На сайт банка

Маркетплейсы сулят продавцам высокую прибыль, и это действительно возможно, однако есть и риски, к которым не все бизнесмены подготовлены. В случае с мелким товаром проблемой может стать пересорт. Александр Ковальский, сооснователь бренда украшений ручной работы «Слонвиш», поделился с нами своей историей.

Эксперт — Александр Ковальский, сооснователь бренда украшений ручной работы «Слонвиш». Записалa Наталия Солус.

Риски в работе с маркетплейсами

Предприниматель, особенно в России — это самая рисковая профессия. И, поставляя свой товар на маркетплейсы, нужно учитывать, что в какой-то момент могут возникнуть непредвиденные траты из-за его утери и порчи по вине покупателя или самой площадки.

Например, мы продаем серьги собственного производства на Wildberries. Это маленький товар с еще более мелкими комплектующими — «заглушками» для гвоздиков, которые держат украшение в ухе. Если такая «заглушка» потеряется в процессе транспортировки товара или примерки его покупателем, то, обнаружив пропажу, маркетплейс утилизирует пару сережек — это неполный комплект. Правда, до того как пропажа обнаружится, неполный комплект успеет приехать к другому человеку. А он может написать негативный отзыв с одной звездой.

Это силиконовые заглушки, их размер — не более 5 мм, поэтому они легко теряются

За утилизацию маркетплейс берет плату с продавца — 33 руб. за каждую утилизированную единицу. Поэтому в свою юнит-экономику для продаж на площадке мы закладываем 5% от стоимости товара в его конечную цену. По нашему опыту это покрывает такие расходы.

Так выглядит отчет об утилизации в личном кабинете поставщика

Другой вариант — потеря по вине самой площадки. Например, мы отгрузили 650 единиц товара, а Wildberries принял 648. Почему — неизвестно, возможно, не туда положили или не смогли найти две пары сережек при пересчете. У нас периодически такое бывает, но доля потерянных товаров очень мала.

Кроме того, Wildberries не делает вид, что он в танке, а всегда находит потерянное. В соответствии с регламентом маркетплейса, нужно написать обращение о том, что что-то пропало, и товар будут искать. С момента обращения может пройти и 2-3 недели, и 2-3 месяца, но рано или поздно его найдут. По крайней мере, у нас всё находилось.

Но очень редко происходят такие «сбои в матрице», от которых застраховать себя практически невозможно. Я расскажу об одном случае, который произошел с нами год назад.

Пересорт — самое худшее, что может случиться с товаром

Пересортом называется ситуация, когда маркетплейс принимает больше товара, чем продавец отгрузил на склад. Иными словами, образуется излишек.

Чем это чревато? Во-первых, люди будут заказывать конкретный товар, а получать вместо него что-то другое. Например, заказали серьги, а получили тушь для ресниц. Клиентам неважно, кто в этом виноват: они хотят пользоваться сервисом с ожидаемым качеством и будут оставлять плохие отзывы о вашем магазине. Репутационный ущерб будет нести продавец, потому что разделения на «отзыв о товаре» и «отзыв о маркетплейсе» не существует.

Во-вторых, этот лишний товар будет ездить со склада до покупателя и обратно, а ваш магазин будет платить за логистику чужого товара. Wildberries не станет разбираться в путанице и расхождениях, рассчитывая стоимость логистики — всё это делает большая автоматизированная система.

Прошлой осенью мы отправили поставку из 1200 пар сережек, а на складе приняли на 152 пары больше. Почти сразу мы начали получать негативные отзывы, так как людям приходило не то, что они заказывали.

Так выглядит пересорт в отчете в личном кабинете: 250 — это то, сколько продавец заявил единиц товара в накладной при отгрузке. 290 — сколько на самом деле приняли у него на складе

Что делать? Маркетплейс не дает каких-то специфических сценариев для таких ситуаций. Все стандартно — нужно писать обращение, и когда руки дойдут, то с этим разберутся: снимут весь товар с продажи, пересчитают и просканируют заново. Но произойти это могло нескоро, а репутация магазина страдала уже сейчас. К тому же, пока товар пересчитывают на складе, магазин стоял бы пустым, а значит, сразу упала бы динамика продаж. Проблема могла затянуться надолго.

Тогда мы пошли другим путем, более дорогим, но быстрым и верным. В первые три дня после первых отрицательных отзывов мы выкупили у себя самих почти треть поставки — около 400 товаров. Это было больно и стоило нам примерно 70 — 80 тыс. руб.

