На сайт банка

У меня был интернет-магазин польских деревянных шахмат. Я сфотографировала каждую позицию, а потом увидела свои фотографии на сайте конкурента.

Эксперт — Анна Павлова, бывший владелец интернет-магазина шахмат.

Зачем понадобились фотографии

В магазине было пятьдесят разновидностей шахматных наборов: все резные, но немного отличались дизайном, древесиной и вкладышем, в котором хранятся фигуры.

К каждому комплекту поставщики прикладывали по одной фотографии низкого качества. По таким снимкам было сложно определить оттенок древесины и понять, как фигуры будут смотреться в руках — а для шахматистов это важно.

Это фотография от поставщика. Здесь плохой свет и ракурс, трудно понять, как именно выглядят шахматы

Чтобы покупателям было проще выбирать, я устроила фотосессию для каждой доски.

Я сфотографировала шахматы с разных ракурсов и при хорошем дневном освещении

Всего получилось 100 фотографий.

Мои фотографии оказались на сайте конкурента

Однажды я использовала поиск по картинке в гугле и обнаружила, что мои фотографии используются не только на моем домене.

Гугл выдал ссылку на мой онлайн-магазин. А еще там была ссылка на сайт моего прямого конкурента

Выяснилось, что у меня есть конкурент с идентичным ассортиментом, и все его товары проиллюстрированы моими фотографиями. Предприниматель решил, что раз снимки не перекрыты вотермаркой, их можно брать без моего разрешения. Но нет.

Авторское право работает так: ты делаешь снимок и автоматически становишься его правообладателем, регистрировать ничего не надо. А чтобы доказать авторство в суде — если дело дойдет до него, — достаточно иметь исходные материалы.

Претензия на 1,5 млн рублей

Я позвонила своей родственнице, она юрист с двадцатилетним стажем. Авторское право — не ее профиль, но она сталкивалась с ним и во время службы в прокуратуре, и когда работала юристом в рекламной компании.

Вместе мы составили претензию, по которой конкурент должен был заплатить мне 15 000 рублей за каждую использованную фотографию. В подсчетах мы опирались на статью 1301 Гражданского кодекса РФ. Размер компенсации определяется судом и варьируется от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Мы ориентировались на опыт аналогичных дел: суд обычно требует с ответчика по минимуму. Получилось полтора миллиона рублей.

В претензии я перечислила все использованные фотографии и дала ссылку на каждую

В отдельном абзаце я перечислила нарушения со стороны конкурента: незаконное воспроизведение в электронном виде, доведение до всеобщего сведения фотографических произведений. Также предприниматель нарушил мои личные неимущественные авторские права, право на имя и на неприкосновенность произведений. Этому посвящена вся четвертая глава Гражданского кодекса РФ.

В конце я потребовала снять мои снимки с публикации — без компенсации.

Я предупредила, что если фотографии не исчезнут с сайта в ближайшее время, я буду требовать свои полтора миллиона через суд

Последним аргументом было предупреждение. Я отметила, что могу обратиться в Управление Федеральной Антимонопольной службы, так как в действиях оппонента усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.

Претензию я отправила на электронный адрес, указанный в контактах интернет-магазина

Ответ пришел следующим утром: владелец сайта извинился и в течение трех дней убрал фотографии.

Если бы моя претензия осталась без ответа, дело ушло бы в суд. Правда, суд мог снизить сумму компенсации до минимума, то есть до 10 000 рублей за одно фото.

Еще какие-то статьи
Продажи Рекламный бизнес соберется на нетворкинг: конференция Silver Mercury Network 2025 стартует 3 июля
Рекламный бизнес соберется на нетворкинг: конференция Silver Mercury Network 2025 стартует 3 июля
1 июля
12 мин
Истории Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса
Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса
Как конфликт с арендодателем и договор угробили мой бизнес
30 мая
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
О новой и старой рекламе, опять о персональных данных и о том, зачем вам бабл-ти
Рынок

О новой и старой рекламе, опять о персональных данных и о том, зачем вам бабл-ти

Самые читаемые статьи «Дела» в июне
Какие законы для бизнеса вступают в силу в июле 2025 года
Дайджест

Какие законы для бизнеса вступают в силу в июле 2025 года

Объясняем, что изменится и почему
Сносить нельзя оставить. Чем отличается наружная реклама от вывески?
Советы

Сносить нельзя оставить. Чем отличается наружная реклама от вывески?

Разбираем законы и судебную практику
Как подать уведомление об обработке персональных данных в 2025 году
Советы

Как подать уведомление об обработке персональных данных в 2025 году

Даем пошаговую инструкцию
Не только белое золото: кто зарабатывает на уникальных обручальных кольцах
Рынок

Не только белое золото: кто зарабатывает на уникальных обручальных кольцах

Подборка локальных ювелирных мастерских
Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
Советы

Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.