На сайт банка

Анна Кадикова год назад открыла независимую книжную лавку в Краснодаре. В «Деле» есть интервью о ее бизнесе:

«Как бизнесмен я так себе, зато я хороший книжник»

В этой статье Анна рассказывает о том, как устроен книжный рынок и с какими трудностями сталкиваются маленькие книжные магазины.

Кто делит книжный рынок

Книжные магазины бывают сетевые и независимые. Независимые продвигают книги небольших независимых издательств.

Независимые издательства не принадлежат государству и не входят в холдинг «Эксмо» и «АСТ». Государственных издательств сейчас почти не осталось: они все на грани закрытия или перепродажи. А вот Эксмо и АСТ после слияния занимают 25% рынка и выпускают 80 миллионов книг в год.

Холдинг продолжает покупать издательства поменьше, редакции внутри холдинга называются «дивизионами». Обычно дивизионы сохраняют свои названия, сайты и логотипы. Например, одно из самых узнаваемых издательств «Манн, Иванов и Фербер» уже пять лет принадлежит холдингу «Эксмо — АСТ».

Еще пример. Была троица маленьких издательств, которые делали комиксы: Комильфо, Бумкнига и Комфедерация. Комиксы — это дорогостоящая история, потому что нужно договориться с Марвел или Диси, купить права на издание, перевести и начать продавать в России. У питерского издательства «Комильфо» это получилось и они сделали хит: комикс о супергерое Сорвиголове. А потом их купило Эксмо.

Обложка и фрагменты комикса «Сорвиголова» с сайта издательства «Комильфо»

Для Комильфо это снижение рисков. Редакция может издавать комиксы, а вопросы финансового выживания Эксмо берет на себя. Но так и складывается монополия.

Монополия плоха тем, что если все издательства окажутся под одной крышей, рынок лишится разнообразия, а конкуренции не будет. Значит, будет не за чем заботиться о качестве.

Эксмо принадлежат две сети книжных магазинов — «Буквоед» и «Читай-город». Больше половины книг в этих магазинах — продукция Эксмо и АСТ. Сейчас в регионах открываются магазины формата «кэш энд керри» с этими же книгами. «Кэш энд керри» — это большие книжные с мелкооптовыми ценами.

В России 576 магазинов сети «Читай-город — Буквоед». К 2020 году компания планирует открыть еще 150 магазинов.

По данным Коммерсанта

Сетевые магазины «Читай-город — Буквоед» покупают книги у своих издательств по минимальной цене, но наценка для розничного покупателя — от 100% до 200%. То есть, если книга для магазина стоит 300 рублей, то продавать ее будут за 600 или 900.

Совсем другая история с независимыми книжными.

Независимые книжные магазины отличаются от сетевых тем, что владелец подбирает книги разных издательств — от неизвестных до бестселлеров. Если независимый книготорговец захочет поддержать издателя, который выпускает четыре книги в год, ему никто не помешает.

Любой тариф в Модульбанке — бесплатно навсегда

Примите участие в акции для новых и действующих клиентов до 30 июня

Независимые книгоиздатели сами решают, что издавать

Независимые книгоиздатели сами выбирают, что издавать. У каждого есть своя концепция и направление. Это может быть уклон в специфическую литературу, например издательство «Элементарные формы» выпускает переводы классиков социологии, а издательство «Либра» — переводы немецкой поэзии и драматургии. Но это скорее культурологическая миссия, спрос на такую литературу небольшой.

У всех издательств свои графические решения. Особенно это заметно на серийных изданиях: на книжной полке серия книг с обложками в одном стиле выглядит заметней.

Серия "Интеллектуальная история", издательство "НЛО"

А вот например, зеркальная обложка книги «Селфи» — ее придумал дизайнер российского издательства «Индивидуум». В оригинале обложка выглядит по-другому.

Слева направо: оригинальная обложка, концепт обложки российского издательства, обложка, с которой книга продается в магазине

И такая обложка работает. В книжном магазине «Чарли» покупатели подходят к полке и сразу замечают эту книгу, а потом делают с ней селфи для инстаграма.

100 000 рублей за место на полке

Еще один сегмент рынка — самиздат; это издательства, которые выпускают книги за счет автора. Не издательство заключает договор с автором и платит ему, а автор сам платит, чтобы напечатать свои книги.

Я работала в издательстве в Петербурге, которое занималось самиздатом. Было так: если автор платит иллюстратору, корректору и редактору, книга выходит с иллюстрациями и без ошибок. А если автор не заплатит, то никто этого не делает, и книга публикуется без корректуры, редактуры и иллюстраций. Грубо говоря, рукопись как она есть.

Автор может выставить книгу для продажи на площадке издательства. Например, издательство «Ридеро» бесплатно выставляет книги авторов, которые печатаются у них.

Книги независимых авторов можно купить на сайте издательства "Ридеро". Покупатель добавляет книгу в корзину, оплачивает, издательство получает заказ и печатает один экземпляр книги, чтобы отправить покупателю

У Ридеро есть услуга: можно за деньги разместить книгу в магазинах «Читай-город», «Буквоед» и «Москва». Если автор не популярный и не работает с издательством, попасть на книжные полки магазинов он может только платно.

Приоритетное размещение в книжных для авторов самиздата — от 100 000 рублей до 220 000 рублей, Приоритетное значит, что книги выставляют в магазине на видном месте, например на полках у входа или кассы. Есть еще обычное размещение на тематических полках в зале за 990 рублей

С самиздатом я стараюсь не иметь отношений из-за низкого качества: книги часто неинтересные, в тексте встречаются ошибки и опечатки, а верстка плохая. Кроме того, таких книг огромное количество, и отсмотреть все невозможно. Когда открывала магазин, для себя решила, что самиздат для нас будет редким исключением.

Лабиринт может позволить себе всё

Лабиринт — книжный интернет-магазин, основной конкурент всех книготорговцев. Он закупает книги крупным оптом на льготных условиях: издательства либо дают ему крупные скидки, либо продают исключительные права на реализацию. Во втором случае Лабиринт становится единственным дистрибьютором издательства, и другие книжные не могут покупать книги напрямую у издательства, только через Лабиринт с его наценкой.

Издательствам удобно продавать исключительные права Лабиринту, потому что не нужно думать о распространении тиражей. Издавай, что нравится, перевыпускай хиты, а о продажах будет думать Лабиринт.

Для книжных магазинов это означает сужение ассортимента. Например, детские издательства «Речь», «Компас-гид» продали исключительные права Лабиринту. Если другие книжные захотят купить их книги, они будут работать с Лабиринтом, который сделает свою наценку, альтернативы нет.

Лабиринт может позволить себе продавать книги по той цене, которая для обычных книжных указана в оптовом прайсе, то есть по закупочной. У Лабиринта бесплатная доставка и разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя. Покупатель видит в обычном книжном книгу по цене выше, чем на Лабиринте. Смотрит, сравнивает и выбирает заказать через интернет.

«Разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя»

У независимых книжных есть традиционная наценка — это 50% плюс расходы на логистику. Максимум, который мы можем себе позволить, чтобы оставить книгу доступной и не закрыться в этом месяце. Например, в независимой книжной лавке из Краснодара «Чарли» книга для покупателя стоит 480 рублей, из них:

Из чего складывается цена книги
Сумма

Себестоимость книги

300 ₽

Логистика

30 ₽

Наценка магазина

150 ₽

Прибыль магазина после вычета аренды и налогов

≈ 0 ₽

Часть издательств принципиально не работают с Лабиринтом, Озоном и другими интернет-магазинами. Например журнал «Искусство и кино» можно заказать только на сайте журнала или купить в книжном.

На город приходится один-два независимых книжных

Независимых книжных магазинов не так много в стране, примерно один-два магазина на город, если это не Москва или Петербург. Например, в Новосибирске — книжный магазин «Перемен»; в Казани — «Смена»; в Красноярске — «Бакен»; в Тюмени — «Никто не спит».

Мы все знаем друг друга: кто как работает, на чём выживает. Сообщество — это важно, потому что когда открываешь вот такой магазинчик в регионе, понимаешь, что ты не один. Несмотря на то, что каждый год закрывается по независимому книжному магазину, открытых всё равно больше. И они как-то живут. Эта сила поддерживает, я понимаю, что за мной половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы.

«Половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы»

В конце апреля был фестиваль «Другие книги», его организовал книжный магазин «Перемен» из Новосибирска. Фестиваль был посвящен визуальному восприятию книги: книжки-картинки, графические романы, комиксы. Организаторы привезли иллюстраторов, мастеров. Фестиваль — большое событие для сообщества и города.

Для издательств фестивали тоже важны: выйти на площадку, показать свои книги, новинки. Это редкая возможность пообщаться с читателями напрямую. Никто не расскажет о книге лучше, чем издатель, который ее готовил в печать.

После организатору фестиваля приходит сообщение: «Спасибо большое, прекрасный фестиваль, столько всего нового узнали. Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте».

«Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте»

Но читатель и не обязан понимать, что книжные магазины, которые организовывали фестиваль, отдельно, а Лабиринт с Озоном отдельно, и издательство на них не зарабатывает.

Иллюстрированная «Книга джунглей» от маленького московского издательства «Абрикобукс». Мы единственные в Краснодаре, кто возил их книги. В декабре исключительные права перешли к Лабиринту, и мы перестали работать. У нас книга стоит 1000 рублей, в Лабиринте — 1225 рублей. Но с персональными скидками и днями распродаж выходит намного дешевле, люди ждут и покупают в Лабиринте

Сейчас мы наблюдаем, что издательства, которые продают книги только через интернет, приезжают на ярмарки и к ним никто не подходит, не знает их. Кажется, узнаваемость издательства зависит не только от маркетинговой политики, но и от того, может ли человек пощупать в магазине книги издательства.

Допустим, издательство работает с Лабиринтом, и его книги можно купить только через него. Книжный магазин их покупает с наценкой посредника, выставляет у себя. А Лабиринт выставляет по себестоимости. Читатели в итоге покупают в Лабиринте, а в книжный остается без прибыли.

Но я не считаю, что нужно гнаться за более низкой ценой, чтобы конкурировать с Лабиринтом. В книжном магазине другие преимущества: живые люди и живые книги, общение, атмосфера. Здесь можно полистать и потрогать книги, прочитать главу или заглянуть в коробку с новинками. Для многих покупателей важнее купить книгу в магазине и поддержать его, несмотря на разницу в цене.

Маленькие книжные закрываются, когда в город заходит сеть

В последние 20-25 лет во всём мире, как только в город заходит книготорговая сеть, маленькие книжные умирают. Сетевой магазин открывается на улице рядом с книжным, который там сто лет, и демпингует. Покупатели выбирают тот магазин, где книги стоят дешевле, и это нормально. Старый книжный закрывается, в городе остаются только магазины сети и цены вырастают в полтора раза. Так происходит в России, Англии, Казахстане, Америке.

В Краснодаре 11 магазинов «Читай-город» и еще двухэтажный магазин «Кэш энд керри». Всё по законам маркетинга: приоритетная выкладка, сопутствующие товары, канцелярия и сувениры у кассы. Чем меньше в городе обычных книжных магазинов, придуманных живыми людьми для живых людей, тем лучше живет сеть.

Короче

Книжный рынок делят:

издательства-монополисты;

независимые издательства;

сетевые книжные магазины;

независимые книжные;

самиздат;

интернет-магазины

Из чего складывается цена книги в независимом книжном:

себестоимость — 300 рублей;

логистика — 30 рублей;

наценка магазина — 150 рублей;

чистая прибыль ≈ 0 рублей

50%

наценка независимых книжных магазинов

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, стабильная работа по SWIFT, специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Маркетплейсы В Wildberries запустили IT-решение для пресечения самовыкупов
В Wildberries запустили IT-решение для пресечения самовыкупов
29 мая
13 мин
Рынок Банк помогает селлерам. Зачем?
Банк помогает селлерам. Зачем?
31 марта
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Готовый бизнес-план ПВЗ
Бизнес-план

Готовый бизнес-план ПВЗ

Тест. Как хорошо вы знаете правила блокировок по 115-ФЗ
Интерактив

Тест. Как хорошо вы знаете правила блокировок по 115-ФЗ

Угадайте, чем торгуют на маркетплейсах, по картинке
Интерактив

Угадайте, чем торгуют на маркетплейсах, по картинке

Мало продаж на маркетплейсе: ищем причину
Советы

Мало продаж на маркетплейсе: ищем причину

«Мастера не верили, что мужчина может открыть студию маникюра»
Интервью

«Мастера не верили, что мужчина может открыть студию маникюра»

Как малому бизнесу получить кредитные каникулы
Инструкция

Как малому бизнесу получить кредитные каникулы

9 вопросов юристу
Готовый бизнес-план ПВЗ
Бизнес-план

Готовый бизнес-план ПВЗ

В закладки на всякий случай

Что делать, если затопило магазин

В магазине — потоп: вода на полу, вещах и даже на кухне для продавцов. Оказывается, у салона над магазином прорвало трубу. Чтобы положение стало чуть лучше, рассказываем, как получить деньги на восстановление магазина.
30 августа 2018
17941
10

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.