i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как выбрать франшизу кафе, кофейни или ресторана?

Рестораторы рассказывают, на что обращать внимание при покупке франшизы
11 сентября
431
12
0

Читатель Константин спрашивает:

Хочу купить франшизу в сфере общепита. Как правильно выбрать, какие показатели оценивать и на что смотреть?

Отвечают Алексей Миронов, основатель сети кофеен Jeffreys, Магомед Костоев, создатель Burger & Pizzoni и телеграм-канала «Курилка рестораторов», Андрей Петелин, директор «Додо Франчайзинг». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Алексей Миронов, основатель сети кофеен Jeffreys

При выборе франшизы я советую обратить внимание на три вещи: чем выделяется бренд, реальность цифр по отчетам и CRM и сколько лет на рынке работает франчайзер.

Чем выделяется бренд. Обязательно нужно посмотреть на бизнес с точки зрения потребителя: есть ли конкурентные преимущества у бренда? Чем таким он отличается, что потребитель выберет его среди остальных?

Если вы четко можете ответить на этот вопрос, тогда франшиза стоит внимания. Но если вы не видите явных отличий и вам просто нравятся хорошие условия по самой франшизе, это плохой вариант. Низкий паушальный взнос, бесплатная помощь с открытием или отсутствие роялти не должно стать причиной выбора франшизы.

Если ваш бизнес не будет иметь явных конкурентных преимуществ, появление конкурента под боком, который отберет у вас существенную часть выручки, — вопрос времени. Конкурентным преимуществом могут быть разные вещи: яркий дизайн, как у Surf Coffee, ценовая политика, как у Cofix, или отточенные бизнес-процессы, как у Додо Пиццы.

Реальные ли цифры показывает франчайзер. Попросите предоставить доступ к СRМ-системе с отчетами по продажам, чтобы своими глазами увидеть, реальные ли цифры рисует франчайзер. Идеальный пример — Додо Пицца, которая выкладывает всю отчетность онлайн. Конечно, не все готовы на такую открытость, но если вам категорически не показывают отчеты в CRM — значит, франчайзеру есть что скрывать.

Если вам категорически не показывают отчеты в CRM — значит, франчайзеру есть что скрывать.

Сколько лет на рынке франчайзер. За семь лет во франчайзинговом бизнесе кого я только не встречал — от франшизы уклонения от армии до франшизы кофеен с бариста в бикини, но откровенно слабые проекты без жизнеспособной бизнес-модели долго на рынке не живут.

Инфобизнесмены и откровенные аферисты-мошенники тоже могут быть популярными, но лишь короткий промежуток времени, потом всё встает на свои места. Поэтому важно смотреть, как давно компания находится на рынке и какая у нее динамика развития.

Магомед Костоев, создатель Burger & Pizzoni

В России мало хороших и эффективных франшиз. Лучшая общепитовская франшиза, на мой взгляд, — Додо Пицца. В управляющей компании можно насчитать 120 человек — это люди, которые обслуживают всех франчайзи. И их франчайзи — одни из самых обласканных, хотя, конечно, всегда найдется недовольный.

Если говорить схематично и грубо, франчайзер — это такая мамочка, а франчайзи — дети, которые всегда плачут. Задача франчайзера — сделать так, чтобы партнеры получали хорошую прибыль. Здесь работает схема «мой успех равен успеху моего франчайзи». Но очень много франшиз появляются в последнее время, у которых вообще непонятно, за что платить.

Франчайзер — это такая мамочка, а франчайзи — дети, которые всегда плачут

Хорошая ресторанная франшиза должна включать:

  • дизайн-проект;
  • помощь в постройке и открытии ресторана;
  • обучение персонала;
  • меню.

Но франчайзер не обязан всё делать за покупателя, потому что покупка франшизы — это не покупка готового бизнеса и последующий отдых на Бали. Франчайзи сам ищет персонал, помещение; продавец помогает, но пахать придется самому. Реклама, маркетинг тоже на франчайзи.

К сожалению, многие российские потенциальные покупатели франшизы рассматривают покупку с одной целью: купить франшизу, изучить, как там у них, снять вывеску и работать самому. В другой стране за это завели бы уголовное дело, у нас же нет закона о франшизе, только о коммерческой концессии, и владелец франшизы никак не защищен.

Андрей Петелин, директор «Додо Франчайзинг»

Тем, кто выбирает франшизу, я бы посоветовал обратить внимание на четыре момента.

Первое — собственные успешные кафе франчайзера. Если такие кафе есть, я советую прийти в них, изучить работу и процессы, чтобы понять, как строится бизнес и что предстоит реализовать. Нужно представить, что вы прямо сейчас управляете этим кафе и спросить себя: всё ли понятно, всё ли получается или есть какие-то моменты, которые вызывают сомнения?

Второе — есть ли у компании успешные франчайзи. Это важно, потому что действующие франчайзи могут ответить на все вопросы. Пообщайтесь с ними и узнайте:

  • какие плюсы и минусы франшизы;
  • какие финансовые результаты;
  • что нравится и не нравится в управляющей компании.

Если уже есть примеры франчайзи, которые добились успехов, это подтверждает, что бизнес-модель работает. А вот если таких примеров нет, риск не добиться желаемых результатов возрастает.

Третье — уникальное торговое предложение компании. Ответьте себе на вопрос: если завтра кто-то решит открыть похожую компанию, чем я с этой франшизой буду отличаться, в чём я буду выигрывать? Мы в Додо очень четко формируем эти конкурентные преимущества для наших франчайзи:

  • полная открытость;
  • доступ к финансовой информации;
  • удобная информационная система;
  • своя розничная сеть;
  • успешные партнеры.

Четвертое — на чём зарабатывает управляющая компания. Часто бывает, что управляющая компания зарабатывает на паушальных взносах и роялти. Еще бывает, что управляющая компания зарабатывает на поставках продукции франчайзи, обязывая их покупать только свою продукцию. В таком случае нет защиты от повышения цен, а цены влияют на бизнес-результаты.

Идеально, когда управляющая компания работает со своими франчайзи, как с партнерами: вместе решает общие проблемы и добивается крутых результатов.

Свежак

Десять ошибок в наружной рекламе

Директор придумал необычную рекламу и отдал дизайнеру, а тот не стал проверять требования закона. Оператор наружной рекламы решил, что заказчик сам всё проверил, и разместил так. В итоге в городе висит реклама с нарушением закона, а директор узнает об этом из нашей статьи. Та-дам
5 сентября
822
11
7
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
10106
40
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.