Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как защитить репутацию, если о вас написали плохой отзыв?
Деловая репутация — это публичное мнение о вашем бизнесе. Репутация юридически не является чем-то наживным — она есть априори с момента образования компании или ИП. Доверие к бренду напрямую зависит от репутации, а если кто-либо будет распускать ложные слухи о вашем бизнесе и намеренно вредить, можно пойти в суд.
Ст. 152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации
Определение Верховного суда от 28 марта 2023 по делу «Медрейтинг»
Мы разберем, как все устроено, на конкретном деле — оно важное, потому что истец дошел до Верховного суда, и теперь суды будут разбираться с негативными комментариями внимательнее.
На сайте «ПроДокторов» клиентка написала негативный комментарий в адрес врача: мол, та отказывалась принимать пациента, испортила («запорола») больничный лист, указав ошибочную дату его закрытия, а также назначила пациентке лекарство вопреки информации о наличии у той на него аллергии. Чтобы доказать свою правоту, истец дошел до Верховного суда.
Вот что оценивал Верховный суд:
Ст. 29 Конституции РФ о свободе слова
В делах о защите деловой репутации все начинается со спора о понятиях. По закону каждый имеет право высказывать свое мнение о волнующих его проблемах. Как правило, речь идет об оценочных суждениях, где нет никаких фактов и сведений.
Сравним два примера:«Мне показалось, что еда в этом кафе очень невкусная» — оценочное суждение. «В кафе по полу ползают тараканы, полная антисанитария» — сведения.
В комментарии о докторе, представленном выше, есть факты: врач не принимала пациентку, несмотря на то что та пришла в нужное время. А это значит, что клиентка уже оставляла на сайте не мнение, а сведения о деятельности врача.
П. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФот 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
Порочащие сведения должны быть доведены до публики, например опубликованы в интернете, как в нашем деле. Обратите внимание, что Верховный суд указал, что даже «сообщение всего одному лицу» означает публичность.
П. 1 ст. 152 ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации
А вот здесь начинается самое интересное: не вы должны доказывать, что сказанное о вас неправда, а ваш оппонент — что это правда. Если нельзя доказать, что врач не принимал в рабочее время (в помощь — свидетельские показания, видео- или аудиозапись, справки и др.), то суд сочтет сведения ложными. В нашем кейсе Верховный суд указал, что обвинения недовольной пациентки надо проверить.
Читайте также:
Как сообщить плохие новости сотрудникам? Советуют психолог, HR и владелец бизнеса
Здесь уже включаетесь вы! Можете привести доказательства того, что ваш бизнес пострадал от этих сведений либо, предположительно, пострадает в будущем. В кейсе «ПроДокторов» негативный комментарий свидетельствовал о непрофессионализме и неэтичности врача и тем самым вредил ее репутации.
Итак, в нашем кейсе про неэтичного доктора Верховный суд указал, что суды, которые ранее рассматривали это дело, сделали недостаточно: они не оценили, соответствуют ли действительности сведения из отзыва, и не учли их порочащий характер. Следует ожидать, что в дальнейших спорах про негативные отзывы суды будут относиться к пострадавшим компаниям с большим пониманием.
Так как же защититься на деле?
Ст. 151 ГК РФ о компенсации морального вреда
Ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков
Упущенная выгода — это тот доход, который вы могли бы получить, если бы не действия нарушителя. Доказать упущенную выгоду можно, например, с помощью бухгалтерских документов о доходах.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц