На сайт банка

Инвестиции

Ежемесячные расходы

Время окупаемости

~1 млн. рублей

1 млн. рублей

2 года

Евгений Лепёхин запустил студию дизайна в 2018 году в Тюмени. За семь лет дело вышло на стабильный доход: в портфолио студии более 30 проектов для внешних заказчиков, постоянные клиенты и собственный продукт.

Эксперт — Евгений Лепёхин, арт-директор «Студии Лепёхина». Записалa Евгения Осипова.

Про то, как редактор запустил студию дизайна

Студия появилась в 2018 году после успешных переговоров с клиентом. Тогда я работал с контентом: занимался копирайтингом, вел соцсети, настраивал рекламу. Делал проекты как фрилансер, а еще выпускал рассылку про редактуру и вел блог о работе и жизни.

Однажды ко мне по рекомендации обратилась Екатерина, владелица компании «Хоумбокс», тюменского сервиса временного хранения. Я спросил: «А зачем вам текст?» — и узнал, что бизнесу нужен лендинг, чтобы привлекать клиентов. Я предложил Екатерине доверить мне не только тексты, а задачу целиком.

В одиночку сайт я сделать не мог. Привлек товарищей — дизайнера и разработчика, сам выступил менеджером и редактором. За 1,5 месяца мы собрали одностраничный сайт про работу компании. Несмотря на конкуренцию с многостраничными сайтами, он за первый месяц вышел в топ поисковиков и держался там несколько лет. С этого проекта началась наша студия.

За первый заказ мы взяли 37,5 тыс. руб. на троих — для меня это были хорошие деньги, ведь за проекты в контенте я получал в среднем 5 тыс. руб.
Через пять лет Екатерина вернулась к нам за редизайном: мы придумали новое название сервиса, сделали айдентику и логотип, обновили сайт. Деньги были уже другие

Пару лет студия существовала параллельно работе в найме. Мы брали небольшие заказы, делали что-то для благотворительных фондов и таким образом собрали портфолио. Постепенно я утвердился в мысли, что хочу работать на себя, а не на кого-то.

Так сложилось, что после моего решения развивать студию начали появляться большие клиенты. Например, в 2020 году к нам пришел первый крупный заказчик — сеть клиник «Нейро-пси». Мы договорились сделать логотип и айдентику за 200 тыс. руб. — достойный гонорар по тем временам. Затем пришли еще несколько клиентов, и в какой-то момент студия стала приносить стабильный доход.

В 2025 году у меня в команде десять человек, мы делаем от пяти проектов в год со средним чеком в 1,2−1,5 млн руб.

На запуск сегодня я бы заложил 1 млн руб. Можно стартовать и без накоплений, имея одну только команду, но лучше все-таки иметь за плечами бюджет на пару месяцев работы. Перечислю основные статьи расходов.

Гонорары команде. В студийном бизнесе вознаграждение команды — самая большая часть расходов, около 50−60% от ежемесячного оборота, моя часть — около 10−15%, но были времена, что я брал чисто на еду, а остальные личные расходы перекрывал за счет проектов на фрилансе.

Минимальный набор для студии: дизайнер, автор, арт-директор и менеджер. Если вы планируете разрабатывать сайты, то еще оплата разработчику.

Техника. Ничего сверхъестественного: компьютер, монитор, микрофон. У графдизайнеров и иллюстраторов есть планшеты и стилусы.

Лицензии и софт. На старте нет смысла вкладываться в платное ПО. Большинством сервисов можно пользоваться бесплатно, но с ограничениями. Например, в «Фигме» можно создать три проекта на команду. В Google Meet проводить созвоны, в телеграме вести переписку.

На что стоит потратиться:

  • сервис для управления проектами, у нас — «Бейскемп»;
  • мокапы для оформления кейсов;
  • телеграм-премиум — для публикации длинных постов в канале студии.

Еще одна категория расходов — платные шрифты. На старте можно обойтись и бесплатными вариантами, но если хотите выделиться из массы, без платных шрифтов никуда. Базовая стоимость платного начертания — около 5 тыс. руб.

Обучение. Я не требую высшего образования и курсов квалификации у своей команды — главное, чтобы человек умел работать и выполнять свои задачи. Но бывает, что новичкам нужны дополнительные знания.

Как вариант, можно купить подписку на полку «Бюро Горбунова» или «Литрес». У нас в «Бейскемпе» есть проект «Чердак», где собраны все книги, блоги, статьи и курсы по разным направлениям: верстка, брендинг, редактура, управление и пр.

Так выглядит наша база знаний для сотрудников в «Бейскемпе», где мы работаем

Налоги. У меня ИП на упрощенке, я плачу 4% с дохода — в Тюменской области действует пониженная ставка налога. С командой сотрудничаем на договорной основе — они платят за себя налоги самостоятельно.

Амортизация на три месяца. В первую очередь это деньги на гонорары команде. Я советую иметь запас на ближайшие три месяца минимум, а лучше на полгода — на случай, если наступит проектная «засуха» и не будет заказов. Обычно для этого нужно откладывать 20−25% от оборота.

Статьи расходов на запуск студии

Статья расходов

Ориентировочная сумма

Гонорары

Около 100 тыс. руб. на руки одному специалисту

Лицензии и обучение

До 10 тыс. руб. на старте

Налоги

4% для ИП

Амортизация на 3 месяца

Около 600 тыс. руб.

Итого

1 млн руб.

Про проекты, за которые студия берет от 600 тыс. руб.

Основной источник заработка студии — клиентские проекты. В основном мы делаем логотипы, айдентику и сайты для бизнеса, а еще настраиваем рекламу в «Яндекс Директе». Расскажу про некоторые проекты.

«Колесник», тюменская компания в сфере редевелопмента. Компания находит инвесторов, покупает на их деньги неприглядные коммерческие здания, проводит реновацию, находит арендаторов и продает как готовый арендный бизнес. «Колесник» — наш постоянный клиент: мы начали работать в 2020 году и с тех пор каждый год что-то для них делаем.

Проект пришел по рекомендации Дениса Силина, с которым мы вместе снимали офис и который видел, чем я занимаюсь. Денис делал презентации для «Колесника» и показал мне их логотип — я его раскритиковал. Видимо, он рассказал об этом основателю — Сергею Колеснику. В итоге Сергей пригласил меня на встречу. На встрече он спросил, что не так с логотипом. У компании было слишком длинное название — «Доходный дом Колесника», а символом была почему-то синяя лошадь. Логотип выглядел громоздко и несерьезно для компании, которая делает проекты на инвесторские деньги. Я сказал, что знаю, как все исправить. Хотя Сергей не искал дизайнера, он решил со мной работать. Думаю, что его зацепило мое неравнодушие.

Так выглядел изначальный логотип компании — много мелких деталей, длинное название
Так мы переделали логотип — сделали ставку на имя основателя и убрали лишний шум

Первым проектом стали таблички на зданиях с информацией о реновации — подпись компании о сданном проекте. Я ничего не понимал в промдизайне и только учился работать с клиентами. Мы наделали ошибок: пришлось раз двадцать переделывать макеты, вязнуть в многочасовых согласованиях с архитектором. В итоге я пришел к Сергею, и он лично принял проект — в обход правок архитектора.

«За проект с табличкой мы взяли всего лишь 80 тыс. руб. и не стали передоговариваться о дополнительной оплате. Сумма смешная для промышленного дизайна и той работы, которую мы сделали. Но тогда мы еще учились ценить свой труд, набивали шишки. Сейчас я бы взял за этот проект минимум 400 тыс. руб.».

Сергей остался доволен табличками и вскоре доверил нам тотальный ребрендинг компании. Мы разработали логотип, айдентику и запустил сайт. Упаковали компанию от и до и заложили основу для будущего бренда.

Я убедил Сергея сохранить в названии его фамилию, но убрать уточнение про доходный дом — просто «Колесник». Когда за бизнесом стоит конкретный человек, это вызывает больше доверия, чем безликие названия.

Я был прав: сейчас в Тюмени «Колесник» знают все, компания открыла офис в Москве, имеет миллионный оборот и завоевывает регионы. Айдентика, которую мы сделали, сегодня пронизывает все, что делает компания.

Таблички с информацией о реновации мы спроектировали из матового полупрозрачного пластика — такие хорошо смотрятся на любых зданиях и стоят недорого
Айдентика — это визуализация смыслов и ценностей бизнеса. Для «Колесника» мы выбрали спокойные, некричащие тона, чтобы сделать главным героем то, что делает компания, — реновацию зданий и развитие городов
Разработали карту проектов «Колесника» в Тюмени — так инвесторы могут оценить масштаб проектов. Карта адаптирована под мобильные устройства
Мы написали и задизайнили рассылку о работе «Колесника» для новых клиентов — она привела новых инвесторов

Фотолаборатория «Точка цвета». Ребята занимаются фотографией, любят пленку и разбираются в печати. У бизнеса пять лабораторий в Москве и одна в Петербурге.

В 2021 году нам написал Максим Воробьев, сооснователь лаборатории «Точка цвета». Не знаю, как Максим на нас вышел, — он сказал, что наша студия была в списке возможных исполнителей. Мы переписывались, и в итоге он предложил нам обновить логотип, айдентику и сайт. Думаю, на его решение повлияло и то, что я сам снимаю на пленку и понимаю, как устроен процесс.

Мы хотели найти идеальный символ для лаборатории, который смог бы передать суть того, что делают ребята. Они работают на стыке аналоговых и современных технологий — задача была объединить два направления. Мы решили, что эту задачу решает квадрат. Квадрат похож на кадр из пленки, а еще — на пиксель на экране камеры. Получилось хорошо, особенно по контрасту с названием «Точка», ведь все привыкли, что точка — это круг.

Также мы перерисовали шрифт в логотипе: хотелось, чтобы каждая буква в названии отсылала к квадрату в графической части логотипа. Отдельно хочу отметить букву «Т» — неровные ножки показывают, что кириллица может быть динамичной и живой. Неидеальные формы букв напоминают о непредсказуемости пленочной фотографии: никогда не знаешь, какой кадр получится, пока не проявишь его.

Цветовая часть логотипа яркая и отсылает к периоду 80-х, когда почти в каждой семье была пленочная камера. Сейчас это направление фотографии переживает ренессанс, и цветовая палитра объединяет два поколения.

А вот с сайтом возникли проблемы: ребята хотели, чтобы он был собран на «Тильде». Мы согласились, не подумав, и это оказалось ошибкой: верстальщику пришлось писать код внутри стандартных тильдовских шаблонов, это была сложная и кропотливая работа. Визуально получилось круто, но под капотом был монстр, на который мы потратили кучу сил.

Логотип используют во всех фотолабораториях сети (в 2025 году их шесть), а также на сайте компании
Цветовая часть логотипа легко масштабируется — это позволяет быстро собирать рекламные плакаты
В оформлении сайта мы использовали пленочные фотографии, чтобы передать атмосферу лаборатории

Музей русской иконы. Один из последних наших проектов — айдентика и сайт для Музея русской иконы в Москве. Проект привела рекомендация Ирины Ильяховой, моего знакомого редактора. Уже по заявке я понял, что с клиентом мы сработаемся. Задача по дизайну была описана подробно, с конкретными требованиями к проекту и ограничениями.

Главным вызовом стали тексты для главной страницы сайта. Стояла задача рассказать о музее, передать его атмосферу. Заказчик хотел уйти от ассоциаций с церковью, но при этом не задевать чувства верующих, потому что музей в первую очередь не религиозная, а культурная организация.

Вместе с автором мы написали несколько черновиков для главной страницы, но ничего не получалось. В итоге я созвонился с заказчицей и мы решили, что откажемся от описаний вовсе и дадим больше изображений. Они говорят сами за себя.

Я горжусь этим проектом — считаю, что удалось собрать современный сайт и бережно обойтись с тонкой темой иконописи. Проект мы сделали вчетвером всего за три месяца — это быстро, в больших студиях такая работа занимает от полугода.

Мы использовали шрифт «Канела», чтобы уйти от привычных старославянских шрифтов. Единственная буква, которая отсылает к уставному письму, — строчная «б», наша пасхалочка для внимательных
Для постов в соцсетях мы расставляли важные элементы по углам — такую композицию элементов используют в иконописи
Заказчику не просил делать мерч, но мы хотели показать потенциал айдентики — например, использовать для сувениров фрагменты икон. Вообще мы всегда делаем больше, чем нас просят
Одним из вызовов на проекте была интеграция с Timepad — все события в музее бесплатные, нужно было создать удобную запись для гостей

За семь лет работы мы сделали более 30 проектов для разных сфер. Мы ошибались, искали свою нишу, узнавали свои слабости и сильные стороны. Начинали с простых одностраничников, а сейчас в портфолио есть бренды известных компаний.

Про собственный продукт «Окошки», который дважды хотел купить «Ростелеком»

В конце 2022 года техдир студии Миша Воробьев предложил сделать сервис для записи клиентов. Его знакомая, мастер-бровист, пожаловалась, что на рынке нет подобных решений для тех, кто работает на себя, — только неудобные системы для большого бизнеса, в которых сложно разобраться.

Миша собрал первый прототип на основе календаря в Notion в связке с телеграм-ботом. Мастер создавал в календаре слоты для записи, бот проверял их и предлагал клиенту выбрать время, а потом автоматически его бронировал. Прототип был бесплатным и решал задачу, но имел минусы:

  • не все были готовы к переписке с ботом, работа с календарем привычнее, а значит, удобнее;
  • Notion — зарубежная компания, в любой момент может покинуть Россию, и данные пропадут.

Из этих минусов и вырос наш продукт. Мы подумали, что если сделать сервис с удобным интерфейсом, который хранит данные в России и связан с телеграмом, то поможем закрыть боли мастеров-одиночек.

От идеи до запуска прошло восемь месяцев. Миша поделился идеей в декабре, зимой и весной я продумывал план, летом началась разработка, а осенью мы запустились. Кратко расскажу про создание продукта.

Подготовка к работе. Чтобы решиться на создание собственного сервиса, мне понадобилось несколько месяцев. Ведь нужно было отказаться от клиентских проектов и понятного дохода ради своей идеи, которая, непонятно еще, будет зарабатывать или нет.

Я сразу решил, что в продукте будет минимум функций. Если сразу нагромождать функционал, можно утонуть в разработке и так и не запуститься.

Еще установил ограничение по срокам — решил, что мы запустимся в сентябре. В студии работа строится по циклам — идею подсмотрел у американской компании 37signals и адаптировал под себя. Один цикл длится от четырех до шести недель, а потом обязательные две недели отдыха. Я посчитал, что трех циклов должно быть достаточно.

Следующим шагом были договоренности с Мишей. Мы решили, что все расходы и доходы поделим поровну. Миша взял на себя техническую часть, а я — управление и дизайн. Еще к проекту присоединилась наш автор Настя Федорова, а позже я нанял дизайнера Аню Борисову.

Последним приготовлением стал план работ. Мы в общих чертах поставили цели на каждый цикл и начали действовать.

«Кажется, что многие предприниматели на старте проекта вкладывают слишком много сил в продумывание плана, устанавливают сроки с точностью до дня. Я считаю, это ошибка. Подобные планы висят на шее мертвым грузом и убивают мотивацию, если что-то идет не так. Я предпочитаю грубые планы — общий фокус, как действовать, и все».

Исследование рынка. Прежде чем вкладываться в разработку, я изучил потенциальных конкурентов и поговорил с несколькими мастерами, чтобы лучше понять их боли. В итоге сформировал несколько гипотез, которые смогли бы выделить «Окошки» среди остальных сервисов.

  1. Наша целевая аудитория — самозанятые. В 2025 году в России зарегистрировано больше 12 млн самозанятых, каждый год их число растет. При этом ниша продуктов для самозанятых не занята — сервисов, заточенных специально под них, почти нет, или они неудобные. Мы создаем продукт с почти нулевой конкуренцией.
  2. Простой старт работы. Мы спроектируем сервис так, что разобраться в нем сможет любой, кто когда-либо пользовался календарем. Без специального обучения и онбординга.
  3. Данные храним в России. Так точно получится сберечь все личные кабинеты и записи.
  4. Одна цена на всех навсегда — 490 руб. в месяц. Можно купить тариф сразу на год, тогда два месяца в подарок.
  5. Отмена подписки в любой момент. Мы не хотим зарабатывать на людях вопреки их воле. Если человеку разонравятся «Окошки», он не должен проходить цирк с конями, чтобы отменить подписку.

Регистрация названия в «Роспатенте». Название «Окошки» пришло вместе с идеей сервиса. Оно на слуху — мастера постоянно говорят «У меня есть окошко в среду в 14:00». Мы сразу решили сделать название своим официально и обратились к юристам компании «Рунетлекс» — ранее они делали для нас договор для работы с клиентами.

В ходе проверки выяснилось, что на рынке есть компания с зарегистрированным названием «Волшебные окошки». По советам юристов я написал владельцу компании с просьбой дать согласие, что они не против регистрации нашего названия. Сначала компания требовала денег за согласие на регистрацию нашего товарного знака, а потом пропала.

В итоге мы нашли способ зарегистрировать компанию. Оказалось, что можно было просто убрать один код МКТУ из нашей заявки, и согласие другой компании не требовалось. МКТУ — это такой классификатор товаров и услуг вроде ОКВЭД. На регистрацию ушло девять месяцев и около 90 тыс. руб.

Дизайн интерфейса. Первые чертежи я сделал сам маркером на бумаге. Извел пару тетрадок, зато отмел нерабочие версии. Когда чертежи меня устроили, я перенес их в «Фигму» и отправил дизайнеру.

Айдентику, смыслы и тексты мы сделали вместе с Настей Федоровой, нашим автором. Интерфейс проектировала Аня Борисова. По мотивам эскизов она за месяц нарисовала первые экраны. Мы решили выполнить его в зеленом цвете, чтобы отстроиться от конкурентов. А еще он один из моих любимых.

Я придумывал, как будет выглядеть интерфейс, сам: сначала на бумаге, а потом в «Фигме». Дизайнер взял за основу мои наброски и доработал их

Разработка продукта. Первым делом мы собрали макеты сервиса. Решили делать только мобильную версию, потому что подавляющее большинство мастеров записывает людей с телефона.

Мы не стали разрабатывать приложение — это дорого и долго. Собрали только веб-версию, но при этом ей удобно пользоваться и с телефона. Можно установить значок сервиса на экран, нажимать его и попадать в «Окошки».

Все функции сервиса умещаются в четыре раздела: записи, услуги, расписание и настройки. При этом внутри больше 100 экранов, над которыми работали дизайнер и разработчик.

Мы отказались от всего дополнительного: уведомлений, кастомных настроек. Оставили только базовые функции, зато сделали их хорошо.

Сборка сайта. Параллельно с доработкой сервиса мы собрали сайт продукта, написали раздел «Помощь», написали и добавили в настройки приветственные письма для клиентов.

«Нам было важно подобрать правильную интонацию текстов. В клиентских проектах я часто сталкивался с тем, что заказчик хочет транслировать одну идею своим клиентам, а по факту себе противоречит. Например, компания говорит о дружелюбном отношении, а в рассылке для клиентов употребляет фразы вроде “Запрещено”, “Прекратите”, “Нельзя”. Мы так не хотели».

Так выглядит сайт сервиса. Мы хотели, чтобы тексты звучали как разговор со старым другом, который скажет правду и предложит помощь, но не позволит себе грубости и хамства
После окончания разработки мы отправились с командой в студийный кемп — отметить завершение работ и пообщаться

Регистрация онлайн-кассы и запуск. Когда сервис и сайт были готовы, осталось решить бюрократические задачи и подключить кассу. Статус ИП у меня уже был. Я подал заявление в налоговую о регистрации, прошел проверку как индивидуальный предприниматель, отправил в банк все необходимые документы и установил онлайн-кассу на сайт. Все было готово к запуску.

На рекламу мы не тратились. Я написал статью о разработке сервиса в издание для предпринимателей, дал парочку интервью местным СМИ. Еще разместили наш проект на Product Radar — площадке с подборками российских стартапов.

После этого к нам стали приходить представители крупных компаний с предложениями о покупке. Дважды были из «Ростелекома». Но переговоры не пошли — нам не понравился их стиль.

«Мужик из “Ростелекома” сразу положил яйца на стол: “Мы хотим вас купить”. Мы такие: “Ну ни хрена себе”».

Мы посмотрели, что у «Ростелекома» нет продукта, похожего на наш. Они делают все для бизнеса, но не для самозанятых. Мы решили, что не готовы становиться очередным безликим сервисом, и отказали им. Через некоторое время от них пришел еще один человек, и мы снова отказали. Ради хохмы поставили лычку на сайт о том, что нас хотели купить.

Думаю, мы могли бы выручить за сервис 3−4 млн руб. Но я считаю, что лучше мы будем развивать его самостоятельно и сделаем свой уникальный на рынке продукт. В планах — добавить возможность оплаты услуг в интерфейс. Это сделает «Окошки» не только календарем, но и полноценной CRM-системой для мастеров.

Про команду: как нанимать, увольнять и работать без менеджеров

У нас в команде десять человек: технический директор, авторы, дизайнеры, специалист по рекламе и я. По мере надобности мы обращаемся к подрядчикам — например, к юристам или иллюстраторам.

Я немало ошибался при подборе команды. В одно время я нанимал менеджеров, потому что считал, что так надо. Думал, что это единственно верный вариант развивать студию. Кто-то же должен вести переговоры с клиентами, составлять план работ и следить за их выполнением.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что трачу силы и время на то, чтобы делать работу за менеджера. Хожу вместе с ним на переговоры, планирую циклы, принимаю решения, которые должен принимать он. Вместо помощи ощущал дополнительную нагрузку.

«Я понял, что хороший менеджер работает как руководитель: имеет полный доступ к бюджету, сбору команды, переговорам с заказчиком. Без этого их функции могут свестись к передаче информации от одного человека к другому, и даже это они могут делать плохо, как испорченный телефон».

Вот уже три года команда работает без менеджеров. Ребята напрямую общаются с заказчиком по задачам, договариваются о критериях качества и сроках приемки. Все научились быть немного менеджерами.

Я горжусь своей командой. Вижу работу и рост каждого. Например, наш редактор Настя крутая, потому что суперответственная и надежная. У нее может не получиться сразу, но она не сольется, не сдастся после первой неудачи, а будет разбираться, что не так, и пробовать еще. Она может затащить любой проект: и новость напишет, и интервью возьмет, и лендинг соберет на коленке, и карточки для соцсетей задизайнит, и иллюстрации придумает.

За три года в студии она выросла из младшего автора в редактора, и сейчас уже сама делает проекты: подкаст, развивает блог и соцсети студии, учится строить процессы с авторами. И разнообразный опыт студийных проектов ей сейчас очень помогает.

Техдир Миша крутой, потому что всегда найдет простое техническое решение, которое не займет полгода и не будет стоить как крыло «Боинга». Не зря говорят: разработчик-джун думает, как ему что-то закодить, а техдир думает, как решить задачу одной строчкой кода или без кода вообще. Вот Миша как раз про второе, он пишет простой и надежный код, который очень редко ломается.

Он в прошлом дизайнер, ему можно отдать макет, и он быстро схватывает, что к чему, и может сам легко додумать, если чего-то не хватает. И главное — правильно додумать. Очень часто разрабы вообще не хотят понимать дизайнеров и работают в постоянном сопротивлении. Это бесит. С Мишей этого нет, и я не представляю кого-то другого на его месте.

За семь лет у меня уже появилась чуйка при подборе людей — могу по первым строчкам отклика на вакансию понять, сработаемся мы с человеком или нет.

Однажды на вакансию я получил около 80 резюме, но ответил только двоим. Обоих нанял, один человек работает до сих пор, а со вторым я ошибся — мы расстались примерно через год. Первые полгода все было неплохо, но потом я заметил, что он не готов брать больше ответственности и расти. Видимо, засиделся на корпоративной работе, где за него принимали решения другие, и привык к этому.

Мы поговорили. Я прямо перечислил ситуации, в которых ждал от человека самостоятельности, но не увидел ее. Он сказал, что хочет остаться в команде и готов перестроить поведение. Через пару месяцев мы пообщались еще раз и поняли, что совместная работа не получается. Расстались мирно.

«Я строю отношения с коллегами как со взрослыми людьми. Не боюсь обидеть, не жду, что они угадают мои мысли. Прямо и четко говорю о том, какой результат работы хочу видеть, а какой — нет. Это не всегда легко, но я убежден, что в отношениях работает только честность».

На фото — автор Настя Федорова, маркетолог Мария Никитина, техдир Миша Воробьев и я. Это мы на студийном кемпе в 2024 году

Про переговоры с клиентами — и почему студия работает по 100% предоплате

Однажды к нам пришел зарубежный заказчик: канадский проект, который делал иммерсивное шоу. Поначалу все шло хорошо — мы собрали сайт и согласовали его. Вложили душу и ждали, когда сайт запустится, чтобы хвастаться работой.

Но вместо нашего дизайна на сайте оказались чужие шрифты и визуал. Я стал писать заказчику, но ответа не получил. Тот человек, с которым мы согласовали проект, уже уволился, других контактов у меня не было. Окольными путями я выяснил, что дизайн сайта отдали команде, которая делает оформление шоу, и от нашего решения они отказались.

«Я расстроился, ведь получилось, что студия сделала работу в стол. Радовало одно — за проект нам заплатили 15 тыс. евро. Причем мы были единственным подрядчиком, который взял 100% предоплату, другим не заплатили. Считаю, что при предоплате у клиента меньше шансов оказаться мудаком».

Так выглядел сайт, который мы придумали для шоу, — горжусь им, получился хороший русский веб-дизайн. Сейчас он остался только у нас в портфолио

Еще был один конфликт с компанией, которая убрала наш логотип из подвала сайта. Хотя у нас в договоре был пункт о том, что так делать нельзя. Но мы не прописали конкретные последствия того, что будет, если этот пункт нарушить, — например, штрафы. Из-за этого рычагов воздействия на компанию у нас не было — по закону доказать их вину очень сложно. В итоге мы потеряли источник потенциальных клиентов.

«По моим наблюдениям за все время работы логотип студии на наших работах привел около 30−40 новых заявок. В дизайне работает только рекомендация, а не прямая реклама. Поэтому мы настаиваем на сохранении логотипа».

После ситуации с логотипом я обратился к юристам для корректировки договора. Пришлось добавить пункт про штрафы, хотя мне как человеку это не по душе.

Так выглядит пункт с ответственностью заказчика за то, что он уберет логотип нашей студии

Я сталкивался с ситуациями, когда заказчик не был доволен нашей работой. Мы делали сайт для тюменской электромонтажной компании. В стоимость проекта входила SEO-оптимизация для привлечения клиентов. Этим занимался наш специалист по рекламе — не только прикручивал и настраивал аналитику рекламных кабинетов, но и объяснял, как с этим работать.

Мы запустили сайт и поддерживали его работу около года. Но однажды клиент пожаловался, что трафик упал по нашей вине. Я начал разбираться в ситуации. Оказалось, что трафик упал из-за того, что домен вовремя не оплатили. Это была ответственность клиента — платить за него. Мы обговаривали это заранее и предупреждали, что в случае неуплаты настройки слетят. К сожалению, вернуть прежние показатели после потери домена мы не смогли.

Хотя можно было бы поспорить о нашей ответственности в этой ситуации, но я не стал. Поняв, что доверия у клиента ко мне нет, я решил вернуть деньги за мониторинг рекламы за месяц, в котором упал трафик, и разойтись мирно.

Про то, сколько денег нужно, чтобы студия жила, и окупается ли бизнес

В среднем на поддержание работы студии нужно около 500 тыс. — 1 млн руб. в месяц. Расскажу, как распределяются расходы в процентах в хорошие месяцы. В плохие я не откладываю подушку безопасности и деньги на инвестиции.

60% — гонорары. Разбивка такая: 45% команде и 15% — мне. Это ключевой показатель прибыльности, если на вознаграждения уходит больше 65% от заработанного, студия чувствует себя некомфортно, тяжело выходить в плюс.

20% — подушка безопасности. 20% надо откладывать на случай, если наступит «засуха» и заказов больше не будет или возникнут непредвиденные расходы. Например, решим нанять кого-то и нужно будет платить ему вознаграждение до того, как у нас случится следующий проект.

10% — инвестиции в коммерческую недвижимость. Часть доходов я инвестирую для диверсификации рисков и чтобы деньги работали. Сейчас у меня есть инвестпортфель в размере 10% от годового оборота студии. Раз в квартал случаются выплаты, и это всегда круто, когда есть доход из независимого источника. Сейчас я могу тратить эти деньги на личные нужды, но в случае чего пущу в дело.

10% — остальные расходы. Сюда входят налоги, оплата хостинга и домена, оплата подписки на «Бейскемп», покупка шрифтов, оплата эквайринга, техники и образования.

Пара слов про другие статьи расходов:

  • Юристы — мы работаем с компанией «Рунетлекс»: составили договор, подготовились к судебным разбирательствам. На старте этих расходов не было.
  • Выступления на конференциях — оплачиваю дорогу и размещение.
  • Подкаст — вместо трат на рекламу мы вкладываемся в развитие подкаста «Все круто, но надо переделать», сохраняем опыт в аудиоформате.
  • Студийный кемп — два раза в год мы с командой выезжаем куда-нибудь, где хорошо.

Ежемесячные статьи расходов, помимо гонораров

Статья расходов

Сумма

Техника и аксессуары

Около 8 тыс. руб.

Хостинг студийного сайта и «Окошек»

Около 700 руб.

Домены студийного сайта и «Окошек»

1400 руб. в месяц (17 тыс. руб. в год)

Юридическое сопровождение

Около 20 тыс. руб.

«Бейскемп» для управления проектами

1100 руб.

Образование: книги, курсы, подписки

665 руб.

Покупка шрифтов и мокапов

1000 руб.

Выступления на офлайн-конференциях

Около 35 тыс. руб. в год

Студийный кемп (дважды в год)

Около 150 тыс. руб.

Подкаст (2−3 выпуска, адаптивы и дистрибуция)

30,5 тыс. руб.

Реклама

0 руб.

Модулькасса

19,2 тыс. руб.

Обслуживание расчетного счёта в Модульбанке

0 руб.

Налоги — 4% в рамках УСН

4% от оборота за вычетом фиксированных взносов (53 680 руб. в 2025 году и взносов 1% с дохода свыше 300 тыс. руб.)

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Услуги Предпринимателям стало труднее запускать новые коворкинги в Москве
Предпринимателям стало труднее запускать новые коворкинги в Москве
25 апреля
13 мин
Интервью «В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
«В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
Как живет прокатный бизнес и как устроена конкуренция
11 апреля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Подборка грантов для IT-бизнеса
Рынок

Подборка грантов для IT-бизнеса

Илья Чех, производство протезов «Моторика»
Биография

Илья Чех, производство протезов «Моторика»

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?
Интерактив

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга
Рынок

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга

Самые читаемые статьи «Дела» в апреле
Что ждет бизнес в мае 2025 года
Дайджест

Что ждет бизнес в мае 2025 года

Какие налоги платит малый бизнес в 2025 году: большой обзор от «Дела Модульбанка»
Рынок

Какие налоги платит малый бизнес в 2025 году: большой обзор от «Дела Модульбанка»

Напоминаем, что и как уже поменялось и что может измениться в течение года
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.