Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Продавать на маркетплейсах летом
Рассказываем, как определиться с товаром, подготовиться к продажам и нужно ли участвовать в сезонных акциях.
Что хорошо продается летом
Статистика по Wildberries взята из сервиса MPStats
В каждый сезон популярны свои товары. Летом это соответствующая одежда и обувь, вещи для дачи и отдыха. Например, во 2-м квартале прошлого года на Wildberries по продажам лидировали летние платья, кроссовки, футболки. А вот популярные запросы на маркетплейсе в начале июня 2023 года:
Товар
Количество запросов за 30 дней (данныена 14.06.2023 г. )
Футболка женская
5 877 592
Босоножки женские
4 266 060
Шорты женские
3 744 072
Кроссовки женские
2 463 828
Платье летнее женское
1 906 800
Дезодорант женский
466 412
Сарафан летний женский
209 192
Сандалии женские
206 880
Очки солнечные женские
12 188
Кирилл Прокофьев, руководитель центра обучения и центра дизайна Модульбанка:
Обувь и солнечные очки люди покупают в начале лета, а затем спрос на них падает, и, соответственно, уменьшается число ключевых запросов. Вновь спрос на обувь, по нашим наблюдениям, вырастает в августе. А вот спрос на футболки увеличивается на протяжении всех жарких летних месяцев.
Читайте также:
5 ошибок новичков на маркетплейсах
Ozon, опираясь на свою внутреннюю аналитику, рекомендует продавцам этим летом выходить на площадку с такими товарами:
Что пользуется спросом, можно посмотреть в аналитических сервисах. Услуги этих сервисов стоят от 4800 руб. в месяц. Они часто предлагают бесплатный пробный период — 7−14 дней, но с ограниченным функционалом (например, вам будет видна статистика только за короткие периоды). Начинающие предприниматели нередко покупают эту услугу пополам с партнерами, но сервисы стараются это пресекать.
Вот некоторые из этих сервисов:
Некоторые маркетплейсы — к примеру, Ozon — предлагают свою статистику бесплатно. Начинающий продавец может ориентироваться на нее, но для серьезной работы понадобится более широкий набор метрик.
Статистика рынка интернет-торговли есть и у Яндекса. Она тоже помогает нащупать тренды, ведь активный поиск в самой поисковой системе Яндекса напрямую связан со спросом. Отсюда еще один совет: опираясь на такую статистику, старайтесь обнаружить товары, популярность которых только растет. Чем раньше заметите формирующийся спрос, тем больше будет шансов на нем заработать. А вот попытка вырваться вперед в продаже топовых товаров потребует больших вложений в рекламу.
Что нужно смотреть в аналитике, чтобы решить, какой товар продавать и как
МаркетМетрика от Модульбанка входит в тарифы для селлеров
Популярность товара еще не гарантирует, что у вас он будет продаваться так же хорошо, как у других. Наоборот, есть риск затеряться в обилии похожих вещей от других продавцов.
Первое, на что надо ориентироваться, — ваши знания о товаре. Если вы никогда не водили машину, то вряд ли сможете успешно продавать жидкость для стеклоомывателя — ни летнюю, ни зимнюю. Скорее всего, вы не понимаете, какую ценность для покупателя имеют те или иные ее характеристики, и у вас не получится выгодно описать их в товарной карточке на маркетплейсе.
Второе подспорье — это аналитика маркетплейсов. Она помогает новым продавцам «подглядеть», как товар продается у других.
МаркетМетрика от Модульбанка входит в тарифы для селлеров.
У Модульбанка есть своя система аналитики по Wildberries и Ozon. Разберемся в метриках на ее примере. Итак, на что смотреть, чтобы оценить рынок в целом и собственные силы в частности.
Читайте также:
Как селлерам подготовиться к сезону выпускных вечеров
Условно товар, который предлагают менее 3 тысяч продавцов, можно назвать «низкоконкурентным», 3−5 тысяч продавцов — «среднеконкурентным», а свыше 5 тысяч — «высококонкурентным». Начинающему продавцу проще выходить на маркетплейс с первым типом сезонных товаров.
Далее в системе аналитики можно посмотреть информацию о каждой карточке: кто продавец, сколько матрасов для плавания она продала, какую выручку принесла за определенный период. Обратите внимание, не один ли продавец создал первые 20−30 карточек? Может, он монополист?
Сложите выручку всех его карточек и сравните эту сумму с общей выручкой в подкатегории — возможно, половину получает именно он. А между сколькими продавцами распределяется остальная часть? Вы можете обнаружить на рынке пару-тройку крупных игроков, с которыми будет нелегко тягаться: они могут демпинговать без большого ущерба для себя и завлекать таким образом покупателей в свои карточки.
Кирилл Прокофьев, руководитель центра обучения и центра дизайна Модульбанка:
Посмотрите, какой объем выручки у первых десяти селлеров и сколько денег приходится на оставшуюся часть. Скажем, если остаток — 10 млн руб. и он распределяется на 100 прочих продавцов, это неплохо. А если эта сумма делится на 5 тысяч продавцов, вы рискуете заработать очень мало.
Предположим, вы выбираете между несколькими товарами. В этом случае выходить на рынок стоит с тем, по которому есть упущенная выручка. Ведь это значит, что спрос покупателей не вполне удовлетворен. Но важно понять, что могло стать причиной упущенной выручки.
Читайте также:
Брендинг упаковки на маркетплейсах — что это и кому он нужен?
Попробуйте предположить, почему конкуренты не смогли реализовать товар. Возможно, он закончился и они не смогли вовремя сделать новую поставку. В этом случае карточка откатывается вниз в выдаче, но рейтинг продавца сохраняется. А может, есть проблемы с поставщиком.
Еще год назад продавцы нередко делали самовыкупы, чтобы поднять рейтинг карточки и увеличить органические продажи. Из-за этого показатель упущенной выручки искусственно поднимался. Отследить это можно было, изучив графики продаж первых десяти продавцов: если график был равномерным, это указывало на стабильный спрос. А если в один день продавец реализовал 200 единиц товара, а в следующие две недели — ноль, то, скорее всего, он сделал самовыкуп. Но сегодня маркетплейсы наказывают продавцов, которые так делают, поэтому показатель упущенной выручки стал правдивее.
О чем еще стоит подумать
Можно ли подобрать к основному товару сопутствующий и расширить ассортиментную матрицу?
Например, если вы решили продавать удобрения для растений, можете предложить покупателям грабельки для рыхления земли — они будут видны в разделе рекомендаций. Так покупатель с большей вероятностью купит у вас не один, а два или три товара.
Кстати, сопутствующий товар может выручить продавца, если основной внезапно закончится, а с оперативной поставкой будут проблемы. Вообще хорошо бы найти двух-трех дополнительных поставщиков и поддерживать с ними связь.
Подходит ли товар для повторных продаж?
К примеру, тюбик солнцезащитного крема купят один, максимум два раза за сезон. То же самое с матрасом для плавания — повторная продажа будет, только если он лопнет. Но нет гарантий, что во второй раз покупатель не предпочтет другой бренд. А упаковку угля для мангала могут купить и два, и пять раз за лето.
Как подготовиться к продажам, когда товар выбран
Допустим, продаже матрасов быть. Закупить товар стоит минимум за месяц, в идеале — за два. Чем раньше вы это сделаете, тем больше времени будет на то, чтобы оформить товарные карточки и начать их продвигать. На раскачку нужно от двух недель до месяца. Тогда к началу сезона карточка будет вверху, а не на двадцатой странице.
Что касается подготовки фото и дизайна карточек, есть общий совет для товаров, которые используются в обиходе: фотографируйте их с человеком или на человеке, если это, к примеру, одежда, аксессуары. Такие кадры вызывают у покупателей больше доверия. Стоит использовать дополнительные инструменты (например, на Ozon можно создавать видеообложки для карточек) и выделяться самим форматом съемки (скажем, привлекать моделей с интересной внешностью).
Читайте также:
Как селлеру найти поставщика в Узбекистане
Можно тестировать дизайн карточек. Например, попробуйте две недели показывать матрасы для плавания на карточках с морским фоном, а другие две — без него. Сравните, какой дизайн лучше продает товар.
В описании товара можно использовать ключевые слова из Яндекс Wordstat. Этот сервис дает представление о том, как покупатели ищут товар в браузере. Но не все запросы там целевые. Лучше воспользоваться сервисами, которые собирают ключевые слова именно с маркетплейсов. Например, по разделу «Ключевики» МаркетМетрики можно понять, какие характеристики товара больше всего волнуют покупателей.
Если у вас есть сложности с тем, чтобы создать выделяющийся контент для маркетплейса, вы можете обратиться к специалистам. Например, команда Модульбанка уже не первый год помогает с этим клиентам-селлерам, а также берет на себя оформление товарных карточек, включая подбор ключевых слов.
Опыт показывает, что на вероятность возвращения покупателя влияет упаковка. Если у конкурента она красивая, а у нас просто пузырчатая пленка, то при разнице в 10 руб. человек выберет первый вариант. К тому же сезонные товары нередко покупают в подарок, и в этом случае аккуратная упаковка тоже будет преимуществом.
Кстати, некоторые идеи, как оформлять карточки и взаимодействовать с покупателями, можно подсмотреть у конкурентов. Загляните в отзывы на их товары: за что ценят или ругают продукт и продавца, какие вопросы задают покупатели? Постарайтесь закрыть эти вопросы в своих карточках: клиентам удобнее сразу увидеть нужную информацию, чем уточнять ее у продавца.
Как понять, стоит ли участвовать в сезонной акции
Эти акции маркетплейсы анонсируют заранее, поэтому уже сейчас можно посмотреть их условия. Например, здесь можно узнать про «Летнюю распродажу» на Яндекс Маркете. Не забывайте читать тексты мелким шрифтом. Есть условия, которые ограничивают участие продавца в акции, — обращайте на них внимание.
Польза от акций не столько в увеличении продаж (из-за сниженной стоимости товаров они вряд ли принесут много прибыли), сколько в повышении рейтинга. На товары участников акций площадки часто повышают скидку постоянного покупателя за свой счет, и это делает товар продавца привлекательнее для клиентов.
У Wildberries проходит летняя акция «Белая пятница» как аналог осенней «Черной пятницы». Вы можете поучаствовать в ней и продвинуть свои карточки: они будут выделены плашкой и размещены в выдаче под баннерами на главной странице и в рассылках, а еще подняты выше в сортировке «По популярности». Но надо понимать, что для участия в ней придется сделать скидку покупателю. Важно просчитать цену, чтобы не оказаться в убытке.
Прикиньте, на какое количество продаж вы можете рассчитывать, какой будет примерная выручка, а сколько вы в этой акции потеряете. Возможно, придете к выводу, что выгоднее потратиться на рекламу и не заходить в акцию.
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий