Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как не допустить выгорания сотрудников
Эмоционально выгоревший сотрудник прокрастинирует, срывает дедлайны, допускает ошибки, грубит коллегам и клиентам — и компания теряет деньги. Может вообще дойти до крайностей. Например, в декабре прошлого года работник пиццерии «Додо Пицца» в Ленинградской области избил коллегу. Конфликт произошел из-за большого количества заказов. Хорошая новость в том, что компании могут вовремя предотвратить выгорание членов своих команд. Рассказываем, как это сделать.
Что такое выгорание
Эмоциональное выгорание — это синдром, возникающий из-за хронического стресса на работе, если человек не смог успешно преодолеть напряжение. ВОЗ не признает выгорание заболеванием, но включила его в Международную классификацию болезней как профессиональное явление.
У выгорания три главных симптома:
Практически каждый второй в России сталкивался с выгоранием, а 13 млн работающих россиян находятся в этом состоянии прямо сейчас, показало исследование аналитического центра НАФИ.
Выгорание стало массовой проблемой из-за высокого темпа жизни и скорости изменений в мире. Свою роль в этом сыграли и соцсети, где мы можем наблюдать за успехами других людей: это создает дополнительную эмоциональную нагрузку.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Как распознать выгорание
Состояние выгорания развивается постепенно, в несколько этапов.
«Медовый месяц». Человек увлекается: работает много, отдыхает мало. Пропускает обед, задерживается вечером, трудится в выходные и в отпуске. Такое состояние не кажется проблемой, ведь энергии и азарта много. Мало кому удается выявить выгорание на этом этапе, но именно так оно и начинается. Мозг не сможет долго выдерживать высокие нагрузки.
Эмоциональная перегрузка. Рабочие задачи начинают бесить. Хочется, чтобы все отстали. Раздражают даже те коллеги, которые раньше были симпатичны. Коммуникация — самый энергозатратный процесс для нашего мозга. В состоянии перегрузки он пытается экономить энергию, поэтому общаться становится тяжело.
Апатия. Человек проснулся и уже устал, ему ничего не хочется. На работе прокрастинирует и срывает дедлайны. Вечером воскресенья противно от мысли, что завтра снова на работу. Сотрудник на этой стадии выгорания выбирает только такие дела, которые приносят удовольствие и которые точно получится закончить, даже если они не ведут к цели. Например, менеджер по продажам стремится писать отчеты вместо того, чтобы встречаться с клиентами. Из такого состояния выходить тяжелее, но это тоже возможно.
Депрессия. Работоспособность падает еще сильнее, человек недоволен работой и жизнью и не верит, что может что-то изменить. На этом этапе поможет обращение к психотерапевту и при необходимости — к психиатру.
Прохождение всех этапов занимает от полугода до года, потому что у людей разный уровень сопротивляемости стрессу. Сотрудники с сильной волей могут работать, заставляя себя, даже если энергии нет. Некоторые могут находиться в состоянии выгорания несколько лет.
Компаниям, которые не хотят допустить выгорания сотрудников, стоит отслеживать их состояние: наблюдать за настроением в коллективе, следить за эффективностью, раз в полгода проводить опросы о работе. Это могут делать HR или руководители отделов.
Читайте также:
Как отдыхают предприниматели
Почему выгоревший сотрудник опасен для бизнеса
Сотрудник на стадии медового месяца, если он обладает лидерскими качествами, может вовлечь других в это зажигательное состояние. В практике бизнес-психологов есть случаи, когда так выгорали целые отделы.
На более поздних стадиях человек провоцирует конфликты, портит настроение другим членам команды. Он хуже работает, срывает сроки. Поначалу коллектив его может поддержать и начать делать его работу — мол, у него же кредиты, семья. Но вскоре необходимость выполнять чужую работу вызовет раздражение у коллег и конфликт усугубится.
В худшем случае из-за выгорания подчиненного работодатель не просто теряет деньги. Выгоревший врач может совершить ошибку, которая будет стоить кому-то здоровья или жизни, выгоревший электрик — спровоцировать пожар.
Какие люди и компании в зоне риска
К выгоранию приводят внутренние и внешние причины. Первые касаются непосредственно личности, вторые — окружающей среды.
Вот личностные качества, обладатели которых более склонны к выгоранию:
Перфекционизм. У человека завышенные требования к себе, ему нужны новые достижения, и он постоянно держит себя в напряжении.
Возбудимая нервная система. Доктор биологических наук Дмитрий Жуков предложил делить людей по типу реакции на стресс на «зайцев» и «гончих». Первые при опасности замирают, вторые, наоборот, действуют активно, например вступают в конфликт. «Гончие» больше подвержены риску выгорания, так как более эмоциональны.
Зависимость от чужой оценки. Человек, который привык соответствовать чужим требованиям, поступать правильно и выполнять пожелания других, сильнее склонен к выгоранию.
Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик
К внешним факторам, нередко приводящим к этому состоянию, можно отнести:
Слишком сложные задачи. Работодатель неадекватно оценил способности работника и поставил ему задачу, которую сложно выполнить. Например, начальник отдела попросил интроверта организовать и провести мероприятие. У сотрудника повышается уровень стресса. Если таких задач много, со временем стресс накапливается. Лучше ставить цели, которые находятся в зоне ближайшего развития подчиненного, то есть их реально выполнить с небольшим усилием.
Компания на этапе стартапа или преодолевает кризис. В обоих случаях в бизнесе высокая скорость принятия решений. У команды возникает хронический стресс. Есть стартапы, которые сознательно «выжимают» людей, подсаживая их на иглу высоких результатов и скорости работы. Цикл жизни сотрудника в них — не более года. Но важно помнить, что выгорание — это не только тяжелое состояние, но и травматичный опыт, который влияет на дальнейшую жизнь. Человек начинает бояться снова угодить в ту же яму, он даже может решить, что карьера не для него.
Конфликты и равнодушие в коллективе. Если нас отвергают, мы инстинктивно чувствуем себя в опасности. У древнего человека изгнание из племени практически приравнивалось к смерти. Сегодня мы удовлетворяем потребность в принятии, получая похвалу и поддержку. Равнодушные функциональные отношения в компании и конфликты повышают риск выгорания.
Что делать, если сотрудник выгорел
Стратегия по выходу из кризиса зависит от того, на какой стадии выгорания находится человек. Если у него «медовый месяц» или эмоциональная перегрузка, то стоит рассказать о последствиях переработок, попросить не пропускать обед, не задерживаться по вечерам и вовремя ходить в отпуск.
На более поздних этапах сотруднику для восстановления понадобится помощь профессионала — психотерапевта или даже психиатра.
Читайте также:
О чем спросить сотрудника при увольнении
На крайней стадии единственный выход — увольнение. Постарайтесь расстаться на хорошей ноте: объясните свою позицию, проведите выходное интервью. Можно предоставить денежную компенсацию или путевку в санаторий. Предложите помощь в поиске нового места работы и свои рекомендации. Сначала сотрудник расстроится, но в конце концов сможет отдохнуть и переключиться на другую деятельность или даже вернуться к прежней работе.
Если профессионал ценный и с ним не хочется расставаться, можно отправить его в отпуск на месяц или дольше. Но впоследствии нужно быть к такому сотруднику внимательным: есть риск, что, восстановившись, он снова начнет перерабатывать.
Что предпринять для профилактики
Вот пять советов, как предотвратить выгорание в команде.
Следите за нагрузкой сотрудников и не допускайте переработок. Ставьте достижимые задачи, заставляйте ходить в отпуск и не разрешайте задерживаться на работе.
Давайте разнообразные задачи. Раз в полгода-год немного меняйте задачи для сотрудников, чтобы они могли открыть в себе новые способности.
Разбивайте большие задачи на подзадачи. Если команда работает над большим проектом, разделите его на несколько итераций. Каждую из них отмечайте как отдельный маленький проект: расскажите о результатах команды на общем собрании, дайте сотрудникам премию или выходной. От монотонности работы, результат которой отложен во времени, сотрудники выгорают. Особенно это справедливо для IT-компаний.
Делайте в офисе перестановки. Пересаживайте сотрудников, меняйте отделы в офисе местами, если это возможно. Это создаст эффект новизны и взбодрит.
Рисуйте карьерную перспективу. Если работник ясно видит свою будущую карьеру, то у него меньше стресса. Но обещанный карьерный рост должен иметь место. Если обещания не выполняются, то руководитель в скором времени получит разочарованных, выгоревших подчиненных.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов