Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Права автора и заказчика
Статья обновлена 21 мая 2022 года.
В авторских правах много путаницы и вопросов.
Провожу платный мастер-класс. Я могу включить радио фоном?
Типография напечатала контрафактного Акунина и поручила курьерской службе развозить книги. Кто виноват и что делать?
Рассказываем, какие права есть у автора, какие может забрать заказчик и как обойтись без штрафа.
Какие права у автора
Автор — это человек, который что-то создал с помощью своих творческих усилий. Закон защищает автора любого произведения. Об этом есть подробная статья на Деле.
Коммерческий канал в Телеграме без спроса утащил иллюстрацию к статье Дела о кассах. По закону автор иллюстрации может потребовать с канала пять миллионов рублей
У автора есть личные неимущественные права и имущественные:
Неимущественные права
Право авторства
Право автора на имя
На неприкосновенность произведения
На защиту от искажений
Обнародовать произведение
Имущественные
Право использовать работу и получать за это деньги
В правах надо разобраться, чтобы понять — какие может передать автор, а заказчик получить, а какие нельзя. Иначе в договоре можно написать лишнего, и если будет спор, он не поможет отстоять свое в суде.
Неимущественные права
Неимущественные права — это права на славу и власть. Дизайнер сделал макет, теперь он автор. Вот что он может требовать:
1265 ст. ГК — право автора на имя
Кроме славы автор получает право:
1268 ст ГК — право на обнародование
Сноска 1266 ст. ГК — право на неприкосновенность и защиту от искажений
В законе это называется «правом на неприкосновенность», «обнародование» и «отзыв».
Автор написал сценарий, по нему сняли фильм и назначили дату премьеры. По закону автор может слить сценарий до официальной даты. А может вовсе запретить показывать фильм по его сценарию.
То же самое с фотографом. Фотограф передал фото дизайнеру, тот собрал макет, маркетолог согласовал и запустил в печать. А фотограф за день до печати решил, что не хочет, чтобы его фотографии были в макете. По закону он вправе так сделать.
Как быть заказчику с таким правом автора — это отдельная тема, расскажем о ней в другой раз. Скажем сразу, что можно подстраховаться и включить в договор условие о неустойке. Как минимум, автор должен выплатить убытки компании из-за отзыва.
1257 ст ГК — кто может быть автором
Неимущественные права могут быть только у человека — у одного или нескольких, если они вместе создавали произведение. У компании нет таких прав и она не может их получить.
Имущественные права
Имущественные права — это право на деньги. Зарабатывать на работе автора можно по-разному, способы описывает 1270 статья Гражданского кодекса. Такие права называются исключительными.
Право
Пример
На воспроизведение
Тираж книги
Распространение, импорт и прокат
Продажа книг в магазине или прокат велосипедов
Публичный показ
Премьера спектакля
Сообщение в эфир или по кабелю
Программа по радио или ролик в интернете
Переработка
Перевод книги с русского на английский
Доведение до всеобщего сведения
Всё что угодно: можно опубликовать в блоге, на сайте компании
Список в 1270 статье ГК — открытый. Это значит, что заказчик может делать с произведением, всё, о чем договорится с автором. Главное, чтобы договоренности не противоречили законодательству.
Исключительные права могут быть у человека, компании или индивидуального предпринимателя.
Какие авторские права может получить заказчик
У автора все права появляются сразу, как только он что-то создает. Ничего регистрировать, писать или кому-то говорить не надо — об этом говорит ст. 1259 ГК. Дизайнер нарисовал макет — у него есть все права на этот макет.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Заказчик не может получить все авторские права, даже за большие деньги. Бывает такое: автор не знает законов, подписывает полный отказ в договоре, заказчик доволен.
Подпись автора не делает передачу законной. При конфликте автор может подать в суд на заказчика и суд поддержит автора. Чтобы не попадать в такую историю, лучше разобраться, что можно забирать, а что нет.
Автор не передает неимущественные права, они всегда остаются у него. Часто появляется путанница из-за права автора подписывать произведение своим именем. Так вот, заказчик не может получить это право.
Лена написала детектив за Арью Тонцову. Тонцова выкупает у Лены права на публикацию детектива, платит миллион долларов. Всё честно.
При этом Тонцова не может подписать детектив собой. Если Лена разрешит, Тонцова может опубликовать детектив под «анонимом» или псевдонимом, но поставить свою фамилию нельзя. У Лены навсегда останется право быть автором этого детектива.
Исключительные права можно передать. Есть два варианта:
Автор передает права полностью, на юридическом языке это называется «отчуждением прав». Тогда заказчик делает с произведением что угодно: хоть в рекламе использует, хоть с балкона бросает.
Дает часть прав на время. Для этого есть лицензионный договор. Условия могут быть любыми: дизайнер разрешает использовать макет только для детских садов, значит, заказчик может использовать макет только там. Или использовать как угодно и где угодно, но ровно год.
Чтобы пользоваться работой автора, заказчик получает исключительные права на эту работу. Как и какие — неважно: можно частичные права и по лицензионному договору, можно все и тогда подписать договор отчуждения прав.
Когда можно не получать исключительные права
На всё, что использует заказчик, надо получить права. Сначала спрашиваете разрешение автора и получаете права, потом используете. Только так.
Некоторые уверены, что раз автор опубликовал что-то в интернете, этим можно пользоваться. Если в айтюнсе выходит фильм Спилберга, сомнений нет: фильм нельзя пиратить, а потом показывать у себя в ресторане. С менее известными авторами появляются вопросы.
Правило одинаковое для всех: ничего нельзя брать без разрешения автора. Если фотограф опубликовал фото в блоге, факт публикации не разрешает ее, например, публиковать в журнале. При этом автор не обязан писать: «Фотографию нельзя использовать без разрешения». Об этом говорит 1229 статья Гражданского кодекса:
Знак «копирайта» тоже ставить необязательно. Это право автора, а не его обязанность, в этом помогает 1271 статья ГК:
Десять ссылок на блог автора, хвалебные слова в его честь — ничего из этого не считается разрешением автора. Фраза перед перепечаткой: «Лучшая фотография банки огурцов» не отменяет нарушение авторских прав, а попросту — воровство.
Есть несколько случаев, когда можно использовать чужую работу и не получать на нее права, например, процитировать или взять для основы пародии. Что это такое и кому подходит, рассказываем в статье на Деле. В остальных случаях права надо получать, исключений нет.
Если кратко, то для бесплатного цитирования нужно соблюсти четыре условия:
Еще один пример: Компания на своем сайте об архитектуре опубликовала несколько обзорных статей. В этих статьях компания указывает авторов архитектурных памятников и цитирует фотографии блогера для демонстрации этих зданий. Учитывая, что компания соблюдает все названные выше условия, нарушения авторских прав нет. При этом, если на той же странице есть реклама услуг или продукции компании, или продвигается ее бренд, то такое использование считается коммерческим и недопустимо без согласия автора.
А вот если у вас своя школа ногтевого сервиса и вы на одном из мастер-классов решили включить на фоне радио, то это формально считается нарушением. Правда, при этом очень сложно представить, что кто-то обратит на это внимание и пожалуется, а в судах появится практика по таким делам.
Чем рискует заказчик
Если компания не получила исключительные права и использует работу, она рискует заплатить компенсацию и лишиться проекта. Это если коротко.
Например:
В магазине техники для демонстрации качества оборудования воспроизводятся фрагменты фильмов или песен. Получается, что их слышать может любой, кто приходит в магазин,т. е. на юридическом языке магазин осуществляет публичное исполнение этих произведений без согласия правообладателей, а это — нарушение авторских прав.
Автор вправе потребовать возместить ущерб из-за нарушения авторских прав или компенсацию. Она может быть такой:
1301 статья ГК —компенсация за нарушение авторских прав
Размер компенсации называет автор и доказывает в суде. Компания может потерять и миллиард, это вопрос силы доказательств и мнения судьи.
Пока в судах между авторами-физлицами и компаниями, компании платят немного. Чаще платят десять тысяч рублей, но бывают исключения. Блогер Илья Варламов отсудил у Нюьс-медиа 200 000 рублей за фотографию. Об этом он пишет в своем блоге.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июля 2014 г. N 09АП-20 858/2014-ГК
А вот пример спора между двумя компаниями. В масштабах юрлиц денежные суммы заметно отличаются. Один новостной сайт незаконно использовал фрагменты из 19 футбольных матчей с другого сайта. Последний сразу же обратился в суд, желая получить по 5 млн за каждый случай плагиата (итого — 95 млн). Суд удовлетворил требование лишь частично, взыскав с нарушителя по 1 млн за каждое видео,т. е. должник заплатил 19 млн.
146 статья Уголовного кодекса
При крупных нарушениях можно получить штраф, обязательные или исправительные работы и даже сесть в тюрьму.
Правила Вконтакте об авторских правах
За авторскими правами следят не только авторы, им еще помогают сервисы. Например, Вконтакте. Если автор пожалуется, ВК вправе удалить пост с нарушением авторских прав.
Представьте, магазин одежды готовится запускать рекламу ВК.
Специально для рекламы магазин заказал съемку новых платьев. Для этого оплатил работу СММщика, фотографа, стилиста, моделей, а еще копирайтера, чтобы написал текст к фотографиям, и таргетологов, которые настроили рекламу.
СММщик подготовил посты к публикации, реклама пошла. И всё зря. Оказывается, для постов СММщик залил музыкальную композицию, которую откуда-то скачал. Автор композиции заметил свою работу и пожаловался администрации сайта. А те удалили посты с этой музыкой.
Возможно, автор не знает, что он не передал исключительные права или знает, но не хочет возиться с документами и обещает не устраивать проблем. Зато проблемы может устроить конкурент.
Читайте также:
Запатентовать название и логотип
Самое простое, что может сделать конкурент — скопировать чужую работу, например, логотип, макет, песню, всё что угодно. Если у компании по документам нет прав на эту работу, она не сможет обвинить конкурента в воровстве и запретить ее использовать.
Чтобы не терять деньги, заказы и обойтись без разбирательств с полицией, надо получить от автора исключительные права.
Есть ли риски для других исполнителей?
Нет. Представим ситуацию. У вас своя курьерская служба и вы по договору с типографией доставляете книги покупателям до дома. А через несколько месяцев выясняется, что книги были контрафактные и нарушали права автора. В таком случае автор обращается в суд с иском к типографии, но никак не к курьеру. Получается, что сделка по продаже книги совершается между типографией и покупателем, а главная задача курьерской службы — доставить книги в целости и сохранности. Подробнее об этом можно прочитать в судебной практике.
Как получить права
Исключительные права сами по себе не переходят от автора к заказчику. Мало заплатить дизайнеру за макет. Чтобы использовать макет в рекламе, надо получить официальное разрешение дизайнера.
Самый надежный способ получить разрешение — подписать договор. Вот что может понадобиться:
Права на готовую работу
Договор отчуждения исключительных прав, если берете все права
Лицензионный договор, если на время и автор передает вам лишь часть прав
На будущую
Договор авторского заказа — самый удобный вариант для автора, он может менять сроки и в случае чего платит только за реальный ущерб, никаких неустоеки т. д. ;
Договор подряда и договор оказания услуг — чащего всего используются и самые выгодные для заказчика;
Лицензионный договор с условием, что он вступит в силу с момента создания произведения — самый непопулярный вариант.
Как оформить договор, подстраховаться от автора-обманщика и чем заменить договоры, если работа нужна срочно, а времени нет — расскажем в следующих статьях.
Короче
Что надо помнить
У автора все права на произведение появляются сразу, как только он его создает
Автор может передать только исключительные права,т. е. имущественные
Неимущественные права (авторства, на имяи т. д. ) забрать у автора нельзя
Ничего нельзя брать, пока автор не разрешит: гифки, статьи, фотографии, музыку. При этом не важно, есть ли у автора пометка о копирайте или запрет на использование
Как заказчику получить права
Если нужны все права на работу, подойдут договоры отчуждения прав, договор подряда или авторского заказа
Если на время или на часть прав — лицензионный договор
Ссылка на автора не дает право использовать его работу
5 МЛН ₽
— возможная компенсация за нарушение исключительных прав
Сейчас читают:
Коммерческая тайна работодателя
Налоги для барбершопа, автомойки, бара и аренды
Договор передачи прав
Коммерческая тайна работодателя
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.