммы. Остальная часть — стоимость самой конструкции и растений, зарплата монтажников и электриков, налоги, уборка после установки фитостены. На небольших проектах зарабатываем 40%, потому что у монтажников и электриков там работы немного.

Около 17 тыс. руб. в месяц тратим на аренду помещения, которое используем как склад для материалов и инструментов. Офиса у нас нет. Если арендовать небольшое помещение под офис и склад, ежемесячная плата вырастет до 55 тыс. руб.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, стабильная работа по SWIFT, специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Полезные ссылки:
можно ли использовать слово лучший в рекламе объединение нескольких фирм смена системы налогообложения трудовые книжки в электронном виде для чего используется транзитный валютный счет как подобрать товар для продажи на вайлдберриз попавшим под мобилизацию предпринимателям придется закрывать бизнес кредит с очень плохой историей почему валберис требует полную предоплату медосмотр для работников кухни школы авторское право примеры из жизни что даст параллельный импорт как можно использовать мусор ип в качестве работодателя как использовать эцп внимание розыгрыш призов требуется партнер по бизнесу неплательщики торгового сбора упрощенный вариант налогообложения интерьер магазина пива просто кофе франшиза продажа живых цветов самый популярный цветок логотип похоронного дома выбор бухгалтера фулфилмент контакты тип ооо затапливает дом кухня кофейня цветы продажа ип изменил адрес регистрации что необходимо сделать при увольнении требуют вернуть деньги за обучение как выбрать бухгалтера добавить фото в карточку товара вайлдберриз ликвидация ооо своими силами нарушение использования товарного знака ценники на товар своими руками что такое правила товарного соседства бизнес идеи ландшафтного дизайна как сделать продающее фото новогодние бизнес идеи 2022 виды финансовой помощи фитопанель своими руками вертикальное озеленение франшиза
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
98340
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.