Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»
Инвестиции
Ежемесячные расходы
Время окупаемости
~1 млн. рублей
1 млн. рублей
2 года
Евгений Лепёхин запустил студию дизайна в 2018 году в Тюмени. За семь лет дело вышло на стабильный доход: в портфолио студии более 30 проектов для внешних заказчиков, постоянные клиенты и собственный продукт.
Про то, как редактор запустил студию дизайна
Студия появилась в 2018 году после успешных переговоров с клиентом. Тогда я работал с контентом: занимался копирайтингом, вел соцсети, настраивал рекламу. Делал проекты как фрилансер, а еще выпускал рассылку про редактуру и вел блог о работе и жизни.
Однажды ко мне по рекомендации обратилась Екатерина, владелица компании «Хоумбокс», тюменского сервиса временного хранения. Я спросил: «А зачем вам текст?» — и узнал, что бизнесу нужен лендинг, чтобы привлекать клиентов. Я предложил Екатерине доверить мне не только тексты, а задачу целиком.
В одиночку сайт я сделать не мог. Привлек товарищей — дизайнера и разработчика, сам выступил менеджером и редактором. За 1,5 месяца мы собрали одностраничный сайт про работу компании. Несмотря на конкуренцию с многостраничными сайтами, он за первый месяц вышел в топ поисковиков и держался там несколько лет. С этого проекта началась наша студия.
Читайте также:
Офлайн или онлайн: что выбрать в 2025 году?
Пару лет студия существовала параллельно работе в найме. Мы брали небольшие заказы, делали что-то для благотворительных фондов и таким образом собрали портфолио. Постепенно я утвердился в мысли, что хочу работать на себя, а не на кого-то.
Так сложилось, что после моего решения развивать студию начали появляться большие клиенты. Например, в 2020 году к нам пришел первый крупный заказчик — сеть клиник «Нейро-пси». Мы договорились сделать логотип и айдентику за 200 тыс. руб. — достойный гонорар по тем временам. Затем пришли еще несколько клиентов, и в какой-то момент студия стала приносить стабильный доход.
В 2025 году у меня в команде десять человек, мы делаем от пяти проектов в год со средним чеком в 1,2−1,5 млн руб.
На запуск сегодня я бы заложил 1 млн руб. Можно стартовать и без накоплений, имея одну только команду, но лучше все-таки иметь за плечами бюджет на пару месяцев работы. Перечислю основные статьи расходов.
Гонорары команде. В студийном бизнесе вознаграждение команды — самая большая часть расходов, около 50−60% от ежемесячного оборота, моя часть — около 10−15%, но были времена, что я брал чисто на еду, а остальные личные расходы перекрывал за счет проектов на фрилансе.
Минимальный набор для студии: дизайнер, автор, арт-директор и менеджер. Если вы планируете разрабатывать сайты, то еще оплата разработчику.
Техника. Ничего сверхъестественного: компьютер, монитор, микрофон. У графдизайнеров и иллюстраторов есть планшеты и стилусы.
Лицензии и софт. На старте нет смысла вкладываться в платное ПО. Большинством сервисов можно пользоваться бесплатно, но с ограничениями. Например, в «Фигме» можно создать три проекта на команду. В Google Meet проводить созвоны, в телеграме вести переписку.
На что стоит потратиться:
Еще одна категория расходов — платные шрифты. На старте можно обойтись и бесплатными вариантами, но если хотите выделиться из массы, без платных шрифтов никуда. Базовая стоимость платного начертания — около 5 тыс. руб.
Обучение. Я не требую высшего образования и курсов квалификации у своей команды — главное, чтобы человек умел работать и выполнять свои задачи. Но бывает, что новичкам нужны дополнительные знания.
Как вариант, можно купить подписку на полку «Бюро Горбунова» или «Литрес». У нас в «Бейскемпе» есть проект «Чердак», где собраны все книги, блоги, статьи и курсы по разным направлениям: верстка, брендинг, редактура, управление и пр.
Налоги. У меня ИП на упрощенке, я плачу 4% с дохода — в Тюменской области действует пониженная ставка налога. С командой сотрудничаем на договорной основе — они платят за себя налоги самостоятельно.
Амортизация на три месяца. В первую очередь это деньги на гонорары команде. Я советую иметь запас на ближайшие три месяца минимум, а лучше на полгода — на случай, если наступит проектная «засуха» и не будет заказов. Обычно для этого нужно откладывать 20−25% от оборота.
Статьи расходов на запуск студии
Статья расходов
Ориентировочная сумма
Гонорары
Около 100 тыс. руб. на руки одному специалисту
Лицензии и обучение
До 10 тыс. руб. на старте
Налоги
4% для ИП
Амортизация на 3 месяца
Около 600 тыс. руб.
Итого
1 млн руб.
Про проекты, за которые студия берет от 600 тыс. руб.
Основной источник заработка студии — клиентские проекты. В основном мы делаем логотипы, айдентику и сайты для бизнеса, а еще настраиваем рекламу в «Яндекс Директе». Расскажу про некоторые проекты.
«Колесник», тюменская компания в сфере редевелопмента. Компания находит инвесторов, покупает на их деньги неприглядные коммерческие здания, проводит реновацию, находит арендаторов и продает как готовый арендный бизнес. «Колесник» — наш постоянный клиент: мы начали работать в 2020 году и с тех пор каждый год что-то для них делаем.
Проект пришел по рекомендации Дениса Силина, с которым мы вместе снимали офис и который видел, чем я занимаюсь. Денис делал презентации для «Колесника» и показал мне их логотип — я его раскритиковал. Видимо, он рассказал об этом основателю — Сергею Колеснику. В итоге Сергей пригласил меня на встречу. На встрече он спросил, что не так с логотипом. У компании было слишком длинное название — «Доходный дом Колесника», а символом была почему-то синяя лошадь. Логотип выглядел громоздко и несерьезно для компании, которая делает проекты на инвесторские деньги. Я сказал, что знаю, как все исправить. Хотя Сергей не искал дизайнера, он решил со мной работать. Думаю, что его зацепило мое неравнодушие.
Читайте также:
Как найти бизнес-партнера в 2025 году
Первым проектом стали таблички на зданиях с информацией о реновации — подпись компании о сданном проекте. Я ничего не понимал в промдизайне и только учился работать с клиентами. Мы наделали ошибок: пришлось раз двадцать переделывать макеты, вязнуть в многочасовых согласованиях с архитектором. В итоге я пришел к Сергею, и он лично принял проект — в обход правок архитектора.
«За проект с табличкой мы взяли всего лишь 80 тыс. руб. и не стали передоговариваться о дополнительной оплате. Сумма смешная для промышленного дизайна и той работы, которую мы сделали. Но тогда мы еще учились ценить свой труд, набивали шишки. Сейчас я бы взял за этот проект минимум 400 тыс. руб.».
Сергей остался доволен табличками и вскоре доверил нам тотальный ребрендинг компании. Мы разработали логотип, айдентику и запустил сайт. Упаковали компанию от и до и заложили основу для будущего бренда.
Я убедил Сергея сохранить в названии его фамилию, но убрать уточнение про доходный дом — просто «Колесник». Когда за бизнесом стоит конкретный человек, это вызывает больше доверия, чем безликие названия.
Я был прав: сейчас в Тюмени «Колесник» знают все, компания открыла офис в Москве, имеет миллионный оборот и завоевывает регионы. Айдентика, которую мы сделали, сегодня пронизывает все, что делает компания.
Фотолаборатория «Точка цвета». Ребята занимаются фотографией, любят пленку и разбираются в печати. У бизнеса пять лабораторий в Москве и одна в Петербурге.
В 2021 году нам написал Максим Воробьев, сооснователь лаборатории «Точка цвета». Не знаю, как Максим на нас вышел, — он сказал, что наша студия была в списке возможных исполнителей. Мы переписывались, и в итоге он предложил нам обновить логотип, айдентику и сайт. Думаю, на его решение повлияло и то, что я сам снимаю на пленку и понимаю, как устроен процесс.
Мы хотели найти идеальный символ для лаборатории, который смог бы передать суть того, что делают ребята. Они работают на стыке аналоговых и современных технологий — задача была объединить два направления. Мы решили, что эту задачу решает квадрат. Квадрат похож на кадр из пленки, а еще — на пиксель на экране камеры. Получилось хорошо, особенно по контрасту с названием «Точка», ведь все привыкли, что точка — это круг.
Читайте также:
«Первые полгода мы работали без названия»
Также мы перерисовали шрифт в логотипе: хотелось, чтобы каждая буква в названии отсылала к квадрату в графической части логотипа. Отдельно хочу отметить букву «Т» — неровные ножки показывают, что кириллица может быть динамичной и живой. Неидеальные формы букв напоминают о непредсказуемости пленочной фотографии: никогда не знаешь, какой кадр получится, пока не проявишь его.
Цветовая часть логотипа яркая и отсылает к периоду 80-х, когда почти в каждой семье была пленочная камера. Сейчас это направление фотографии переживает ренессанс, и цветовая палитра объединяет два поколения.
А вот с сайтом возникли проблемы: ребята хотели, чтобы он был собран на «Тильде». Мы согласились, не подумав, и это оказалось ошибкой: верстальщику пришлось писать код внутри стандартных тильдовских шаблонов, это была сложная и кропотливая работа. Визуально получилось круто, но под капотом был монстр, на который мы потратили кучу сил.
Музей русской иконы. Один из последних наших проектов — айдентика и сайт для Музея русской иконы в Москве. Проект привела рекомендация Ирины Ильяховой, моего знакомого редактора. Уже по заявке я понял, что с клиентом мы сработаемся. Задача по дизайну была описана подробно, с конкретными требованиями к проекту и ограничениями.
Главным вызовом стали тексты для главной страницы сайта. Стояла задача рассказать о музее, передать его атмосферу. Заказчик хотел уйти от ассоциаций с церковью, но при этом не задевать чувства верующих, потому что музей в первую очередь не религиозная, а культурная организация.
Вместе с автором мы написали несколько черновиков для главной страницы, но ничего не получалось. В итоге я созвонился с заказчицей и мы решили, что откажемся от описаний вовсе и дадим больше изображений. Они говорят сами за себя.
Я горжусь этим проектом — считаю, что удалось собрать современный сайт и бережно обойтись с тонкой темой иконописи. Проект мы сделали вчетвером всего за три месяца — это быстро, в больших студиях такая работа занимает от полугода.
За семь лет работы мы сделали более 30 проектов для разных сфер. Мы ошибались, искали свою нишу, узнавали свои слабости и сильные стороны. Начинали с простых одностраничников, а сейчас в портфолио есть бренды известных компаний.
Про собственный продукт «Окошки», который дважды хотел купить «Ростелеком»
В конце 2022 года техдир студии Миша Воробьев предложил сделать сервис для записи клиентов. Его знакомая, мастер-бровист, пожаловалась, что на рынке нет подобных решений для тех, кто работает на себя, — только неудобные системы для большого бизнеса, в которых сложно разобраться.
Миша собрал первый прототип на основе календаря в Notion в связке с телеграм-ботом. Мастер создавал в календаре слоты для записи, бот проверял их и предлагал клиенту выбрать время, а потом автоматически его бронировал. Прототип был бесплатным и решал задачу, но имел минусы:
Из этих минусов и вырос наш продукт. Мы подумали, что если сделать сервис с удобным интерфейсом, который хранит данные в России и связан с телеграмом, то поможем закрыть боли мастеров-одиночек.