Но зато мы сохранили свой товар, разобрались в путанице, наклеили на коробки с сережками новые этикетки со штрихкодами и быстро отправили их назад. Оказалось, что в первый раз при приемке перепутали 8 наименований сережек. Нам еще повезло, что к нашему товару не замешали чужой, когда мы его выкупали.

Как обезопасить себя от рисков

Два года назад Wildberries позволял записаться на приемки в присутствии поставщика. Можно было самому проконтролировать, что всё приняли верно и расхождений нет. Но после пандемии такой функции у маркетплейса не стало, и теперь продавцы не могут присутствовать при приемке их товара.

Есть сложный способ обезопасить себя от потерь и расхождений — записывать на видео весь процесс поставки от начала до конца: как складываешь товар в коробки, как отвозишь его на склад и передаешь маркетплейсу. Причем видео должно быть без остановок и монтажных склеек. Так заморачиваются продавцы, которые торгуют, например, ювелирными украшениями — потеря нескольких золотых сережек уже сильно ударит по кошельку.

Нам же, продавцам хендмейд-украшений из дерева в эконом-сегменте, проще заложить небольшой процент на утери. А также быть морально и финансово готовыми к любым поворотам, ведь кто не рискует, тот не ведет бизнес в России.

Несколько советов для продавцов

  • Закладывайте в цену товара 3-5% на утилизацию.
  • Если у вас небольшой товар, который легко теряется, то делайте его более заметным, например, упаковывайте в коробки.
  • Плотно закрывайте упаковку, чтобы он не мог из нее случайно выпасть.
  • Следите за считываемостью штрихкодов: надежно приклеивайте этикетки, чтобы сканер на складе маркетплейса их правильно прочитывал.
  • Если отгружаете что-то очень дорогое, то делайте видеоподтверждение поставок.
  • Развивайте собственные каналы продаж, чтобы не зависеть целиком от маркетплейса.

Новые тарифы для работы на маркетплейсах

Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий

Узнать
Еще какие-то статьи
Маркетплейсы Селлеры на Wildberries смогут менять витрины своих магазинов
Селлеры на Wildberries смогут менять витрины своих магазинов
18 ноября
10 мин
История Как я получил от государства 1,7 млн рублей на оборудование для пекарни
Как я получил от государства 1,7 млн рублей на оборудование для пекарни
Минпромторг компенсирует часть затрат на модернизацию производства. Рассказываем, как получить такую субсидию
8 августа
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе
Советы

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе

Если брачного договора нет, вступают в силу общие юридические правила
Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Рынок

Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства

Гранты, займы и кредиты в 2025 году
Как ИП открыть аптеку
Советы

Как ИП открыть аптеку

Объясняем, какие нужны разрешения и почему
Как принять на работу высококвалифицированного специалиста
Советы

Как принять на работу высококвалифицированного специалиста

Документы и требования, чтобы оформить ВКС правильно
Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги
Советы

Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги

Чтобы клиент не спрашивал: «Почему так дорого?»
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Дайджест

Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе
Советы

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе

Если брачного договора нет, вступают в силу общие юридические правила
Полезные ссылки:
переманивание сотрудников из других организаций информация которая не может составлять коммерческую тайну что именно нельзя обменять продавцу сложно ли открыть частный детский сад рекламы которые запретили показывать одобрение крупных сделок кто может использовать усн налоговые льготы для новых ооо возможности pos терминала swift возможность отключения арбитраж трафика блог просто кофе франшиза фулфилмент контакты базы клиентов купить работник постоянно опаздывает на работу часто продаваемые товары на озон как быстро могут отключить swift как продвигать бизнес через соцсети часто задаваемые вопросы по налогам услуги номинального директора цены количество sku создать пирамиду зарплатные комиссии риск ориентированный конкурсы для покупателей площадка банкротство внутренние правила компании таможенные товары компания ликвидирована собственный капитал ип сезонные товары это личные карточки риски маркетплейсов самые продаваемые товары ozon трендовые товары 2022 для продажи на вайлдберриз на каком маркетплейсе лучше продавать товары новичку как начать продавать свои товары на озоне вайлдберриз работа со своего склада условия продвижение на маркетплейсах обучение маркетплейсы для продажи товаров обучение торговля на маркетплейсах обучение озон как начать продавать товары маркетплейсы для продажи товаров как работает
В закладки

Удаляем негативные отзывы

«Хамоватые продавцы», «Вечно опаздывают», «Мошенники», — негативные отзывы могут появиться о любой компании. Хорошая новость: от них можно избавиться
25 мая 2018
25821
16

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.