Железные прилавки сменились боксами с дверьми, рынки переименовались в торговые комплексы, мягкие коврики вытеснили из примерочных картонки, а вот подделки брендовых кроссовок всё еще на месте.
Рынки — это не только провинциальная история
Если посмотреть, в каком городе сколько рынков, окажется, что лидируют Москва и Петербург, при этом Москва в два раза обгоняет Петербург и в двадцать пять раз — Воронеж.
Город
Количество рынков
Москва
377
Санкт-Петербург
115
Самара
56
Краснодар
55
Нижний Новгород
42
Волгоград
40
Челябинск
38
Красноярск
30
Новосибирск
28
Пермь
27
Ростов-на-Дону
27
Казань
26
Омск
25
Уфа
17
Екатеринбург
16
Воронеж
15
Но если посмотреть на другой показатель — количество рынков на сто тысяч жителей города, — в топе не Москва, а Краснодар. Здесь на сто тысяч жителей приходится семь рынков, когда в Москве — два. В среднем в городах по два рынка на человека, а меньше всего в Екатеринбурге — 0,88.
Не все рынки попали в эту статистику, потому что формально часть из них считается торговыми комплексами — это те же рынки, но вместо прилавков там боксы с дверьми, а сверху есть крыша.
Владельцы рынков работают по оквэду 68.20.2 — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, под этот же код попадают владельцы стоянок, парковок, торговых центров. Всего в России по этому оквэду работают 58 078 компаний. Сколько из них владеют рынками, неизвестно.
А те, кто торгует на рынке, пользуются другими оквэдами:
- 47.82 — розничная торговля текстилем, одеждой и обувью в нестационарных объектах и на рынках;
- 47.82.1 — розничная торговля текстилем, одеждой и обувью в нестационарных торговых объектах;
- 47.82.2 — розничная торговля текстилем, одеждой и обувью на рынках;
- 47.89 — розничная торговля прочими товарами в нестационарных торговых объектах и на рынках;
- 47.89.2 — розничная торговля прочими товарами на рынках.
Но если смотреть статистику по оквэдам, кажется, что на рынках почти никто не торгует. По этим оквэдам в России работает всего 598 компаний: в Москве 90, в Краснодаре и Петербурге по 24, а в Екатеринбурге 25.
Либо остальные рыночные торговцы работают без регистрации бизнеса, либо у них другие оквэды.
Товар везут из Китая или покупают здесь же
В Краснодаре есть торговый комплекс «Вишняки», у которого от торгового комплекса только крыша, а в остальном это обычный вещевой рынок. Здесь три этажа. По телефону отдела аренды называют цену от 50 000 ₽ в месяц за помещение в 20 квадратных метров. Но торговец в одном из боксов на третьем этаже говорит, что платит 12 000 ₽, а на первом этаже платят по 20 000 ₽.
Владелица бокса женской одежды с первого этажа каждый месяц ездит за товаром в Китай. Товар не везет с собой, а отправляет через логистическую компанию. Эта же компания занимается упаковкой, доставкой с китайского рынка до перевозчика, таможенным оформлением.
На третьем этаже в боксе с детской одеждой мне рассказывают, что за товаром владелица никуда не ездит — покупает на первом этаже этого же рынка у оптовика.
Еще один вариант — познакомиться с китайскими оптовиками и заказывать у них товар по вотсапу: поставщик отправляет фотографии и цены, торговец выбирает, оплачивает на карту, а оптовик сам собирает и отправляет товар в Россию.
«Здесь у нас склад, шоурум, а продаем через инстаграм»
Я спрашиваю у владелицы бокса с женской одеждой, которая на первый взгляд кажется слишком качественной для рынка: «Почему рынок, а не инстаграмный магазин одежды?» Она говорит, что инстаграм у них есть, и это главный канал продаж. Бокс на рынке используют как склад и шоурум для тех, кто хочет сначала посмотреть и померить вещи, а потом покупать. Что-то вроде пункта выдачи, потому что заказов из интернета больше.
Одежду через инстаграм заказывают покупатели со всей России, на рынке ее сортируют и пакуют, а отправляют почтой.
Одежду продают в розницу и оптом. За оптовыми партиями на краснодарский рынок приезжают из Абхазии, Анапы, Геленджика — это те, кто не хочет сам лететь в Китай или Турцию. Они закупаются оптом в Краснодаре, а потом перепродают товар у себя в городе в розницу.
Откуда на рынках подделки Найков и Баленсиаги
Чаще всего на рынках встречаются подделки брендовой одежды, обуви и сумок, это называется легкой текстильной промышленностью. 80% таких подделок везут из Китая, 10% — из Турции, а остальное производят внутри страны. Поэтому главный барьер для ввоза подделок — таможня, но торговцы находят способы ее обойти.
Несмотря на контроль таможни, подделки всё равно попадают на прилавки:
- товары отправляют небольшими посылками, каждую из которых проверить невозможно;
- брендовые знаки заклеивают логотипами неизвестных компаний, а после таможни этот слой снимают, и под ним — логотипы брендов;
- подделывают не самые известные бренды. Сотрудники таможни не могут знать всех производителей.
На таможне вскрывают и проверяют 1% грузов — это и авиа, и автомобильные перевозки. Технически таможня не может проверить каждый груз, поэтому формирует профиль риска — это критерии, по которым выбирают наиболее вероятных поставщиков подделок. Например, критерием может быть разница между весом груза по документам и весом контейнера. Критерии не раскрывают, чтобы нарушители не могли их обойти.
Если на таможне обнаруживают подделки, груз арестовывают, а после суда уничтожают. За 2019 год таможня изъяла 11 млн поддельных товаров. Среди этих товаров чаще всего встречается одежда, текстиль, обувь, сумки, ремни, игрушки, телефоны и автозапчасти. Ущерб брендов таможня оценивает в 8 млрд ₽.
Если на таможне обнаруживают подделки, груз арестовывают, а после суда уничтожают
Штрафы за подделки — статья 14.10 административного кодекса
Кроме таможни за подделками следит полиция и Роспотребнадзор, они проводят внеплановые проверки по жалобам покупателей. Покупатель жалуется в полицию или Роспотребнадзор, они проверят точку, затем направят запрос производителю товара, чтобы определить, есть ли признаки контрафакта, и, если да, продавцу придется платить штраф:
- за использование чужого товарного знака — от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией товара;
- за производство — от 10 000 ₽ с конфискацией товара и оборудования.
Мы отправили запрос в краснодарское МВД, чтобы узнать, сколько проверок в прошлом году провели на рынке «Вишняки», и выяснили, что их было пять. Изъяли во время их проведения 317 поддельных товаров, а все проверки проводились только по жалобам покупателей.
Обычно на рынках не выдают чеки: у продавцов нет касс, и они предлагают заплатить наличными или перевести на карту по номеру телефона. Но чтобы пожаловаться на подделку, покупателю необязательно приносить в полицию или Роспотребнадзор чек.
В России оборот рынка подделок люксовых товаров превышает оборот легального рынка на 30 млрд ₽. В 2018 году подделок продали на 280 млрд ₽, а оригинальных товаров на 250 млрд ₽, по данным Коммерсанта.
Оборот рынка подделок в России на 13% выше оборота самих брендов — для сравнения, в мировой индустрии подделки занимают 30—35%. По прогнозам экспертов, рынок подделок будет расти и смещаться в онлайн — продажи через интернет-магазины, соцсети и мессенджеры.
Нельзя говорить о том, что подделки забирают прибыль у брендов напрямую. Покупатели брендов и покупатели подделок — это разные аудитории. Даже если подделки исчезнут полностью, оборот брендов не увеличится на 280 млрд ₽ — эти деньги покупатели подделок потратят на аналогичные товары неизвестных производителей.
Подделки влияют на индустрию косвенно: когда каждый второй на улице носит подделку Луи Витона, покупатель оригинала оказывается в ситуации, когда все думают, что у него тоже подделка. И смысл покупки статусных вещей за тысячи долларов теряется.
Подделки вредят и обычным людям. Внутри страны их шьют на подпольных фабриках, где не действует трудовой кодекс и запрет детского труда. Производители и продавцы подделок не платят налоги, а значит, бюджет страны недополучает деньги на строительство дорог, больниц и школ.
В России и США власти борются с производителями и продавцами подделок: конфискуют товар на таможне, проводят рейды. А в Италии и Франции штрафуют и тех, кто покупает поддельные сумки и одежду.
Производители защищаются от подделок разными способами, например:
- регистрируют товарный знак и вносят его в реестр объектов интеллектуальной собственности. Это такой список брендов, товары которых на таможне не могут пропустить без разрешения владельца товарного знака;
- регулярно меняют линейки товаров и дизайн, чтобы потребитель мог легко отличить оригинал от подделки, а производители контрафакта не успевали отшивать подделки;
- держат качество товаров на высоком уровне. К примеру, шьют только из натуральной кожи — подделывать обувь и сумки из кожи невыгодно;
- подают в суд на интернет-магазины с подделками и жалуются на торговцев подделками на площадках вроде Алибабы.
Если продавец называет подделку репликой или аналогом — это всё равно подделка, и ответственность с него не снимается. Но при этом 82% покупателей в опросах говорят, что уверены: «аналог» — это не подделка, а легальный товар.
Читать в Деле
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.