На сайт банка
Эксперт — Софья Калинычева, практикующий юрист и основательница телеграм-канала negotium.

Деловая репутация — это публичное мнение о вашем бизнесе. Репутация юридически не является чем-то наживным — она есть априори с момента образования компании или ИП. Доверие к бренду напрямую зависит от репутации, а если кто-либо будет распускать ложные слухи о вашем бизнесе и намеренно вредить, можно пойти в суд.

Мы разберем, как все устроено, на конкретном деле — оно важное, потому что истец дошел до Верховного суда, и теперь суды будут разбираться с негативными комментариями внимательнее.

На сайте «ПроДокторов» клиентка написала негативный комментарий в адрес врача: мол, та отказывалась принимать пациента, испортила («запорола») больничный лист, указав ошибочную дату его закрытия, а также назначила пациентке лекарство вопреки информации о наличии у той на него аллергии. Чтобы доказать свою правоту, истец дошел до Верховного суда.

Вот что оценивал Верховный суд:

  • Отзыв о вашей компании подан как мнение или как факт?
  • Где появилась информация?
  • Она правда ложная?
  • Это правда вредит репутации?
  1. Это утверждение о фактах или мнение?
  2. В делах о защите деловой репутации все начинается со спора о понятиях. По закону каждый имеет право высказывать свое мнение о волнующих его проблемах. Как правило, речь идет об оценочных суждениях, где нет никаких фактов и сведений.

    Сравним два примера:«Мне показалось, что еда в этом кафе очень невкусная» — оценочное суждение. «В кафе по полу ползают тараканы, полная антисанитария» — сведения.

    В комментарии о докторе, представленном выше, есть факты: врач не принимала пациентку, несмотря на то что та пришла в нужное время. А это значит, что клиентка уже оставляла на сайте не мнение, а сведения о деятельности врача.

  3. Вопрос второй: где их распространили?
  4. Порочащие сведения должны быть доведены до публики, например опубликованы в интернете, как в нашем деле. Обратите внимание, что Верховный суд указал, что даже «сообщение всего одному лицу» означает публичность.

  5. Вопрос третий: это ложные сведения?
  6. А вот здесь начинается самое интересное: не вы должны доказывать, что сказанное о вас неправда, а ваш оппонент — что это правда. Если нельзя доказать, что врач не принимал в рабочее время (в помощь — свидетельские показания, видео- или аудиозапись, справки и др.), то суд сочтет сведения ложными. В нашем кейсе Верховный суд указал, что обвинения недовольной пациентки надо проверить.

    Источник скриншота: «КонсультантПлюс» (ст. 152 Гражданского кодекса РФ)
  7. Вопрос четвертый: это действительно порочит вашу репутацию?
  8. Здесь уже включаетесь вы! Можете привести доказательства того, что ваш бизнес пострадал от этих сведений либо, предположительно, пострадает в будущем. В кейсе «ПроДокторов» негативный комментарий свидетельствовал о непрофессионализме и неэтичности врача и тем самым вредил ее репутации.

    Итак, в нашем кейсе про неэтичного доктора Верховный суд указал, что суды, которые ранее рассматривали это дело, сделали недостаточно: они не оценили, соответствуют ли действительности сведения из отзыва, и не учли их порочащий характер. Следует ожидать, что в дальнейших спорах про негативные отзывы суды будут относиться к пострадавшим компаниям с большим пониманием.

Так как же защититься на деле?

  1. Зафиксируйте комментарий c помощью скриншота или записи экрана.
  2. Определите, где его оставили. Если на агрегаторе (как «ПроДокторов» или 2ГИС), то пишите агрегатору претензию.
  3. Можете и не писать претензию, а сразу пойти в суд.
  4. В качестве ответчика в заявлении укажите автора комментария, а также сервис, на котором комментарий был размещен.
  5. Зафиксируйте ваши требования: удалить публикацию с опровержением, возместить моральный вред, реальные убытки или упущенную выгоду.

Упущенная выгода — это тот доход, который вы могли бы получить, если бы не действия нарушителя. Доказать упущенную выгоду можно, например, с помощью бухгалтерских документов о доходах.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Узнать больше
Еще какие-то статьи
Законы Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
А еще все про новые штрафы и как их избежать
14 июля
3 мин
Закон Бизнесу нельзя зарабатывать на товарах с мультяшками без лицензии — даже несмотря на параллельный импорт
Бизнесу нельзя зарабатывать на товарах с мультяшками без лицензии — даже несмотря на параллельный импорт
25 июня
23 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Нужна ли ИП учетная политика?
Советы

Нужна ли ИП учетная политика?

И что будет, если ее нет
Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году
Рынок

Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году

Что делать, если сотрудник ушел в запой
Советы

Что делать, если сотрудник ушел в запой

Заголовок смешной, ситуация страшная
Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом
Рынок

Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом

Подборка нестандартных сезонных бизнесов
Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst
Биографии

Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst

Как сменить коды ОКВЭД
Советы

Как сменить коды ОКВЭД

Готовая инструкция, чтобы все сделать правильно
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.