Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Бизнес из хобби: как устроен рынок изделий ручной работы
Рукоделие может быть не просто увлечением и способом расслабиться, но и полноценным бизнесом, приносящим постоянный доход. Мы узнали о мастерах и о том, где искать покупателей хендмейда, как устанавливать цены и почему продавать ручную работу на маркетплейсах не лучшая идея.
Какие изделия ручной работы покупают чаще всего
О самых популярных хендмейд-товарах
По данным онлайн-маркета товаров ручной работы «Ярмарка мастеров», самые востребованные категории авторских изделий:
Условно все хендмейд-товары можно разделить на те, для изготовления которых нужны мастерская и специальное оборудование, и те, которые можно делать дома. Например, мастерская и оборудование понадобятся для изготовления керамики, ювелирных украшений, мебели, а вязать, вышивать, делать свечи, парфюмерию можно и дома. Виды рукоделия, которые не требуют дополнительных площадей и устройств, привлекают больше людей, а значит, в них выше конкуренция.
По итогам 2023 года на «Ярмарке мастеров» было размещено 2,3 млн активных карточек товаров. Всего 0,69% населения России продавали или продолжают продавать свои изделия на платформе. Каждый месяц площадку посещают 8 млн пользователей, заказы на ней делают покупатели из 75 стран.
Сложности и риски бизнеса на ручной работе
Основной риск в случае с хендмейдом — работа в стол, поэтому, начиная такой бизнес, важно иметь подушку безопасности, не стартовать на последние деньги или в кредит.
Большинство мастеров — люди творческие, им сложно рассчитывать реальные затраты, правильно позиционировать свои изделия, продвигать себя и продавать, считает Ольга Солодова.
«Люди себя недооценивают. Например, мастер шьет или вышивает и думает, что это все умеют и никто не купит ручную работу за хорошие деньги. Но хендмейд может быть дорогим, ведь ручная работа — это трудозатраты, креатив и эксклюзивность».
Сколько стоит открыть такой бизнес
Читайте также:
Кофе, косметика, нижнее белье: как бизнес зарабатывает на подписке
На старте мастера относятся к хендмейду как к увлечению, а не как к бизнес-проекту. Начать делать что-то своими руками реально с минимальной суммой от нескольких тысяч рублей, вкладывая заработанные на продажах деньги в новые материалы.
Создательница реалистичных игрушек из искусственного меха Екатерина Лейт первую игрушку создала во время декретного отпуска в 2015 году.
«Через четыре месяца практики игрушки стали получаться лучше, я продала три штуки и заработала 6 тыс. руб. Купила на эти деньги материалы».
Она уволилась с работы, когда начала стабильно зарабатывать 20 тыс. руб. в месяц, а вскоре выручка перевалила за 100 тыс. руб. в месяц. Сейчас Екатерина не только изготавливает реалистичные игрушки на заказ, но и учит этому других в своей онлайн-школе.
Основательница бренда Solodova.Handmade Ольга Солодова тоже сшила первую куклу во время декрета. Купила швейную машинку за 5 тыс. руб. и материалы на 200 руб. «Это было приятное времяпрепровождение, а не стартап. Постепенно стали приходить заказы», — говорит она. В 2017 году Ольга Солодова написала заявление на увольнение из банка, где работала до отпуска по уходу за ребенком. Сейчас она работает с крупными брендами и тоже запустила свою онлайн-школу.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Производство керамики требует больше затрат на старте. Полина Кош, основательница бренда керамики «КОШ Ceramics» (посуда, украшения, интерьерная керамика), прошла обучение по специальности «Керамика» в 2021 году и начала работать в коворкинге для керамистов за 8 тыс. руб. в месяц — в эту сумму входило рабочее место и обжиг изделий. Еще 15 тыс. руб. в месяц стоили материалы. В течение полугода Полина проверяла гипотезы, продавала изделия в магазине и через социальные сети.
В марте 2024 года керамистка арендовала и оборудовала собственную мастерскую. На это потребовалось почти 180 тыс. руб.:
«У меня уже были основные материалы. Если открываться совсем с нуля сейчас, то это будет стоить 400−500 тыс. руб.».
Она продает керамику через соцсети, ярмарки и магазины, а также проводит мастер-классы. Бизнес вышел на окупаемость к началу 2025 года.
Как зарегистрировать бизнес
Изготовители изделий ручной работы оформляют самозанятость, а когда доходы достигают 2,4 млн руб. в год — регистрируют ИП.
Ольга Солодова работает как самозанятая. Не нужно платить постоянные взносы, если нет продаж, не нужна отчетность. Просто проводишь продажу и один раз в месяц платишь налог, считает Ольга.
«Самозанятость удобна, если работаешь один и не сотрудничаешь с крупными сетевыми ресторанами или магазинами. Крупных заказчиков статус самозанятого будет смущать при заключении договора».
Екатерина Лейт зарегистрировала ИП еще в 2017 году, потому что тогда самозанятости еще не было.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Как изготавливается хендмейд
В «КОШ Ceramics» представлены посуда, украшения и интерьерная керамика. Есть три коллекции — «кошачья», грибная и растительная. Производство одного предмета в среднем занимает до пяти дней:
«Керамика не терпит спешки. На этапе создания заготовок можно сделать 10−15 чашек за восьмичасовой рабочий день, бижутерии — до 100 штук в день, но это не избавит от обжига и сушки — самых длительных этапов производства».
Екатерина Лейт делает авторские реалистичные подвижные игрушки из искусственного меха. Это зверята, похожие на настоящих животных. Максимум она производит две-три игрушки в месяц. В среднем на изготовление игрушки уходит неделя.
Ольга Солодова выполняет корпоративные заказы, в среднем два-три заказа в месяц по 20−50 изделий.
«Блокноты и календари в качестве корпоративных подарков всем надоели. Компании, которые хотят чего-то оригинального, обращаются ко мне. Например, для “РЖД Медицины” я недавно отшивала летучих мышей — символ волонтерского проекта по донорству крови. Для самарского визового центра — игрушки-антистресс “Лис”, чтобы можно быть брать их с собой в полет».
Сначала изделие разрабатывается и согласовывается с заказчиком, потом утверждается тестовый образец, затем раскраивается ткань и идет пошив. Ольга оптимизирует процесс: сначала отшиваются только туловища, потом только головы — так получается быстрее.
Читайте также:
Кокон и подушка-обнимушка: как зарабатывать на товарах для сна
Какова себестоимость хендмейда и сколько можно заработать
Самый популярный товар «КОШ Ceramics» — чашка «Мухомор». Ее себестоимость без учета трудозатрат — 500−600 руб. В эту сумму входят глина, ангоб и глазурь. Не учитываются обжиг, аренда и трудозатраты, потому что эти затраты зависят от сезона и конкретного изделия. В группе «КОШ Ceramics» во «ВКонтакте» такая кружка стоит 2,5 тыс. руб.
«При выставлении цены я ориентируюсь на среднерыночную стоимость похожих товаров, стараюсь не завышать, иначе это тормозит продажи, и товар простаивает».
Выручка «КОШ Ceramics» — от 100 до 350 тыс. руб. в месяц. Самые топовые продажи летом, потому что много туристов, а также на праздники: Новый год, День Святого Валентина, 23 Февраля и 8 Марта. Самая крупная статья расходов — аренда — 35 тыс. руб. в месяц, в низкий сезон на нее приходится до 40% выручки, на втором месте — материалы.
«Если работать без выходных, каждый месяц участвовать в выставках, продавать товар в десяти магазинах, можно зарабатывать и больше. Но какой в этом смысл, если потом будешь лежать с нервным срывом? Спокойно можно зарабатывать 150−200 тыс. руб. в месяц, но и это не халявные деньги, а ежедневная работа над изделиями, продвижением и контентом».
По словам Екатерины Лейт, себестоимость игрушки-щенка составляет 6,9 тыс. руб., в эту сумму входят только материалы, а розничная цена — от 160 тыс. руб.
«Ручная работа — роскошь, поэтому мастер сам устанавливает цену, за которую ему комфортно работать и по которой он способен продать. Я несколько раз повышала цены, и каждый раз было страшно, но на новую цену всегда находились и новые покупатели».
Себестоимость игрушки «Летучая мышка» от Solodova.Handmade — 453 руб., в розницу она стоит 3,7 тыс. руб. В себестоимость входят:
Например, швея зарабатывает 30−50 тыс. руб. в месяц. Она работает 20 дней по восемь часов, получается, что один ее час стоит 190−313 руб. Эту сумму нужно умножить на количество часов, за которые создается одна игрушка. А дальше добавляется наценка в соответствии с личным брендом и спросом.
В 2023 году Ольга Солодова заработала 1,5 млн руб. — в среднем по 125 тыс. руб. в месяц, в 2024 году — немного меньше из-за семейных обстоятельств.
Кто покупает изделия ручной работы
Создательница реалистичных игрушек Екатерина Лейт описывает свою целевую аудиторию как обеспеченных людей, которые хотят получить от игрушки вау-эффект. Обычно игрушки покупают для украшения интерьера, в подарок и реже — для детей.
Читайте также:
Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги
По словам Полины Кош, основные ее покупатели — женщины в возрасте от 25 до 50 лет, любители природы, грибники и кошатники. В месяц получается до 100 продаж через магазины и три-четыре индивидуальных заказа.
«Я создаю товары для всех ценовых сегментов: недорогие изделия до 1 тыс. руб., средний ценовой сегмент — от 1 до 4 тыс. руб. и минимум крупных и дорогих товаров, так как их покупают реже. Так я диверсифицирую риски».
Ольга Солодова работает только с корпоративными заказами.
Как продвигаться и искать клиентов
Мастера продают изделия ручной работы через социальные сети и на своих сайтах, на ярмарках и в магазинах хендмейда.
Социальные сети дают безграничные возможности для продвижения рукоделия, считает Ольга Солодова. Без существенных вложений можно делать контент и органически расти. Соцсети приводят клиентов не только из России, но и из Колумбии, США, Италии, Саудовской Аравии, Вьетнама. Еще хороший вариант искать клиентов — коллаборации с другими бизнесами, например с цветочными салонами.
Создательница реалистичных авторских игрушек Екатерина Лейт советует всем мастерам завести и развивать один-два аккаунта в соцсетях и постепенно подключать к ним остальные. А если вести соцсети не хочется, то можно выставлять работы на «Авито» и «Ярмарке мастеров».
Читайте также:
Как бизнесу удерживать покупателей
Полина Кош начинала продвижение с соцсетей. «Это непросто. Нужно успевать делать контент регулярно. Многие крафтеры жалуются, что хотят заниматься основной деятельностью, то есть что-то изготавливать, а очень много времени съедают SMM, съемки, обработка, закупка рекламы», — рассказала она. Также Полина Кош продает керамику на выставках и ярмарках, там можно пообщаться с аудиторией и выявить ее потребности. Еще продавать свою продукцию можно в магазинах хендмейда: мастера арендуют полки за 3−4 тыс. руб. в месяц и могут продавать свою продукцию.
Опрошенные мастера считают, что на маркетплейсах можно продавать только простой хендмейд, который можно производить быстро и массово, например свечи или мыло, остальные изделия своих ценителей не найдут.
«Если вы готовы уходить от индивидуальности к массовости, то пожалуйста, но и продавать нужно будет по цене ниже рынка, ниже, чем можно продать через соцсети и на ярмарках».
«Игрушки я бы точно не рекомендовала продавать на маркетплейсах. Вы не сможете делать так много игрушек, чтобы выйти на стабильный доход. Маркетплейсы постоянно снижают цены, а игрушку могут потерять и испортить на складе».
Что ждет рынок изделий ручной работы
По мнению Полины Кош, основная сложность в работе — найти баланс и не выгореть и регулярно выкладывать контент, а для этого требуется дисциплина. Она считает, что ярмарок, выставок и магазинов хендмейда становится много, а спрос не растет и происходит размытие аудитории. Основательница бренда керамики старается диверсифицировать источники дохода: прокачивать личные продажи, соцсети, выставки и магазины, не делать ставку только на один источник клиентов.
Ольга Солодова сетует, что «ВКонтакте» не дает дотянуться до международной аудитории, также в разы выросли тарифы на доставку за границу. Она планирует сконцентрироваться на школе для мастеров, но полностью не уходить и из творчества. Основательница бренда Solodova.Handmade уверена, что у ручной работы всегда будут свои фанаты и ценители.
Екатерина Лейт считает, что спрос на реалистичные игрушки будет расти, и планирует открыть маркетплейс таких игрушек.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов