Кассовый разрыв возникает, если доходы не соотносятся с расходами. Например, предприниматель продал товар, деньги за него еще не получил, а ему нужно платить зарплаты и аренду. Кому-то удается закрыть разрыв кредитом, а кто-то вынужден продавать бизнес.
«Мы поставляли товары под реализацию, а в итоге не получили ни денег, ни товаров»
Рассказывает Сергей Тонков, основатель бренда носков St. Friday Socks
За пять лет работы компании кассовый разрыв случился один раз. Он настолько научил нас, как не надо делать, что теперь мы работаем без разрывов. Расскажу, как это было.
В 2016 году мы только создавали бренд дизайнерских носков. Это сейчас их много кто шьет, а тогда рынок только зарождался. Мы договаривались с разными магазинами, что будем поставлять товар под реализацию: мы даем носки, магазины продают и отдают деньги. Магазины были не первые попавшиеся, а известные: Подиум-маркет, Гуд-локал, Экспедиция.
Ежемесячно мы получали от магазинов отчеты по продажам, всё шло хорошо. Весной 2017 года мы начали проводить инвентаризацию: подсчитывать, сколько товара продали, и забирать остатки.
Оказалось, что половина магазинов нас обманывали: расхождение между отчетами и реальными остатками было в два-три раза. Для понимания, это вот так: магазин взял 5000 пар, по отчетам продал 1000, а вернул нам 500. Когда мы стали разбираться, нам ответили: мы вам ничего не должны, за проданные пары деньги отдали, а где остальные носки, мы не знаем.
Тогда у нас образовался гигантский кассовый разрыв в три-четыре миллиона: мы ждали деньги, планировали оплатить текущие расходы и вложить в развитие, но ничего не получили.
Уже потом мы стали подавать в суды, выигрывать их и смогли вернуть часть денег. Но некоторые магазины должны нам до сих пор, а другие, чтобы не отдавать долг, формально прекращали деятельность, а потом регистрировали новое юрлицо и продолжали работу под тем же брендом. Из-за этой схемы мы не смогли вернуть даже через суд миллион рублей.
Магазины, чтобы не отдавать долг, прекращали деятельность, а потом регистрировали новое юрлицо и продолжали работу под тем же брендом
Так мы поняли, что сделали большую ошибку — согласились поставлять товар под реализацию. Когда мы на это подписывались, предполагали, что некоторые магазины могут так себя повести и закладывали потери в 20%, но не ожидали таких масштабов.
Чтобы закрыть кассовый разрыв, мы сократили любые возможные расходы. Нам повезло, что это случилось весной, перед началом низкого сезона. Летом на фабрике работает меньше людей: нет сезонных рабочих, которых мы нанимаем осенью, в высокий сезон.
Из постоянных сотрудников мы никого не уволили, зарплаты не задерживали, но было тяжело. Я постоянно нервничал, набрал двадцать килограммов. Мы рассматривали варианты взять кредит, продать имущество, но решили, что не будем так делать, а ужмемся в расходах.
Из кассового разрыва мы выбрались через полгода, когда начался высокий сезон. Всё обошлось без долгов и кредитов, потому что мы почти ни с кем не работаем с отсрочкой платежей, только с поставщиком пряжи. И на момент кассового разрыва никому ничего не были должны. У поставщика пряжи мы попросили отсрочку, он согласился, и платеж в два миллиона рублей мы отдавали частями.
Сейчас товары под реализацию мы не поставляем, а если соглашаемся на отсрочку, то тщательно выбираем партнеров — например, работаем с компаниями с уставным капиталом от миллиона рублей. Мы составляем бюджет на месяцы вперед, ведем платежный календарь.
Чтобы не допустить кассовый разрыв, я бы рекомендовал компаниям:
- планировать расходы и доходы, вести платежный календарь;
- не поставлять товар под реализацию;
- не работать с юрлицами с уставным капиталом в 10 000 рублей. Если всё же работаете, подписывайте договор личной ответственности с генеральным директором;
- проверять контрагентов, хотя бы минимально: судебные дела и уставные документы;
- держать подушку безопасности и не тратить все деньги подчистую.
Думаю, договоры реализации должны быть запрещены законодательно: в продуктовой сфере это сделали, а в фэшн-индустрии — нет. Из-за этого новым брендам сложно развиваться: магазинам выгодно брать товар на реализацию, они навязывают эти условия, бренды соглашаются, а потом вынуждены закрываться.
Я накопила подушку безопасности для компании
«Чтобы закрыть кассовый разрыв, я продала школу и взяла заем»
Рассказывает Дарья Ваулина, предпринимательница, писательница, владелица онлайн-школы английского языка «Англомания»
Кассовые разрывы у меня возникали два раза. Я думаю, это связано со спецификой бизнеса: школа английского языка — всё же сезонная история. Даже люди, которые давно не учатся в школе, всё равно привязаны к каникулам: например, в мае у нас всегда спад, а в сентябре начинается рост.
Один из этих разрывов был очень тяжелым. В тот момент у меня была сеть очных школ, и я не рассчитала средства и сделала ремонт в одной из них. Затем оказалось, что у нас ошибка в бухгалтерском учете, и из-за этого возникла большая задолженность. Еще мы неправильно рассчитали финансовую модель и сделали клиентам слишком большие скидки. Так появился кассовый разрыв в десять миллионов рублей, и, чтобы его закрыть, я продала школу и взяла заем.
Мы неправильно рассчитали финансовую модель и сделали клиентам слишком большие скидки
Второй разрыв возник во время пандемии — на сумму в два с половиной миллиона рублей. У нас был постоянный рекламный канал, куда мы вкладывали деньги и откуда приходили клиенты, но он резко перестал работать. Чтобы закрыть этот кассовый разрыв, пришлось сократить 80% штата. Еще мы перестали вливать деньги в рекламу и стали больше работать с текущими клиентами.
С разрывами я борюсь прежде всего сокращением расходов. Также анализирую свои действия: что сделала не так, от чего можно отказаться. Думаю, можно вести бизнес совсем без разрывов, если работать по предоплате: самим брать предоплату и другим платить также заранее. Мне помогло платить преподавателям авансы до начала занятий.
Чтобы не допустить снова таких разрывов, я наняла специалиста по восстановлению финансового учета и мы стали следить за движением денег и вести платежный календарь.
Подберем оптимальный способ оплаты для вашего бизнеса
«Я взяла госзаказ на 500 000 рублей, но тут началась пандемия»
Рассказывает Варвара Зенина, основательница бренда одежды VARVARA ZENINA, специалист по традиционной русской культуре
Я занимаюсь традиционной русской культурой: развиваю свой бренд русской одежды в современном стиле, шью костюмы для театра и кино, провожу тематические мероприятия.
В начале 2020 года получила госзаказ на исследовательскую работу и пошив. Как это бывает с госзаказами, на условиях постоплаты.
Моя ошибка в том, что мне хотелось скорее получить деньги, поэтому я быстро сделала этот заказ. Но началась пандемия: госучреждения стали закрываться, а на переводы платежей наложили мораторий. Вся работа осталась у меня на руках: я не могла передать ее и не могла получить деньги за нее.
Так возник кассовый разрыв в 500 000 рублей — для моего микробизнеса это большая сумма. Мне нужно было заплатить деньги людям, с которыми я работала, и оплатить аренду.
Эти деньги я до сих пор не получила. Чтобы выкрутиться из ситуации, попросила отсрочку у всех, кого только могла, и вложила личные сбережения. Мне не хотелось закрывать бизнес даже на время, потому что швейное производство просто восстановить не получится: оборудование продается дешевле, чем покупается, а ткани вообще сложно продать.
Этот кассовый разрыв — единственный случай у меня, но знаю людей, у которых в пандемию было еще хуже.
«Чтобы закрывать кассовые разрывы, я подключила в банке овердрафт»
Рассказывает Елена Гришнева, продюсер, основательница бюро спикеров Hubspeakers
У нас кассовые разрывы возникают постоянно, потому что сам бизнес специфический: мы продаем лекции и выступления спикеров и не можем прогнозировать спрос. Иногда у нас бывает сразу много заказов, иногда ни одного, а расходы при этом никуда не деваются.
Например, год назад я вложила миллион рублей в открытие офиса в Казахстане, но потом началась пандемия, и все мероприятия отменились. В Казахстане еще есть своя особенность: там все общаются лично, и онлайн-конференций у нас было очень мало. В итоге возник кассовый разрыв, который мы до сих пор не закрыли, потому что рынок восстанавливается медленно.
В России ситуация другая: уже летом 2020 года всё стало более-менее работать, многие компании перешли в онлайн, и мы смогли проводить мероприятия через интернет. В итоге кассовый разрыв, который возник в Казахстане, мы перекрыли деньгами, которые заработали в России.
Обычно кассовые разрывы я закрываю двумя способами:
- беру деньги в кредит. У меня в Модульбанке уже три года подключен овердрафт, и когда возникает разрыв, я беру деньги, а потом докладываю обратно;
- ищу новых клиентов. Мы можем дать дополнительную рекламу, обзвонить партнеров и договориться о рассылках и публикациях.
Думаю, совсем без разрывов можно жить, если держать подушку безопасности на зарплаты и операционные расходы минимум на три месяца, а еще нанять финансиста и вести финансовое планирование.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.