Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Нужен ли вашему бизнесу сайт
Сайт позволяет расширить аудиторию и даже отсеять нежелательных клиентов. Но, вопреки бизнесовым трендам, не каждому предпринимателю он нужен. Рассказываем, кто может обойтись без сайта, а кто нет.
Какие задачи бизнеса решает сайт
Увеличение продаж. Сайт может быть одним из каналов продаж: с его помощью можно привлекать клиентов со всей страны или даже мира, принимать заказы и оплату.
Но сам по себе сайт не продвигает товар или услугу — он лишь представляет компанию в интернете. Для продвижения нужны SEO-оптимизация, контекстная реклама (поисковая и баннерная), например в Яндекс.Директе, иногда связка с соцсетями.
Сбор аналитики для эффективного маркетинга. Когда вы запустите рекламную кампанию, вам будет важно понимать, откуда приходят клиенты, то есть какая реклама эффективна, а какая лишь съедает бюджет.
Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров
Узнать это помогают UTM-метки — они вставляются в ссылку, ведущую на сайт. Вот пример UTM-меток в ссылке на продукт CafeStore от Модульбанка: cafe.store/?utm_source=delo.modulbank&utm_medium=banner…
Предположим, у компании-продавца есть группа «ВКонтакте», телеграм-канал и блог на Яндекс.Дзене. Его товары представлены на маркетплейсе, а своего сайта нет. В этом случае он не сможет отследить, какой из каналов лучше работает, потому что UTM-метки не вставляются в ссылку маркетплейса, — нужно создавать свой сайт.
Презентация компании клиенту. Если услуги вашего бизнеса обычно ищут в интернете, то велика вероятность, что именно на сайте клиент встретится с вами впервые. С помощью его оформления вы можете показать посетителю свой уровень работы и стиль коммуникации.
Читайте также:
5 ошибок бизнеса в коммуникации с клиентами
Почему это важно? У любого предпринимателя есть тип клиентов, с которыми он работать не готов, — это могут быть люди, которые хотят сэкономить и долго торгуются. Отсеять их можно при первом контакте с сайтом: дорогим дизайном и демонстрацией сложных проектов вы сообщаете посетителю, что дешево здесь не будет. Справедлива и обратная ситуация: если у вашей компании невысокий ценовой сегмент (скажем, вы продаете теплицы дачникам), вам выгоднее, чтобы сайт выглядел проще.
Есть еще одна причина использовать сайт как визитку. Некоторые клиенты не хотят, чтобы им рассказывали о компании по телефону или при встрече, — им кажется, что их будут торопить с выбором. Таким людям нравится знакомиться с информацией и принимать решения в одиночку.
Укрепление репутации. Есть бизнесы (к примеру, юридическая или бухгалтерская фирма), для которых сайт выступает гарантом надежности — так его воспринимают клиенты. При этом большая их часть может приходить вовсе не через поиск в интернете, а по сарафанному радио.
Еще (какой нехитрой ни была бы эта мысль) наличие сайта говорит клиентам о том, что у бизнеса есть на него деньги — значит, он имеет доход, его услуги востребованы.
Какому бизнесу сайт нужен
Бизнесу, который хочет расширяться. Пусть сегодня у вас небольшой бренд спортивной одежды, но если вы планируете масштабироваться и продавать товар по всей России, а может, и в страны СНГ, вам понадобится сайт. Настраивая его рекламу на интересующие вас регионы, вы автоматически расширяете целевую аудиторию.
У одного из наших клиентов — магазина интимных товаров — было три офлайн-точки в Ярославле. Он пошел дальше и стал предлагать через соцсети и сайт доставку товаров по стране и таким образом заметно увеличил продажи.
Читайте также:
Составить УТП — уникальное торговое предложение
Бизнесу, чье преимущество — хороший сервис. Например, вы хотите не просто продавать овощи на местной базе, а дать покупателям возможность собрать корзину на сайте и забрать ее в офлайн-точке вне очереди или заказать доставку. В этом случае сайт представляет собой сервис и олицетворяет заботу о клиенте — и это может стать вашим УТП (уникальным торговым предложением. — Прим. ред.).
Бизнесу, который хочет охватить новую аудиторию. Речь не о географическом, а сегментном расширении. Предположим, на овощной базе из примера выше чаще всего закупались женщины 35+. Возможность собрать корзину онлайн может привлечь более молодую аудиторию, которая интересуется здоровым питанием и привыкла к покупкам в интернете.
Творческому бизнесу — дизайнерам, аранжировщикам, фотографам, организаторам мероприятий и др. В этих профессиях ценится креативность, и с помощью сайта-портфолио такие люди могут выделиться среди конкурентов.
Бизнесу из правовой, медицинской или образовательной сфер. Главная причина, почему им нужен сайт, — репутационное преимущество. Да, для продвижения стоматологии из Брянска может быть достаточно соцсетей и отметки на Яндекс.Картах. Но клиент, вероятно, захочет узнать, какие специалисты там работают, в порядке ли лицензия бизнеса. Если он легко найдет на сайте нужную информацию, то на этапе знакомства с компанией сомнений в ее надежности не будет.
Когда бизнесу необязательно иметь сайт
Если это локальный проект. Например, кофейня или бар, которые вряд ли когда-нибудь станут франшизными (по крайней мере, у владельца нет планов создать сеть). Скорее всего, никому не придет в голову спрашивать, есть ли у них сайт, — просто незачем. Таким бизнесам достаточно соцсетей и отметок на Яндекс.Картах и в 2ГИС.
То же касается салонов красоты. На мой взгляд, они могут сэкономить на сайте: запись можно вести через онлайн-сервисы (DIKIDI, 2meetup, Torrow и проч.), а продвигать услуги — в соцсетях и с помощью тех же карт.
Бизнесу по сдаче в аренду жилья, скажем, в Самаре также выгоднее размещаться на специализированных площадках (Avito, «Циан» и др.), чем делать лендинг.
Читайте также:
Как понять, что сейчас нужно клиентам. Чек-лист
Пример-исключение. Если вы местный авторский проект (к примеру, студия керамики, которая предлагает платные мастер-классы в городе), то вам стоит подумать, какие услуги вы могли бы оказывать жителям других городов — может быть, продавать сувениры туристам или проводить обучающие онлайн-мероприятия. Эксклюзивные вещи привлекают внимание, поэтому я советую таким бизнесам громче заявлять о себе.
Если компания не собирается продавать онлайн или вкладываться в продвижение. Например, магазину продуктов нет смысла создавать сайт, если он не планирует принимать там заказы. Также не стоит этого делать, если у бизнеса сильно ограничен бюджет на маркетинг. Лучше выбрать менее затратные способы продвижения — например, заключить бартер с непрямым конкурентом или применить партизанский маркетинг (о нем можно прочитать здесь).
Как решить, нужен сайт или нет
Эти вопросы помогут проанализировать особенности бизнеса и натолкнут на мысль, важен ли сайт для вашего дела.
Какой формат сайта выбрать, если он все-таки нужен
Вот несколько распространенных форматов.
Сайт-визитка или сайт-портфолио нужны, чтобы люди могли найти компанию в интернете, оценить ее уровень и понять, куда обращаться за услугой. В первую очередь подходят предпринимателям, чей бизнес связан с творчеством, а также из правовой и образовательной сфер.
Одностраничный лендинг или сайт-лидогенератор обычно используются для продвижения мероприятий и краткосрочных акций. Также они помогают собрать данные потенциальных клиентов (лидов) для дальнейшей работы с ними. Эти сайты склоняют пользователя совершить действие: зарегистрироваться на вебинар, заказать товар со скидкой или оставить контакты для получения консультации.
Интернет-магазин стоит делать, если вы понимаете, что сайт может стать для вас дополнительным источником продаж. Или если ваши товары эксклюзивные, достойные собственной виртуальной витрины.
Корпоративный сайт (или сайт-система) нужен, когда бизнес предлагает много товаров или услуг. Если компания работает в B2B-сегменте, например в логистической сфере, многостраничный сайт имеет репутационное значение: на нем, помимо информации о самом бизнесе, можно публиковать профильные новости, демонстрируя свою экспертность.
Иногда можно использовать комбинацию форматов. Например, блог может быть основой сайта или одним из его разделов. Блоги подходят бизнесам, которым ради укрепления репутации или SEO-продвижения важно разъяснить клиенту, какие его проблемы и как они могут решить. Этот формат востребован у бухгалтеров, юристов, или, например, у продавцов БАДов и спортивного питания, или даже у секс-шопов.
Выбирая формат, держите в голове задачу бизнеса. Хотите укрепить репутацию? Вероятно, вам подойдет сайт-визитка с хорошим дизайном. Планируете собрать контакты клиентов, чтобы рассылать им персональные предложения? Остановитесь на одностраничном сайте-лидогенераторе. Приступать к созданию сайта стоит, если вы сформулировали для себя, чего ждете от него, и определились, с помощью каких инструментов этого можно достичь.
Подберем оптимальный способ оплаты для вашего бизнеса