На сайт банка

Модель ресторанного бизнеса по франшизе популярна, ею пользуются даже начинающие предприниматели. Расскажем в статье, что нужно знать, чтобы открыть по франшизе пиццерию.

В чем особенности франшизы

Франшиза — это бизнес-модель, при которой владелец бренда передает права на секреты производства и работу от имени компании другому предпринимателю. Владельца бренда в таком случае называют «франчайзер», а предпринимателя — «франчайзи».

Когда запускаешь ресторан сам, приходится разбираться в процессах c нуля: выбирать помещение, делать ремонт, закупать оборудование, договариваться с поставщиками, придумывать название и стиль бренда, а потом еще как-то привлекать клиентов. Возможно, пиццерия выстрелит, но может и прогореть.

Франшиза снижает риски провала. Франчайзи получит доступ к бренду, который уже раскручен и имеет аудиторию, конкретные требования к помещению, оборудованию и ремонту, технологии обучения персонала, проверенные контакты для закупок. С таким пакетом стартовать проще, а шансы на успех будут выше.

Но здесь сразу нужно учитывать и минусы франшизы. Главный из них в том, что это не совсем свой бизнес. Права на бренд принадлежат франчайзеру, а не франчайзи. И именно франчайзер может диктовать свои условия работы. Случается, что франчайзер этим правом может злоупотреблять.

Как работает франшиза

Стороны заключают договор, по которому франчайзер предоставляет пакет услуг, по-другому его называют ноу-хау, а франчайзи платит за это деньги. Состав ноу-хау и гонорар разнятся от случая к случаю.

Что может входить в ноу-хау:

  • брендбук с названием бренда, элементами корпоративного стиля и правилами их использования;
  • меню, рецепты, технологические карты блюд;
  • гайды и инструкции по бизнес-процессам, например по поиску помещения или подбору персонала;
  • требования к оборудованию и закупкам, контакты поставщиков;
  • внутренние наработки компании, например скрипты продаж или технологии производства;
  • доступ к корпоративным системам и базам знаний, например к системе учета продаж или клиентской базе;
  • поддержка на всех этапах запуска бизнеса, например мастер-классы для персонала по особенностям работы.

Франчайзер рискует репутацией, заключая договор с начинающим предпринимателем, поэтому часто в договоре франшизы предусмотрены системы контроля работы — например, установка камер, достижение определенных KPI, цикл проверок.

Сколько стоит франшиза

Стоимость франшизы складывается из двух базовых частей — паушального взноса и роялти. Иногда к ним добавляются дополнительные платежи.

Паушальный взнос — это фиксированная сумма, которую франчайзи платит один раз при покупке. В 2024 году взнос составит от 200 тыс. руб.

Роялти — это регулярный платеж в процессе работы. Сумма может зависеть от доходов или быть фиксированной, взиматься ежемесячно или ежеквартально. В 2024 году размер роялти составит от 3%.

Дополнительные платежи зависят от пакета предоставляемых услуг. Это может быть обучение персонала, маркетинговый сбор за продвижение точки, комиссия за использование сервисов и др.

Кроме стоимости франшизы, предприниматель покрывает все расходы на открытие точки: аренду помещения, ремонт, закупки, зарплаты. В зависимости от формата пиццерии расходы начинаются от 2−3 млн руб.

Пример

Слава хочет купить франшизу и рассчитывает бюджет. Посмотрев предложения на рынке, он выбрал два варианта запуска — кафе или дарк китчен (dark kitchen, кухни, которые готовят только на доставку, гости не могут прийти и сделать заказ).

Расходы на запуск доставки с дарк китчен:

  • паушальный взнос — 200 тыс. руб.;
  • аренда помещения на 3 месяца — от 300 тыс. руб.;
  • ремонт помещения — от 500 тыс. руб.;
  • оборудование и посуда для приготовления — от 700 тыс. руб.;
  • закупка ингредиентов и упаковки — от 300 тыс. руб.;
  • зарплаты персоналу на 3 месяца — от 300 тыс. руб.

Итого: от 2,3 млн руб.

Расходы на запуск кафе:

  • паушальный взнос — 250 тыс. руб.;
  • аренда помещения — от 200 тыс. руб.;
  • ремонт и брендирование — от 500 тыс. руб.;
  • мебель, оборудование, обстановка — от 1 млн руб.;
  • закупка ингредиентов — от 500 тыс. руб.;
  • закупка посуды для приготовления и подачи, упаковка — от 200 тыс. руб.;
  • зарплаты персоналу — от 500 тыс. руб.;
  • реклама — от 200 тыс. руб.;
  • подключение к сервисам доставки — от 100 тыс. руб.;
  • дополнительные платежи, например лицензия на музыку — от 200 тыс. руб.

Итого: от 3,65 млн руб.

Как выбрать франшизу

Сейчас на рынке десятки франшиз пиццерий. Разберем пошагово, на что обращать внимание перед покупкой.

Как работает финансовая модель

Первый вопрос, который нужно выяснить, — как финансовая модель выглядит целиком.

Цифры, которые указывает франчайзер на своем сайте и в коммерческом предложении, средние и условные. На практике всегда важен контекст — в каком городе открывается точка, в каком помещении, какое бизнес выберет юридическое оформление, и так далее. Только зная все статьи расходов, можно вывести реальную стоимость франшизы.

«Большинство франчайзеров не указывают в коммерческом предложении расходы франчайзи на налоги. То есть дают финансовые показатели без учета их уплаты. Но если оформлять сотрудников по Трудовому кодексу, придется платить от 30% от их зарплаты в бюджет — так что картина затрат сильно меняется».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

Как будете работать с франчайзером

У разных компаний свои правила: кто-то может прислать по почте ноу-хау, два раза созвониться и пропасть, кто-то — обязать установить камеры и контролировать каждый шаг.

Если франчайзер заявляет о «полной поддержке на каждом этапе», стоит это проверить: связаться с действующими франчайзи и расспросить об их опыте, получить мнение и отзывы. Важно представить, как будет происходить дальнейшее сотрудничество, и оценить, насколько та или иная модель вам подходит.

«Известные франшизы строго следят за соблюдением своих требований. Например, в “Додо” есть обязательное требование на 100% соблюдать не только дизайн-проект, но и правила технической документации и регламентов. Будут проверять вплоть до того, где и какого сечения проложен кабель внутри стен к конкретным розеткам».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

Каков прогноз окупаемости франшизы

Франчайзеры часто указывают срок окупаемости инвестиций — вкладываешь 3,5 млн руб. и вернешь их через 18 месяцев работы точки.

Но чтобы проверить прогноз, нужно узнать, на чем он основан. Сколько денег вкладывали точки на практике, как отличались сумма вложений и срок окупаемости в разных регионах или районах города, в каком году, за счет чего увеличилось количество клиентов.

Лучший способ узнать — увидеть финансовую отчетность. Например, попросить доступ к отчетам о прибыли и убытках. На сайте «Прозрачный бизнес» можно проверить доходы и уплаченные налоги.

«Окупаемость часто зависит от выручки и известности бренда. Даже с «Додо Пиццей» в лучшем случае с первого месяца получится заработать 1 млн руб., если хорошо поработать с локальным маркетингом — 2 млн руб. Если открываться с малоизвестным брендом, окупаемость еще затянется. Фактически франчайзи придется с нуля раскручивать в своем городе чужое имя».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

На чем зарабатывает франчайзер

Кроме паушального взноса и роялти, франчайзер может зарабатывать на поставках продукции или оборудования, рекламном продвижении.

Важно понять условия предоставления услуг. Например, в договоре франчайзер может принудить франчайзи закупать товары только у него, а не у других поставщиков. В таком случае нет гарантии, что цены на товары не будут расти.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Хватит ли бюджета на убытки

Если франчайзи открывает первую в жизни пиццерию, он столкнется с убытками. Он новичок, а значит, будут операционные ошибки, перерасход на закупки. Ошибки стоят бизнесу денег.

Лучше учитывать это на старте и сразу закладывать в бюджет операционный минус. Тогда получится думать о том, как наладить процессы, а не о том, как срочно искать деньги.

«Первые полгода-год в плюс, скорее всего, выйти не получится. А платить зарплаты, аренду, покупать ингредиенты нужно. Если открыть пиццерию стоит 2 млн руб., базовые месячные расходы точки обходятся в 500 тыс. руб., то на руках должно быть минимум 5 млн руб., чтобы развиваться».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

Как сейчас выглядит рынок франшиз пиццерий

Условия у разных владельцев франшиз отличаются и по сумме вложений, и по сумме потенциального заработка. Для примера расскажем об условиях пяти популярных франшиз пиццерий из рейтинга KP.ru.

«Додо Пицца»

Международная сеть пиццерий. Первая пиццерия открылась в 2011 году в Сыктывкаре, сейчас в сети более 1000 ресторанов в России и за рубежом.

Паушальный взнос

500 тыс. руб. + НДС

Роялти

3,5−5% от выручки + НДС

Расходы на открытие

от 20 млн руб.

Окупаемость

3 года

Условия франшизы

— популярный бренд в России и СНГ;

— пять форматов ресторанов;

— четкие требования и описанные процессы;

— доступ к CRM с финансовой отчетностью других франчайзи;

— прозрачная система оценки качества;

— дизайн-проект, требования к оснащению помещения и ремонту;

— рекламные кампании;

— обучение франчайзи

«Папа Джонс»

Международная сеть пиццерий из США, на рынке больше 10 лет. В России и других странах СНГ работает почти 200 ресторанов.

Паушальный взнос

800 тыс. руб. + НДС

Роялти

4%, через год — 7%

Расходы на открытие

от 8 млн руб.

Окупаемость

от 2 лет

Условия франшизы

— три формата ресторана;

— консультация при подборе помещения;

— дизайн-проект ресторана;

— разработка маркетинговой стратегии;

— обучение в тренинг-центре в Москве

EPIC Pizza

Российская сеть ресторанов быстрого питания, присутствует в 15 городах. Фишка сети — метровая пицца.

Паушальный взнос

690 тыс. руб. + НДС

Роялти

3%

Расходы на открытие

от 1,8 млн руб.

Окупаемость

1 год

Условия франшизы

— команда для быстрого запуска от 1 недели;

— подбор помещения;

— обучение персонала;

— настройка и калибровка всего оборудования;

— доступ к сайту и мобильному приложению EPIC Pizza;

— поставка фирменной упаковки;

— рекламные акции с блогерами

FarFor

Сеть доставки и ресторанов быстрого питания, которая предлагает не только пиццу, но еще суши, роллы и другую еду. В сети более 180 точек.

Паушальный взнос

200 тыс. руб. + НДС

Роялти

4,5% + 1% от выручки в месяц (федеральный маркетинг)

Расходы на открытие

от 4 млн руб.

Окупаемость

1 год

Условия франшизы

— четыре формата работы;

— широкая продуктовая линейка;

— CRM-система;

— команда запуска;

— обучение;

— закупочный клуб

«Пират пицца»

Компания на рынке больше 15 лет, под брендом работает 26 ресторанов.

Паушальный взнос

200 тыс. руб. + НДС

Роялти

4% от выручки + НДС + оплата звонков call-centre и ПО iiko

Расходы на открытие

от 5,5 млн руб.

Окупаемость

от 6 месяцев до 2 лет

Условия франшизы

— семейные рестораны разного формата;

— 150 блюд в меню (не только пицца);

— аренда оборудования;

— маркетинговые акции;

— возможность ребрендинга действующего предприятия

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Как подготовиться к проверке Роструда
Как подготовиться к проверке Роструда
Рассказываем, что и как может проверить Федеральная служба по труду и занятости
13 июня
13 мин
Рынок Как платить за дополнительную работу и как нельзя увольнять сотрудников
Как платить за дополнительную работу и как нельзя увольнять сотрудников
Пять трудовых споров, которые дошли до суда
10 июня
12 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Надо ли сообщать в ФНС о зарубежных счетах
Советы

Надо ли сообщать в ФНС о зарубежных счетах

Какой код ОКВЭД выбрать для IT-компании
Советы

Какой код ОКВЭД выбрать для IT-компании

Как платить за дополнительную работу и как нельзя увольнять сотрудников
Рынок

Как платить за дополнительную работу и как нельзя увольнять сотрудников

Пять трудовых споров, которые дошли до суда
Как блогеру платить налоги в 2024 году
Советы

Как блогеру платить налоги в 2024 году

Что будет, если интернет-магазин опоздал с доставкой
Советы

Что будет, если интернет-магазин опоздал с доставкой

Инструкция для клиентов и магазинов, как не испортить отношения
Как Минфин поменяет налоговую систему с 2025 года
Рынок

Как Минфин поменяет налоговую систему с 2025 года

Разбираемся, какие поправки вносят в Налоговый кодекс и что это значит
Надо ли сообщать в ФНС о зарубежных счетах
Советы

Надо ли сообщать в ФНС о зарубежных счетах

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.