Читайте также:
Субсидии для бизнеса в 2025 году: какие есть и что выбрать
От идеи до запуска прошло восемь месяцев. Миша поделился идеей в декабре, зимой и весной я продумывал план, летом началась разработка, а осенью мы запустились. Кратко расскажу про создание продукта.
Подготовка к работе. Чтобы решиться на создание собственного сервиса, мне понадобилось несколько месяцев. Ведь нужно было отказаться от клиентских проектов и понятного дохода ради своей идеи, которая, непонятно еще, будет зарабатывать или нет.
Я сразу решил, что в продукте будет минимум функций. Если сразу нагромождать функционал, можно утонуть в разработке и так и не запуститься.
Еще установил ограничение по срокам — решил, что мы запустимся в сентябре. В студии работа строится по циклам — идею подсмотрел у американской компании 37signals и адаптировал под себя. Один цикл длится от четырех до шести недель, а потом обязательные две недели отдыха. Я посчитал, что трех циклов должно быть достаточно.
Следующим шагом были договоренности с Мишей. Мы решили, что все расходы и доходы поделим поровну. Миша взял на себя техническую часть, а я — управление и дизайн. Еще к проекту присоединилась наш автор Настя Федорова, а позже я нанял дизайнера Аню Борисову.
Последним приготовлением стал план работ. Мы в общих чертах поставили цели на каждый цикл и начали действовать.
«Кажется, что многие предприниматели на старте проекта вкладывают слишком много сил в продумывание плана, устанавливают сроки с точностью до дня. Я считаю, это ошибка. Подобные планы висят на шее мертвым грузом и убивают мотивацию, если что-то идет не так. Я предпочитаю грубые планы — общий фокус, как действовать, и все».
Исследование рынка. Прежде чем вкладываться в разработку, я изучил потенциальных конкурентов и поговорил с несколькими мастерами, чтобы лучше понять их боли. В итоге сформировал несколько гипотез, которые смогли бы выделить «Окошки» среди остальных сервисов.
Регистрация названия в «Роспатенте». Название «Окошки» пришло вместе с идеей сервиса. Оно на слуху — мастера постоянно говорят «У меня есть окошко в среду в 14:00». Мы сразу решили сделать название своим официально и обратились к юристам компании «Рунетлекс» — ранее они делали для нас договор для работы с клиентами.
В ходе проверки выяснилось, что на рынке есть компания с зарегистрированным названием «Волшебные окошки». По советам юристов я написал владельцу компании с просьбой дать согласие, что они не против регистрации нашего названия. Сначала компания требовала денег за согласие на регистрацию нашего товарного знака, а потом пропала.
В итоге мы нашли способ зарегистрировать компанию. Оказалось, что можно было просто убрать один код МКТУ из нашей заявки, и согласие другой компании не требовалось. МКТУ — это такой классификатор товаров и услуг вроде ОКВЭД. На регистрацию ушло девять месяцев и около 90 тыс. руб.
Читайте также:
Тест об авторском праве: что вы знаете о товарных знаках и брендах?
Дизайн интерфейса. Первые чертежи я сделал сам маркером на бумаге. Извел пару тетрадок, зато отмел нерабочие версии. Когда чертежи меня устроили, я перенес их в «Фигму» и отправил дизайнеру.
Айдентику, смыслы и тексты мы сделали вместе с Настей Федоровой, нашим автором. Интерфейс проектировала Аня Борисова. По мотивам эскизов она за месяц нарисовала первые экраны. Мы решили выполнить его в зеленом цвете, чтобы отстроиться от конкурентов. А еще он один из моих любимых.
Разработка продукта. Первым делом мы собрали макеты сервиса. Решили делать только мобильную версию, потому что подавляющее большинство мастеров записывает людей с телефона.
Мы не стали разрабатывать приложение — это дорого и долго. Собрали только веб-версию, но при этом ей удобно пользоваться и с телефона. Можно установить значок сервиса на экран, нажимать его и попадать в «Окошки».
Все функции сервиса умещаются в четыре раздела: записи, услуги, расписание и настройки. При этом внутри больше 100 экранов, над которыми работали дизайнер и разработчик.
Мы отказались от всего дополнительного: уведомлений, кастомных настроек. Оставили только базовые функции, зато сделали их хорошо.
Сборка сайта. Параллельно с доработкой сервиса мы собрали сайт продукта, написали раздел «Помощь», написали и добавили в настройки приветственные письма для клиентов.
«Нам было важно подобрать правильную интонацию текстов. В клиентских проектах я часто сталкивался с тем, что заказчик хочет транслировать одну идею своим клиентам, а по факту себе противоречит. Например, компания говорит о дружелюбном отношении, а в рассылке для клиентов употребляет фразы вроде “Запрещено”, “Прекратите”, “Нельзя”. Мы так не хотели».
Регистрация онлайн-кассы и запуск. Когда сервис и сайт были готовы, осталось решить бюрократические задачи и подключить кассу. Статус ИП у меня уже был. Я подал заявление в налоговую о регистрации, прошел проверку как индивидуальный предприниматель, отправил в банк все необходимые документы и установил онлайн-кассу на сайт. Все было готово к запуску.
На рекламу мы не тратились. Я написал статью о разработке сервиса в издание для предпринимателей, дал парочку интервью местным СМИ. Еще разместили наш проект на Product Radar — площадке с подборками российских стартапов.
После этого к нам стали приходить представители крупных компаний с предложениями о покупке. Дважды были из «Ростелекома». Но переговоры не пошли — нам не понравился их стиль.
«Мужик из “Ростелекома” сразу положил яйца на стол: “Мы хотим вас купить”. Мы такие: “Ну ни хрена себе”».
Мы посмотрели, что у «Ростелекома» нет продукта, похожего на наш. Они делают все для бизнеса, но не для самозанятых. Мы решили, что не готовы становиться очередным безликим сервисом, и отказали им. Через некоторое время от них пришел еще один человек, и мы снова отказали. Ради хохмы поставили лычку на сайт о том, что нас хотели купить.
Думаю, мы могли бы выручить за сервис 3−4 млн руб. Но я считаю, что лучше мы будем развивать его самостоятельно и сделаем свой уникальный на рынке продукт. В планах — добавить возможность оплаты услуг в интерфейс. Это сделает «Окошки» не только календарем, но и полноценной CRM-системой для мастеров.
Про команду: как нанимать, увольнять и работать без менеджеров
У нас в команде десять человек: технический директор, авторы, дизайнеры, специалист по рекламе и я. По мере надобности мы обращаемся к подрядчикам — например, к юристам или иллюстраторам.
Я немало ошибался при подборе команды. В одно время я нанимал менеджеров, потому что считал, что так надо. Думал, что это единственно верный вариант развивать студию. Кто-то же должен вести переговоры с клиентами, составлять план работ и следить за их выполнением.
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что трачу силы и время на то, чтобы делать работу за менеджера. Хожу вместе с ним на переговоры, планирую циклы, принимаю решения, которые должен принимать он. Вместо помощи ощущал дополнительную нагрузку.
«Я понял, что хороший менеджер работает как руководитель: имеет полный доступ к бюджету, сбору команды, переговорам с заказчиком. Без этого их функции могут свестись к передаче информации от одного человека к другому, и даже это они могут делать плохо, как испорченный телефон».
Вот уже три года команда работает без менеджеров. Ребята напрямую общаются с заказчиком по задачам, договариваются о критериях качества и сроках приемки. Все научились быть немного менеджерами.
Я горжусь своей командой. Вижу работу и рост каждого. Например, наш редактор Настя крутая, потому что суперответственная и надежная. У нее может не получиться сразу, но она не сольется, не сдастся после первой неудачи, а будет разбираться, что не так, и пробовать еще. Она может затащить любой проект: и новость напишет, и интервью возьмет, и лендинг соберет на коленке, и карточки для соцсетей задизайнит, и иллюстрации придумает.
За три года в студии она выросла из младшего автора в редактора, и сейчас уже сама делает проекты: подкаст, развивает блог и соцсети студии, учится строить процессы с авторами. И разнообразный опыт студийных проектов ей сейчас очень помогает.
Техдир Миша крутой, потому что всегда найдет простое техническое решение, которое не займет полгода и не будет стоить как крыло «Боинга». Не зря говорят: разработчик-джун думает, как ему что-то закодить, а техдир думает, как решить задачу одной строчкой кода или без кода вообще. Вот Миша как раз про второе, он пишет простой и надежный код, который очень редко ломается.
Он в прошлом дизайнер, ему можно отдать макет, и он быстро схватывает, что к чему, и может сам легко додумать, если чего-то не хватает. И главное — правильно додумать. Очень часто разрабы вообще не хотят понимать дизайнеров и работают в постоянном сопротивлении. Это бесит. С Мишей этого нет, и я не представляю кого-то другого на его месте.
За семь лет у меня уже появилась чуйка при подборе людей — могу по первым строчкам отклика на вакансию понять, сработаемся мы с человеком или нет.
Однажды на вакансию я получил около 80 резюме, но ответил только двоим. Обоих нанял, один человек работает до сих пор, а со вторым я ошибся — мы расстались примерно через год. Первые полгода все было неплохо, но потом я заметил, что он не готов брать больше ответственности и расти. Видимо, засиделся на корпоративной работе, где за него принимали решения другие, и привык к этому.
Мы поговорили. Я прямо перечислил ситуации, в которых ждал от человека самостоятельности, но не увидел ее. Он сказал, что хочет остаться в команде и готов перестроить поведение. Через пару месяцев мы пообщались еще раз и поняли, что совместная работа не получается. Расстались мирно.
«Я строю отношения с коллегами как со взрослыми людьми. Не боюсь обидеть, не жду, что они угадают мои мысли. Прямо и четко говорю о том, какой результат работы хочу видеть, а какой — нет. Это не всегда легко, но я убежден, что в отношениях работает только честность».
Про переговоры с клиентами — и почему студия работает по 100% предоплате
Однажды к нам пришел зарубежный заказчик: канадский проект, который делал иммерсивное шоу. Поначалу все шло хорошо — мы собрали сайт и согласовали его. Вложили душу и ждали, когда сайт запустится, чтобы хвастаться работой.
Но вместо нашего дизайна на сайте оказались чужие шрифты и визуал. Я стал писать заказчику, но ответа не получил. Тот человек, с которым мы согласовали проект, уже уволился, других контактов у меня не было. Окольными путями я выяснил, что дизайн сайта отдали команде, которая делает оформление шоу, и от нашего решения они отказались.
«Я расстроился, ведь получилось, что студия сделала работу в стол. Радовало одно — за проект нам заплатили 15 тыс. евро. Причем мы были единственным подрядчиком, который взял 100% предоплату, другим не заплатили. Считаю, что при предоплате у клиента меньше шансов оказаться мудаком».
Еще был один конфликт с компанией, которая убрала наш логотип из подвала сайта. Хотя у нас в договоре был пункт о том, что так делать нельзя. Но мы не прописали конкретные последствия того, что будет, если этот пункт нарушить, — например, штрафы. Из-за этого рычагов воздействия на компанию у нас не было — по закону доказать их вину очень сложно. В итоге мы потеряли источник потенциальных клиентов.
«По моим наблюдениям за все время работы логотип студии на наших работах привел около 30−40 новых заявок. В дизайне работает только рекомендация, а не прямая реклама. Поэтому мы настаиваем на сохранении логотипа».
После ситуации с логотипом я обратился к юристам для корректировки договора. Пришлось добавить пункт про штрафы, хотя мне как человеку это не по душе.
Читайте также:
«Наш сайт воровали пять раз»
Я сталкивался с ситуациями, когда заказчик не был доволен нашей работой. Мы делали сайт для тюменской электромонтажной компании. В стоимость проекта входила SEO-оптимизация для привлечения клиентов. Этим занимался наш специалист по рекламе — не только прикручивал и настраивал аналитику рекламных кабинетов, но и объяснял, как с этим работать.
Мы запустили сайт и поддерживали его работу около года. Но однажды клиент пожаловался, что трафик упал по нашей вине. Я начал разбираться в ситуации. Оказалось, что трафик упал из-за того, что домен вовремя не оплатили. Это была ответственность клиента — платить за него. Мы обговаривали это заранее и предупреждали, что в случае неуплаты настройки слетят. К сожалению, вернуть прежние показатели после потери домена мы не смогли.
Хотя можно было бы поспорить о нашей ответственности в этой ситуации, но я не стал. Поняв, что доверия у клиента ко мне нет, я решил вернуть деньги за мониторинг рекламы за месяц, в котором упал трафик, и разойтись мирно.
Про то, сколько денег нужно, чтобы студия жила, и окупается ли бизнес
В среднем на поддержание работы студии нужно около 500 тыс. — 1 млн руб. в месяц. Расскажу, как распределяются расходы в процентах в хорошие месяцы. В плохие я не откладываю подушку безопасности и деньги на инвестиции.
60% — гонорары. Разбивка такая: 45% команде и 15% — мне. Это ключевой показатель прибыльности, если на вознаграждения уходит больше 65% от заработанного, студия чувствует себя некомфортно, тяжело выходить в плюс.
20% — подушка безопасности. 20% надо откладывать на случай, если наступит «засуха» и заказов больше не будет или возникнут непредвиденные расходы. Например, решим нанять кого-то и нужно будет платить ему вознаграждение до того, как у нас случится следующий проект.
10% — инвестиции в коммерческую недвижимость. Часть доходов я инвестирую для диверсификации рисков и чтобы деньги работали. Сейчас у меня есть инвестпортфель в размере 10% от годового оборота студии. Раз в квартал случаются выплаты, и это всегда круто, когда есть доход из независимого источника. Сейчас я могу тратить эти деньги на личные нужды, но в случае чего пущу в дело.
10% — остальные расходы. Сюда входят налоги, оплата хостинга и домена, оплата подписки на «Бейскемп», покупка шрифтов, оплата эквайринга, техники и образования.
Пара слов про другие статьи расходов:
Ежемесячные статьи расходов, помимо гонораров
Статья расходов
Сумма
Техника и аксессуары
Около 8 тыс. руб.
Хостинг студийного сайта и «Окошек»
Около 700 руб.
Домены студийного сайта и «Окошек»
1400 руб. в месяц (17 тыс. руб. в год)
Юридическое сопровождение
Около 20 тыс. руб.
«Бейскемп» для управления проектами
1100 руб.
Образование: книги, курсы, подписки
665 руб.
Покупка шрифтов и мокапов
1000 руб.
Выступления на офлайн-конференциях
Около 35 тыс. руб. в год
Студийный кемп (дважды в год)
Около 150 тыс. руб.
Подкаст (2−3 выпуска, адаптивы и дистрибуция)
30,5 тыс. руб.
Реклама
0 руб.
Модулькасса
19,2 тыс. руб.
Обслуживание расчетного счёта в Модульбанке
0 руб.
Налоги — 4% в рамках УСН
4% от оборота за вычетом фиксированных взносов (53 680 руб. в 2025 году и взносов 1% с дохода свыше 300 тыс. руб.)
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов