На сайт банка

Инвестиции

Ежемесячные расходы

Время окупаемости

~1 млн. рублей

1 млн. рублей

2 года

Евгений Лепёхин запустил студию дизайна в 2018 году в Тюмени. За семь лет дело вышло на стабильный доход: в портфолио студии более 30 проектов для внешних заказчиков, постоянные клиенты и собственный продукт.

Эксперт — Евгений Лепёхин, арт-директор «Студии Лепёхина». Записалa Евгения Осипова.

Про то, как редактор запустил студию дизайна

Студия появилась в 2018 году после успешных переговоров с клиентом. Тогда я работал с контентом: занимался копирайтингом, вел соцсети, настраивал рекламу. Делал проекты как фрилансер, а еще выпускал рассылку про редактуру и вел блог о работе и жизни.

Однажды ко мне по рекомендации обратилась Екатерина, владелица компании «Хоумбокс», тюменского сервиса временного хранения. Я спросил: «А зачем вам текст?» — и узнал, что бизнесу нужен лендинг, чтобы привлекать клиентов. Я предложил Екатерине доверить мне не только тексты, а задачу целиком.

В одиночку сайт я сделать не мог. Привлек товарищей — дизайнера и разработчика, сам выступил менеджером и редактором. За 1,5 месяца мы собрали одностраничный сайт про работу компании. Несмотря на конкуренцию с многостраничными сайтами, он за первый месяц вышел в топ поисковиков и держался там несколько лет. С этого проекта началась наша студия.

За первый заказ мы взяли 37,5 тыс. руб. на троих — для меня это были хорошие деньги, ведь за проекты в контенте я получал в среднем 5 тыс. руб.
Через пять лет Екатерина вернулась к нам за редизайном: мы придумали новое название сервиса, сделали айдентику и логотип, обновили сайт. Деньги были уже другие

Пару лет студия существовала параллельно работе в найме. Мы брали небольшие заказы, делали что-то для благотворительных фондов и таким образом собрали портфолио. Постепенно я утвердился в мысли, что хочу работать на себя, а не на кого-то.

Так сложилось, что после моего решения развивать студию начали появляться большие клиенты. Например, в 2020 году к нам пришел первый крупный заказчик — сеть клиник «Нейро-пси». Мы договорились сделать логотип и айдентику за 200 тыс. руб. — достойный гонорар по тем временам. Затем пришли еще несколько клиентов, и в какой-то момент студия стала приносить стабильный доход.

В 2025 году у меня в команде десять человек, мы делаем от пяти проектов в год со средним чеком в 1,2−1,5 млн руб.

На запуск сегодня я бы заложил 1 млн руб. Можно стартовать и без накоплений, имея одну только команду, но лучше все-таки иметь за плечами бюджет на пару месяцев работы. Перечислю основные статьи расходов.

Гонорары команде. В студийном бизнесе вознаграждение команды — самая большая часть расходов, около 50−60% от ежемесячного оборота, моя часть — около 10−15%, но были времена, что я брал чисто на еду, а остальные личные расходы перекрывал за счет проектов на фрилансе.

Минимальный набор для студии: дизайнер, автор, арт-директор и менеджер. Если вы планируете разрабатывать сайты, то еще оплата разработчику.

Техника. Ничего сверхъестественного: компьютер, монитор, микрофон. У графдизайнеров и иллюстраторов есть планшеты и стилусы.

Лицензии и софт. На старте нет смысла вкладываться в платное ПО. Большинством сервисов можно пользоваться бесплатно, но с ограничениями. Например, в «Фигме» можно создать три проекта на команду. В Google Meet проводить созвоны, в телеграме вести переписку.

На что стоит потратиться:

  • сервис для управления проектами, у нас — «Бейскемп»;
  • мокапы для оформления кейсов;
  • телеграм-премиум — для публикации длинных постов в канале студии.

Еще одна категория расходов — платные шрифты. На старте можно обойтись и бесплатными вариантами, но если хотите выделиться из массы, без платных шрифтов никуда. Базовая стоимость платного начертания — около 5 тыс. руб.

Обучение. Я не требую высшего образования и курсов квалификации у своей команды — главное, чтобы человек умел работать и выполнять свои задачи. Но бывает, что новичкам нужны дополнительные знания.

Как вариант, можно купить подписку на полку «Бюро Горбунова» или «Литрес». У нас в «Бейскемпе» есть проект «Чердак», где собраны все книги, блоги, статьи и курсы по разным направлениям: верстка, брендинг, редактура, управление и пр.

Так выглядит наша база знаний для сотрудников в «Бейскемпе», где мы работаем

Налоги. У меня ИП на упрощенке, я плачу 4% с дохода — в Тюменской области действует пониженная ставка налога. С командой сотрудничаем на договорной основе — они платят за себя налоги самостоятельно.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Амортизация на три месяца. В первую очередь это деньги на гонорары команде. Я советую иметь запас на ближайшие три месяца минимум, а лучше на полгода — на случай, если наступит проектная «засуха» и не будет заказов. Обычно для этого нужно откладывать 20−25% от оборота.

Статьи расходов на запуск студии

Статья расходов

Ориентировочная сумма

Гонорары

Около 100 тыс. руб. на руки одному специалисту

Лицензии и обучение

До 10 тыс. руб. на старте

Налоги

4% для ИП

Амортизация на 3 месяца

Около 600 тыс. руб.

Итого

1 млн руб.

Про проекты, за которые студия берет от 600 тыс. руб.

Основной источник заработка студии — клиентские проекты. В основном мы делаем логотипы, айдентику и сайты для бизнеса, а еще настраиваем рекламу в «Яндекс Директе». Расскажу про некоторые проекты.

«Колесник», тюменская компания в сфере редевелопмента. Компания находит инвесторов, покупает на их деньги неприглядные коммерческие здания, проводит реновацию, находит арендаторов и продает как готовый арендный бизнес. «Колесник» — наш постоянный клиент: мы начали работать в 2020 году и с тех пор каждый год что-то для них делаем.

Проект пришел по рекомендации Дениса Силина, с которым мы вместе снимали офис и который видел, чем я занимаюсь. Денис делал презентации для «Колесника» и показал мне их логотип — я его раскритиковал. Видимо, он рассказал об этом основателю — Сергею Колеснику. В итоге Сергей пригласил меня на встречу. На встрече он спросил, что не так с логотипом. У компании было слишком длинное название — «Доходный дом Колесника», а символом была почему-то синяя лошадь. Логотип выглядел громоздко и несерьезно для компании, которая делает проекты на инвесторские деньги. Я сказал, что знаю, как все исправить. Хотя Сергей не искал дизайнера, он решил со мной работать. Думаю, что его зацепило мое неравнодушие.

Так выглядел изначальный логотип компании — много мелких деталей, длинное название
Так мы переделали логотип — сделали ставку на имя основателя и убрали лишний шум

Первым проектом стали таблички на зданиях с информацией о реновации — подпись компании о сданном проекте. Я ничего не понимал в промдизайне и только учился работать с клиентами. Мы наделали ошибок: пришлось раз двадцать переделывать макеты, вязнуть в многочасовых согласованиях с архитектором. В итоге я пришел к Сергею, и он лично принял проект — в обход правок архитектора.

«За проект с табличкой мы взяли всего лишь 80 тыс. руб. и не стали передоговариваться о дополнительной оплате. Сумма смешная для промышленного дизайна и той работы, которую мы сделали. Но тогда мы еще учились ценить свой труд, набивали шишки. Сейчас я бы взял за этот проект минимум 400 тыс. руб.».

Сергей остался доволен табличками и вскоре доверил нам тотальный ребрендинг компании. Мы разработали логотип, айдентику и запустил сайт. Упаковали компанию от и до и заложили основу для будущего бренда.

Я убедил Сергея сохранить в названии его фамилию, но убрать уточнение про доходный дом — просто «Колесник». Когда за бизнесом стоит конкретный человек, это вызывает больше доверия, чем безликие названия.

Я был прав: сейчас в Тюмени «Колесник» знают все, компания открыла офис в Москве, имеет миллионный оборот и завоевывает регионы. Айдентика, которую мы сделали, сегодня пронизывает все, что делает компания.

Таблички с информацией о реновации мы спроектировали из матового полупрозрачного пластика — такие хорошо смотрятся на любых зданиях и стоят недорого
Айдентика — это визуализация смыслов и ценностей бизнеса. Для «Колесника» мы выбрали спокойные, некричащие тона, чтобы сделать главным героем то, что делает компания, — реновацию зданий и развитие городов
Разработали карту проектов «Колесника» в Тюмени — так инвесторы могут оценить масштаб проектов. Карта адаптирована под мобильные устройства
Мы написали и задизайнили рассылку о работе «Колесника» для новых клиентов — она привела новых инвесторов

Фотолаборатория «Точка цвета». Ребята занимаются фотографией, любят пленку и разбираются в печати. У бизнеса пять лабораторий в Москве и одна в Петербурге.

В 2021 году нам написал Максим Воробьев, сооснователь лаборатории «Точка цвета». Не знаю, как Максим на нас вышел, — он сказал, что наша студия была в списке возможных исполнителей. Мы переписывались, и в итоге он предложил нам обновить логотип, айдентику и сайт. Думаю, на его решение повлияло и то, что я сам снимаю на пленку и понимаю, как устроен процесс.

Мы хотели найти идеальный символ для лаборатории, который смог бы передать суть того, что делают ребята. Они работают на стыке аналоговых и современных технологий — задача была объединить два направления. Мы решили, что эту задачу решает квадрат. Квадрат похож на кадр из пленки, а еще — на пиксель на экране камеры. Получилось хорошо, особенно по контрасту с названием «Точка», ведь все привыкли, что точка — это круг.

Также мы перерисовали шрифт в логотипе: хотелось, чтобы каждая буква в названии отсылала к квадрату в графической части логотипа. Отдельно хочу отметить букву «Т» — неровные ножки показывают, что кириллица может быть динамичной и живой. Неидеальные формы букв напоминают о непредсказуемости пленочной фотографии: никогда не знаешь, какой кадр получится, пока не проявишь его.

Цветовая часть логотипа яркая и отсылает к периоду 80-х, когда почти в каждой семье была пленочная камера. Сейчас это направление фотографии переживает ренессанс, и цветовая палитра объединяет два поколения.

А вот с сайтом возникли проблемы: ребята хотели, чтобы он был собран на «Тильде». Мы согласились, не подумав, и это оказалось ошибкой: верстальщику пришлось писать код внутри стандартных тильдовских шаблонов, это была сложная и кропотливая работа. Визуально получилось круто, но под капотом был монстр, на который мы потратили кучу сил.

Логотип используют во всех фотолабораториях сети (в 2025 году их шесть), а также на сайте компании
Цветовая часть логотипа легко масштабируется — это позволяет быстро собирать рекламные плакаты
В оформлении сайта мы использовали пленочные фотографии, чтобы передать атмосферу лаборатории

Музей русской иконы. Один из последних наших проектов — айдентика и сайт для Музея русской иконы в Москве. Проект привела рекомендация Ирины Ильяховой, моего знакомого редактора. Уже по заявке я понял, что с клиентом мы сработаемся. Задача по дизайну была описана подробно, с конкретными требованиями к проекту и ограничениями.

Главным вызовом стали тексты для главной страницы сайта. Стояла задача рассказать о музее, передать его атмосферу. Заказчик хотел уйти от ассоциаций с церковью, но при этом не задевать чувства верующих, потому что музей в первую очередь не религиозная, а культурная организация.

Вместе с автором мы написали несколько черновиков для главной страницы, но ничего не получалось. В итоге я созвонился с заказчицей и мы решили, что откажемся от описаний вовсе и дадим больше изображений. Они говорят сами за себя.

Я горжусь этим проектом — считаю, что удалось собрать современный сайт и бережно обойтись с тонкой темой иконописи. Проект мы сделали вчетвером всего за три месяца — это быстро, в больших студиях такая работа занимает от полугода.

Мы использовали шрифт «Канела», чтобы уйти от привычных старославянских шрифтов. Единственная буква, которая отсылает к уставному письму, — строчная «б», наша пасхалочка для внимательных
Для постов в соцсетях мы расставляли важные элементы по углам — такую композицию элементов используют в иконописи
Заказчику не просил делать мерч, но мы хотели показать потенциал айдентики — например, использовать для сувениров фрагменты икон. Вообще мы всегда делаем больше, чем нас просят
Одним из вызовов на проекте была интеграция с Timepad — все события в музее бесплатные, нужно было создать удобную запись для гостей

За семь лет работы мы сделали более 30 проектов для разных сфер. Мы ошибались, искали свою нишу, узнавали свои слабости и сильные стороны. Начинали с простых одностраничников, а сейчас в портфолио есть бренды известных компаний.

Про собственный продукт «Окошки», который дважды хотел купить «Ростелеком»

В конце 2022 года техдир студии Миша Воробьев предложил сделать сервис для записи клиентов. Его знакомая, мастер-бровист, пожаловалась, что на рынке нет подобных решений для тех, кто работает на себя, — только неудобные системы для большого бизнеса, в которых сложно разобраться.

Миша собрал первый прототип на основе календаря в Notion в связке с телеграм-ботом. Мастер создавал в календаре слоты для записи, бот проверял их и предлагал клиенту выбрать время, а потом автоматически его бронировал. Прототип был бесплатным и решал задачу, но имел минусы:

  • не все были готовы к переписке с ботом, работа с календарем привычнее, а значит, удобнее;
  • Notion — зарубежная компания, в любой момент может покинуть Россию, и данные пропадут.

Из этих минусов и вырос наш продукт. Мы подумали, что если сделать сервис с удобным интерфейсом, который хранит данные в России и связан с телеграмом, то поможем закрыть боли мастеров-одиночек.

От идеи до запуска прошло восемь месяцев. Миша поделился идеей в декабре, зимой и весной я продумывал план, летом началась разработка, а осенью мы запустились. Кратко расскажу про создание продукта.

Подготовка к работе. Чтобы решиться на создание собственного сервиса, мне понадобилось несколько месяцев. Ведь нужно было отказаться от клиентских проектов и понятного дохода ради своей идеи, которая, непонятно еще, будет зарабатывать или нет.

Я сразу решил, что в продукте будет минимум функций. Если сразу нагромождать функционал, можно утонуть в разработке и так и не запуститься.

Еще установил ограничение по срокам — решил, что мы запустимся в сентябре. В студии работа строится по циклам — идею подсмотрел у американской компании 37signals и адаптировал под себя. Один цикл длится от четырех до шести недель, а потом обязательные две недели отдыха. Я посчитал, что трех циклов должно быть достаточно.

Следующим шагом были договоренности с Мишей. Мы решили, что все расходы и доходы поделим поровну. Миша взял на себя техническую часть, а я — управление и дизайн. Еще к проекту присоединилась наш автор Настя Федорова, а позже я нанял дизайнера Аню Борисову.

Последним приготовлением стал план работ. Мы в общих чертах поставили цели на каждый цикл и начали действовать.

«Кажется, что многие предприниматели на старте проекта вкладывают слишком много сил в продумывание плана, устанавливают сроки с точностью до дня. Я считаю, это ошибка. Подобные планы висят на шее мертвым грузом и убивают мотивацию, если что-то идет не так. Я предпочитаю грубые планы — общий фокус, как действовать, и все».

Исследование рынка. Прежде чем вкладываться в разработку, я изучил потенциальных конкурентов и поговорил с несколькими мастерами, чтобы лучше понять их боли. В итоге сформировал несколько гипотез, которые смогли бы выделить «Окошки» среди остальных сервисов.

  1. Наша целевая аудитория — самозанятые. В 2025 году в России зарегистрировано больше 12 млн самозанятых, каждый год их число растет. При этом ниша продуктов для самозанятых не занята — сервисов, заточенных специально под них, почти нет, или они неудобные. Мы создаем продукт с почти нулевой конкуренцией.
  2. Простой старт работы. Мы спроектируем сервис так, что разобраться в нем сможет любой, кто когда-либо пользовался календарем. Без специального обучения и онбординга.
  3. Данные храним в России. Так точно получится сберечь все личные кабинеты и записи.
  4. Одна цена на всех навсегда — 490 руб. в месяц. Можно купить тариф сразу на год, тогда два месяца в подарок.
  5. Отмена подписки в любой момент. Мы не хотим зарабатывать на людях вопреки их воле. Если человеку разонравятся «Окошки», он не должен проходить цирк с конями, чтобы отменить подписку.

Регистрация названия в «Роспатенте». Название «Окошки» пришло вместе с идеей сервиса. Оно на слуху — мастера постоянно говорят «У меня есть окошко в среду в 14:00». Мы сразу решили сделать название своим официально и обратились к юристам компании «Рунетлекс» — ранее они делали для нас договор для работы с клиентами.

В ходе проверки выяснилось, что на рынке есть компания с зарегистрированным названием «Волшебные окошки». По советам юристов я написал владельцу компании с просьбой дать согласие, что они не против регистрации нашего названия. Сначала компания требовала денег за согласие на регистрацию нашего товарного знака, а потом пропала.

В итоге мы нашли способ зарегистрировать компанию. Оказалось, что можно было просто убрать один код МКТУ из нашей заявки, и согласие другой компании не требовалось. МКТУ — это такой классификатор товаров и услуг вроде ОКВЭД. На регистрацию ушло девять месяцев и около 90 тыс. руб.

Дизайн интерфейса. Первые чертежи я сделал сам маркером на бумаге. Извел пару тетрадок, зато отмел нерабочие версии. Когда чертежи меня устроили, я перенес их в «Фигму» и отправил дизайнеру.

Айдентику, смыслы и тексты мы сделали вместе с Настей Федоровой, нашим автором. Интерфейс проектировала Аня Борисова. По мотивам эскизов она за месяц нарисовала первые экраны. Мы решили выполнить его в зеленом цвете, чтобы отстроиться от конкурентов. А еще он один из моих любимых.

Я придумывал, как будет выглядеть интерфейс, сам: сначала на бумаге, а потом в «Фигме». Дизайнер взял за основу мои наброски и доработал их

Разработка продукта. Первым делом мы собрали макеты сервиса. Решили делать только мобильную версию, потому что подавляющее большинство мастеров записывает людей с телефона.

Мы не стали разрабатывать приложение — это дорого и долго. Собрали только веб-версию, но при этом ей удобно пользоваться и с телефона. Можно установить значок сервиса на экран, нажимать его и попадать в «Окошки».

Все функции сервиса умещаются в четыре раздела: записи, услуги, расписание и настройки. При этом внутри больше 100 экранов, над которыми работали дизайнер и разработчик.

Мы отказались от всего дополнительного: уведомлений, кастомных настроек. Оставили только базовые функции, зато сделали их хорошо.

Сборка сайта. Параллельно с доработкой сервиса мы собрали сайт продукта, написали раздел «Помощь», написали и добавили в настройки приветственные письма для клиентов.

«Нам было важно подобрать правильную интонацию текстов. В клиентских проектах я часто сталкивался с тем, что заказчик хочет транслировать одну идею своим клиентам, а по факту себе противоречит. Например, компания говорит о дружелюбном отношении, а в рассылке для клиентов употребляет фразы вроде “Запрещено”, “Прекратите”, “Нельзя”. Мы так не хотели».

Так выглядит сайт сервиса. Мы хотели, чтобы тексты звучали как разговор со старым другом, который скажет правду и предложит помощь, но не позволит себе грубости и хамства
После окончания разработки мы отправились с командой в студийный кемп — отметить завершение работ и пообщаться

Регистрация онлайн-кассы и запуск. Когда сервис и сайт были готовы, осталось решить бюрократические задачи и подключить кассу. Статус ИП у меня уже был. Я подал заявление в налоговую о регистрации, прошел проверку как индивидуальный предприниматель, отправил в банк все необходимые документы и установил онлайн-кассу на сайт. Все было готово к запуску.

На рекламу мы не тратились. Я написал статью о разработке сервиса в издание для предпринимателей, дал парочку интервью местным СМИ. Еще разместили наш проект на Product Radar — площадке с подборками российских стартапов.

После этого к нам стали приходить представители крупных компаний с предложениями о покупке. Дважды были из «Ростелекома». Но переговоры не пошли — нам не понравился их стиль.

«Мужик из “Ростелекома” сразу положил яйца на стол: “Мы хотим вас купить”. Мы такие: “Ну ни хрена себе”».

Мы посмотрели, что у «Ростелекома» нет продукта, похожего на наш. Они делают все для бизнеса, но не для самозанятых. Мы решили, что не готовы становиться очередным безликим сервисом, и отказали им. Через некоторое время от них пришел еще один человек, и мы снова отказали. Ради хохмы поставили лычку на сайт о том, что нас хотели купить.

Думаю, мы могли бы выручить за сервис 3−4 млн руб. Но я считаю, что лучше мы будем развивать его самостоятельно и сделаем свой уникальный на рынке продукт. В планах — добавить возможность оплаты услуг в интерфейс. Это сделает «Окошки» не только календарем, но и полноценной CRM-системой для мастеров.

Про команду: как нанимать, увольнять и работать без менеджеров

У нас в команде десять человек: технический директор, авторы, дизайнеры, специалист по рекламе и я. По мере надобности мы обращаемся к подрядчикам — например, к юристам или иллюстраторам.

Я немало ошибался при подборе команды. В одно время я нанимал менеджеров, потому что считал, что так надо. Думал, что это единственно верный вариант развивать студию. Кто-то же должен вести переговоры с клиентами, составлять план работ и следить за их выполнением.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что трачу силы и время на то, чтобы делать работу за менеджера. Хожу вместе с ним на переговоры, планирую циклы, принимаю решения, которые должен принимать он. Вместо помощи ощущал дополнительную нагрузку.

«Я понял, что хороший менеджер работает как руководитель: имеет полный доступ к бюджету, сбору команды, переговорам с заказчиком. Без этого их функции могут свестись к передаче информации от одного человека к другому, и даже это они могут делать плохо, как испорченный телефон».

Вот уже три года команда работает без менеджеров. Ребята напрямую общаются с заказчиком по задачам, договариваются о критериях качества и сроках приемки. Все научились быть немного менеджерами.

Я горжусь своей командой. Вижу работу и рост каждого. Например, наш редактор Настя крутая, потому что суперответственная и надежная. У нее может не получиться сразу, но она не сольется, не сдастся после первой неудачи, а будет разбираться, что не так, и пробовать еще. Она может затащить любой проект: и новость напишет, и интервью возьмет, и лендинг соберет на коленке, и карточки для соцсетей задизайнит, и иллюстрации придумает.

За три года в студии она выросла из младшего автора в редактора, и сейчас уже сама делает проекты: подкаст, развивает блог и соцсети студии, учится строить процессы с авторами. И разнообразный опыт студийных проектов ей сейчас очень помогает.

Техдир Миша крутой, потому что всегда найдет простое техническое решение, которое не займет полгода и не будет стоить как крыло «Боинга». Не зря говорят: разработчик-джун думает, как ему что-то закодить, а техдир думает, как решить задачу одной строчкой кода или без кода вообще. Вот Миша как раз про второе, он пишет простой и надежный код, который очень редко ломается.

Он в прошлом дизайнер, ему можно отдать макет, и он быстро схватывает, что к чему, и может сам легко додумать, если чего-то не хватает. И главное — правильно додумать. Очень часто разрабы вообще не хотят понимать дизайнеров и работают в постоянном сопротивлении. Это бесит. С Мишей этого нет, и я не представляю кого-то другого на его месте.

За семь лет у меня уже появилась чуйка при подборе людей — могу по первым строчкам отклика на вакансию понять, сработаемся мы с человеком или нет.

Однажды на вакансию я получил около 80 резюме, но ответил только двоим. Обоих нанял, один человек работает до сих пор, а со вторым я ошибся — мы расстались примерно через год. Первые полгода все было неплохо, но потом я заметил, что он не готов брать больше ответственности и расти. Видимо, засиделся на корпоративной работе, где за него принимали решения другие, и привык к этому.

Мы поговорили. Я прямо перечислил ситуации, в которых ждал от человека самостоятельности, но не увидел ее. Он сказал, что хочет остаться в команде и готов перестроить поведение. Через пару месяцев мы пообщались еще раз и поняли, что совместная работа не получается. Расстались мирно.

«Я строю отношения с коллегами как со взрослыми людьми. Не боюсь обидеть, не жду, что они угадают мои мысли. Прямо и четко говорю о том, какой результат работы хочу видеть, а какой — нет. Это не всегда легко, но я убежден, что в отношениях работает только честность».

На фото — автор Настя Федорова, маркетолог Мария Никитина, техдир Миша Воробьев и я. Это мы на студийном кемпе в 2024 году

Про переговоры с клиентами — и почему студия работает по 100% предоплате

Однажды к нам пришел зарубежный заказчик: канадский проект, который делал иммерсивное шоу. Поначалу все шло хорошо — мы собрали сайт и согласовали его. Вложили душу и ждали, когда сайт запустится, чтобы хвастаться работой.

Но вместо нашего дизайна на сайте оказались чужие шрифты и визуал. Я стал писать заказчику, но ответа не получил. Тот человек, с которым мы согласовали проект, уже уволился, других контактов у меня не было. Окольными путями я выяснил, что дизайн сайта отдали команде, которая делает оформление шоу, и от нашего решения они отказались.

«Я расстроился, ведь получилось, что студия сделала работу в стол. Радовало одно — за проект нам заплатили 15 тыс. евро. Причем мы были единственным подрядчиком, который взял 100% предоплату, другим не заплатили. Считаю, что при предоплате у клиента меньше шансов оказаться мудаком».

Так выглядел сайт, который мы придумали для шоу, — горжусь им, получился хороший русский веб-дизайн. Сейчас он остался только у нас в портфолио

Еще был один конфликт с компанией, которая убрала наш логотип из подвала сайта. Хотя у нас в договоре был пункт о том, что так делать нельзя. Но мы не прописали конкретные последствия того, что будет, если этот пункт нарушить, — например, штрафы. Из-за этого рычагов воздействия на компанию у нас не было — по закону доказать их вину очень сложно. В итоге мы потеряли источник потенциальных клиентов.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

«По моим наблюдениям за все время работы логотип студии на наших работах привел около 30−40 новых заявок. В дизайне работает только рекомендация, а не прямая реклама. Поэтому мы настаиваем на сохранении логотипа».

После ситуации с логотипом я обратился к юристам для корректировки договора. Пришлось добавить пункт про штрафы, хотя мне как человеку это не по душе.

Так выглядит пункт с ответственностью заказчика за то, что он уберет логотип нашей студии

Я сталкивался с ситуациями, когда заказчик не был доволен нашей работой. Мы делали сайт для тюменской электромонтажной компании. В стоимость проекта входила SEO-оптимизация для привлечения клиентов. Этим занимался наш специалист по рекламе — не только прикручивал и настраивал аналитику рекламных кабинетов, но и объяснял, как с этим работать.

Мы запустили сайт и поддерживали его работу около года. Но однажды клиент пожаловался, что трафик упал по нашей вине. Я начал разбираться в ситуации. Оказалось, что трафик упал из-за того, что домен вовремя не оплатили. Это была ответственность клиента — платить за него. Мы обговаривали это заранее и предупреждали, что в случае неуплаты настройки слетят. К сожалению, вернуть прежние показатели после потери домена мы не смогли.

Хотя можно было бы поспорить о нашей ответственности в этой ситуации, но я не стал. Поняв, что доверия у клиента ко мне нет, я решил вернуть деньги за мониторинг рекламы за месяц, в котором упал трафик, и разойтись мирно.

Про то, сколько денег нужно, чтобы студия жила, и окупается ли бизнес

В среднем на поддержание работы студии нужно около 500 тыс. — 1 млн руб. в месяц. Расскажу, как распределяются расходы в процентах в хорошие месяцы. В плохие я не откладываю подушку безопасности и деньги на инвестиции.

60% — гонорары. Разбивка такая: 45% команде и 15% — мне. Это ключевой показатель прибыльности, если на вознаграждения уходит больше 65% от заработанного, студия чувствует себя некомфортно, тяжело выходить в плюс.

20% — подушка безопасности. 20% надо откладывать на случай, если наступит «засуха» и заказов больше не будет или возникнут непредвиденные расходы. Например, решим нанять кого-то и нужно будет платить ему вознаграждение до того, как у нас случится следующий проект.

10% — инвестиции в коммерческую недвижимость. Часть доходов я инвестирую для диверсификации рисков и чтобы деньги работали. Сейчас у меня есть инвестпортфель в размере 10% от годового оборота студии. Раз в квартал случаются выплаты, и это всегда круто, когда есть доход из независимого источника. Сейчас я могу тратить эти деньги на личные нужды, но в случае чего пущу в дело.

10% — остальные расходы. Сюда входят налоги, оплата хостинга и домена, оплата подписки на «Бейскемп», покупка шрифтов, оплата эквайринга, техники и образования.

Пара слов про другие статьи расходов:

  • Юристы — мы работаем с компанией «Рунетлекс»: составили договор, подготовились к судебным разбирательствам. На старте этих расходов не было.
  • Выступления на конференциях — оплачиваю дорогу и размещение.
  • Подкаст — вместо трат на рекламу мы вкладываемся в развитие подкаста «Все круто, но надо переделать», сохраняем опыт в аудиоформате.
  • Студийный кемп — два раза в год мы с командой выезжаем куда-нибудь, где хорошо.

Ежемесячные статьи расходов, помимо гонораров

Статья расходов

Сумма

Техника и аксессуары

Около 8 тыс. руб.

Хостинг студийного сайта и «Окошек»

Около 700 руб.

Домены студийного сайта и «Окошек»

1400 руб. в месяц (17 тыс. руб. в год)

Юридическое сопровождение

Около 20 тыс. руб.

«Бейскемп» для управления проектами

1100 руб.

Образование: книги, курсы, подписки

665 руб.

Покупка шрифтов и мокапов

1000 руб.

Выступления на офлайн-конференциях

Около 35 тыс. руб. в год

Студийный кемп (дважды в год)

Около 150 тыс. руб.

Подкаст (2−3 выпуска, адаптивы и дистрибуция)

30,5 тыс. руб.

Реклама

0 руб.

Модулькасса

19,2 тыс. руб.

Обслуживание расчетного счёта в Модульбанке

0 руб.

Налоги — 4% в рамках УСН

4% от оборота за вычетом фиксированных взносов (53 680 руб. в 2025 году и взносов 1% с дохода свыше 300 тыс. руб.)

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Услуги Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Основано на опыте трех предпринимателей
23 июня
13 мин
Интервью «В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
«В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
Как живет прокатный бизнес и как устроена конкуренция
11 апреля
23 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.