На сайт банка
Эксперт — Софья Калинычева, практикующий юрист и основательница телеграм-канала negotium.

Деловая репутация — это публичное мнение о вашем бизнесе. Репутация юридически не является чем-то наживным — она есть априори с момента образования компании или ИП. Доверие к бренду напрямую зависит от репутации, а если кто-либо будет распускать ложные слухи о вашем бизнесе и намеренно вредить, можно пойти в суд.

Мы разберем, как все устроено, на конкретном деле — оно важное, потому что истец дошел до Верховного суда, и теперь суды будут разбираться с негативными комментариями внимательнее.

На сайте «ПроДокторов» клиентка написала негативный комментарий в адрес врача: мол, та отказывалась принимать пациента, испортила («запорола») больничный лист, указав ошибочную дату его закрытия, а также назначила пациентке лекарство вопреки информации о наличии у той на него аллергии. Чтобы доказать свою правоту, истец дошел до Верховного суда.

Вот что оценивал Верховный суд:

  • Отзыв о вашей компании подан как мнение или как факт?
  • Где появилась информация?
  • Она правда ложная?
  • Это правда вредит репутации?
  1. Это утверждение о фактах или мнение?
  2. В делах о защите деловой репутации все начинается со спора о понятиях. По закону каждый имеет право высказывать свое мнение о волнующих его проблемах. Как правило, речь идет об оценочных суждениях, где нет никаких фактов и сведений.

    Сравним два примера:«Мне показалось, что еда в этом кафе очень невкусная» — оценочное суждение. «В кафе по полу ползают тараканы, полная антисанитария» — сведения.

    В комментарии о докторе, представленном выше, есть факты: врач не принимала пациентку, несмотря на то что та пришла в нужное время. А это значит, что клиентка уже оставляла на сайте не мнение, а сведения о деятельности врача.

  3. Вопрос второй: где их распространили?
  4. Порочащие сведения должны быть доведены до публики, например опубликованы в интернете, как в нашем деле. Обратите внимание, что Верховный суд указал, что даже «сообщение всего одному лицу» означает публичность.

  5. Вопрос третий: это ложные сведения?
  6. А вот здесь начинается самое интересное: не вы должны доказывать, что сказанное о вас неправда, а ваш оппонент — что это правда. Если нельзя доказать, что врач не принимал в рабочее время (в помощь — свидетельские показания, видео- или аудиозапись, справки и др.), то суд сочтет сведения ложными. В нашем кейсе Верховный суд указал, что обвинения недовольной пациентки надо проверить.

    Источник скриншота: «КонсультантПлюс» (ст. 152 Гражданского кодекса РФ)
  7. Вопрос четвертый: это действительно порочит вашу репутацию?
  8. Здесь уже включаетесь вы! Можете привести доказательства того, что ваш бизнес пострадал от этих сведений либо, предположительно, пострадает в будущем. В кейсе «ПроДокторов» негативный комментарий свидетельствовал о непрофессионализме и неэтичности врача и тем самым вредил ее репутации.

    Итак, в нашем кейсе про неэтичного доктора Верховный суд указал, что суды, которые ранее рассматривали это дело, сделали недостаточно: они не оценили, соответствуют ли действительности сведения из отзыва, и не учли их порочащий характер. Следует ожидать, что в дальнейших спорах про негативные отзывы суды будут относиться к пострадавшим компаниям с большим пониманием.

Так как же защититься на деле?

  1. Зафиксируйте комментарий c помощью скриншота или записи экрана.
  2. Определите, где его оставили. Если на агрегаторе (как «ПроДокторов» или 2ГИС), то пишите агрегатору претензию.
  3. Можете и не писать претензию, а сразу пойти в суд.
  4. В качестве ответчика в заявлении укажите автора комментария, а также сервис, на котором комментарий был размещен.
  5. Зафиксируйте ваши требования: удалить публикацию с опровержением, возместить моральный вред, реальные убытки или упущенную выгоду.

Упущенная выгода — это тот доход, который вы могли бы получить, если бы не действия нарушителя. Доказать упущенную выгоду можно, например, с помощью бухгалтерских документов о доходах.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Узнать больше
Еще какие-то статьи
Законы C 1 сентября изменятся правила оформления кассовых чеков
C 1 сентября изменятся правила оформления кассовых чеков
23 июня
3 мин
Закон Бизнесу нельзя зарабатывать на товарах с мультяшками без лицензии — даже несмотря на параллельный импорт
Бизнесу нельзя зарабатывать на товарах с мультяшками без лицензии — даже несмотря на параллельный импорт
25 июня
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.