Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Как выбрать франшизу кафе, кофейни или ресторана?

Как выбрать франшизу кафе, кофейни или ресторана?

Рестораторы рассказывают, на что обращать внимание при покупке франшизы
11 сентября 2019
3261
13
0

Читатель Константин спрашивает:

Хочу купить франшизу в сфере общепита. Как правильно выбрать, какие показатели оценивать и на что смотреть?

Отвечают Алексей Миронов, основатель сети кофеен Jeffreys, Магомед Костоев, создатель Burger & Pizzoni и телеграм-канала «Курилка рестораторов», Андрей Петелин, директор «Додо Франчайзинг». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Алексей Миронов, основатель сети кофеен Jeffreys

При выборе франшизы я советую обратить внимание на три вещи: чем выделяется бренд, реальность цифр по отчетам и CRM и сколько лет на рынке работает франчайзер.

Чем выделяется бренд. Обязательно нужно посмотреть на бизнес с точки зрения потребителя: есть ли конкурентные преимущества у бренда? Чем таким он отличается, что потребитель выберет его среди остальных?

Если вы четко можете ответить на этот вопрос, тогда франшиза стоит внимания. Но если вы не видите явных отличий и вам просто нравятся хорошие условия по самой франшизе, это плохой вариант. Низкий паушальный взнос, бесплатная помощь с открытием или отсутствие роялти не должно стать причиной выбора франшизы.

Если ваш бизнес не будет иметь явных конкурентных преимуществ, появление конкурента под боком, который отберет у вас существенную часть выручки, — вопрос времени. Конкурентным преимуществом могут быть разные вещи: яркий дизайн, как у Surf Coffee, ценовая политика, как у Cofix, или отточенные бизнес-процессы, как у Додо Пиццы.

Реальные ли цифры показывает франчайзер. Попросите предоставить доступ к СRМ-системе с отчетами по продажам, чтобы своими глазами увидеть, реальные ли цифры рисует франчайзер. Идеальный пример — Додо Пицца, которая выкладывает всю отчетность онлайн. Конечно, не все готовы на такую открытость, но если вам категорически не показывают отчеты в CRM — значит, франчайзеру есть что скрывать.

Если вам категорически не показывают отчеты в CRM — значит, франчайзеру есть что скрывать.

Сколько лет на рынке франчайзер. За семь лет во франчайзинговом бизнесе кого я только не встречал — от франшизы уклонения от армии до франшизы кофеен с бариста в бикини, но откровенно слабые проекты без жизнеспособной бизнес-модели долго на рынке не живут.

Инфобизнесмены и откровенные аферисты-мошенники тоже могут быть популярными, но лишь короткий промежуток времени, потом всё встает на свои места. Поэтому важно смотреть, как давно компания находится на рынке и какая у нее динамика развития.

Магомед Костоев, создатель Burger & Pizzoni

В России мало хороших и эффективных франшиз. Лучшая общепитовская франшиза, на мой взгляд, — Додо Пицца. В управляющей компании можно насчитать 120 человек — это люди, которые обслуживают всех франчайзи. И их франчайзи — одни из самых обласканных, хотя, конечно, всегда найдется недовольный.

Если говорить схематично и грубо, франчайзер — это такая мамочка, а франчайзи — дети, которые всегда плачут. Задача франчайзера — сделать так, чтобы партнеры получали хорошую прибыль. Здесь работает схема «мой успех равен успеху моего франчайзи». Но очень много франшиз появляются в последнее время, у которых вообще непонятно, за что платить.

Франчайзер — это такая мамочка, а франчайзи — дети, которые всегда плачут

Хорошая ресторанная франшиза должна включать:

  • дизайн-проект;
  • помощь в постройке и открытии ресторана;
  • обучение персонала;
  • меню.

Но франчайзер не обязан всё делать за покупателя, потому что покупка франшизы — это не покупка готового бизнеса и последующий отдых на Бали. Франчайзи сам ищет персонал, помещение; продавец помогает, но пахать придется самому. Реклама, маркетинг тоже на франчайзи.

К сожалению, многие российские потенциальные покупатели франшизы рассматривают покупку с одной целью: купить франшизу, изучить, как там у них, снять вывеску и работать самому. В другой стране за это завели бы уголовное дело, у нас же нет закона о франшизе, только о коммерческой концессии, и владелец франшизы никак не защищен.

Андрей Петелин, директор «Додо Франчайзинг»

Тем, кто выбирает франшизу, я бы посоветовал обратить внимание на четыре момента.

Первое — собственные успешные кафе франчайзера. Если такие кафе есть, я советую прийти в них, изучить работу и процессы, чтобы понять, как строится бизнес и что предстоит реализовать. Нужно представить, что вы прямо сейчас управляете этим кафе и спросить себя: всё ли понятно, всё ли получается или есть какие-то моменты, которые вызывают сомнения?

Второе — есть ли у компании успешные франчайзи. Это важно, потому что действующие франчайзи могут ответить на все вопросы. Пообщайтесь с ними и узнайте:

  • какие плюсы и минусы франшизы;
  • какие финансовые результаты;
  • что нравится и не нравится в управляющей компании.

Если уже есть примеры франчайзи, которые добились успехов, это подтверждает, что бизнес-модель работает. А вот если таких примеров нет, риск не добиться желаемых результатов возрастает.

Третье — уникальное торговое предложение компании. Ответьте себе на вопрос: если завтра кто-то решит открыть похожую компанию, чем я с этой франшизой буду отличаться, в чём я буду выигрывать? Мы в Додо очень четко формируем эти конкурентные преимущества для наших франчайзи:

  • полная открытость;
  • доступ к финансовой информации;
  • удобная информационная система;
  • своя розничная сеть;
  • успешные партнеры.

Четвертое — на чём зарабатывает управляющая компания. Часто бывает, что управляющая компания зарабатывает на паушальных взносах и роялти. Еще бывает, что управляющая компания зарабатывает на поставках продукции франчайзи, обязывая их покупать только свою продукцию. В таком случае нет защиты от повышения цен, а цены влияют на бизнес-результаты.

Идеально, когда управляющая компания работает со своими франчайзи, как с партнерами: вместе решает общие проблемы и добивается крутых результатов.

Вот так история

Пять дел о схемах с ИП

Одной компании присудили доплатить налоги и штрафы на миллион рублей, потому что она заключала договоры услуг с ИП, а надо было заключать трудовые.
25 сентября 2018
24473
20
20

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.