Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как открыть пиццерию по франшизе
Модель ресторанного бизнеса по франшизе популярна, ею пользуются даже начинающие предприниматели. Расскажем в статье, что нужно знать, чтобы открыть по франшизе пиццерию.
В чем особенности франшизы
Читайте также:
Что такое франшиза
Франшиза — это бизнес-модель, при которой владелец бренда передает права на секреты производства и работу от имени компании другому предпринимателю. Владельца бренда в таком случае называют «франчайзер», а предпринимателя — «франчайзи».
Когда запускаешь ресторан сам, приходится разбираться в процессах c нуля: выбирать помещение, делать ремонт, закупать оборудование, договариваться с поставщиками, придумывать название и стиль бренда, а потом еще как-то привлекать клиентов. Возможно, пиццерия выстрелит, но может и прогореть.
Франшиза снижает риски провала. Франчайзи получит доступ к бренду, который уже раскручен и имеет аудиторию, конкретные требования к помещению, оборудованию и ремонту, технологии обучения персонала, проверенные контакты для закупок. С таким пакетом стартовать проще, а шансы на успех будут выше.
Но здесь сразу нужно учитывать и минусы франшизы. Главный из них в том, что это не совсем свой бизнес. Права на бренд принадлежат франчайзеру, а не франчайзи. И именно франчайзер может диктовать свои условия работы. Случается, что франчайзер этим правом может злоупотреблять.
Как работает франшиза
Что важно учесть в договоре франшизы
Стороны заключают договор, по которому франчайзер предоставляет пакет услуг, по-другому его называют ноу-хау, а франчайзи платит за это деньги. Состав ноу-хау и гонорар разнятся от случая к случаю.
Что может входить в ноу-хау:
Франчайзер рискует репутацией, заключая договор с начинающим предпринимателем, поэтому часто в договоре франшизы предусмотрены системы контроля работы — например, установка камер, достижение определенных KPI, цикл проверок.
Читайте также:
Как открыть барбершоп по франшизе
Сколько стоит франшиза
Стоимость франшизы складывается из двух базовых частей — паушального взноса и роялти. Иногда к ним добавляются дополнительные платежи.
Паушальный взнос — это фиксированная сумма, которую франчайзи платит один раз при покупке. В 2024 году взнос составит от 200 тыс. руб.
Роялти — это регулярный платеж в процессе работы. Сумма может зависеть от доходов или быть фиксированной, взиматься ежемесячно или ежеквартально. В 2024 году размер роялти составит от 3%.
Дополнительные платежи зависят от пакета предоставляемых услуг. Это может быть обучение персонала, маркетинговый сбор за продвижение точки, комиссия за использование сервисов и др.
Кроме стоимости франшизы, предприниматель покрывает все расходы на открытие точки: аренду помещения, ремонт, закупки, зарплаты. В зависимости от формата пиццерии расходы начинаются от 2−3 млн руб.
Пример
Слава хочет купить франшизу и рассчитывает бюджет. Посмотрев предложения на рынке, он выбрал два варианта запуска — кафе или дарк китчен (dark kitchen, кухни, которые готовят только на доставку, гости не могут прийти и сделать заказ).
Расходы на запуск доставки с дарк китчен:
Итого: от 2,3 млн руб.
Расходы на запуск кафе:
Итого: от 3,65 млн руб.
Как выбрать франшизу
Сейчас на рынке десятки франшиз пиццерий. Разберем пошагово, на что обращать внимание перед покупкой.
Как работает финансовая модель
Первый вопрос, который нужно выяснить, — как финансовая модель выглядит целиком.
Цифры, которые указывает франчайзер на своем сайте и в коммерческом предложении, средние и условные. На практике всегда важен контекст — в каком городе открывается точка, в каком помещении, какое бизнес выберет юридическое оформление, и так далее. Только зная все статьи расходов, можно вывести реальную стоимость франшизы.
«Большинство франчайзеров не указывают в коммерческом предложении расходы франчайзи на налоги. То есть дают финансовые показатели без учета их уплаты. Но если оформлять сотрудников по Трудовому кодексу, придется платить от 30% от их зарплаты в бюджет — так что картина затрат сильно меняется».
Владислав Иващенко,франчайзи «Додо Пиццы»
Как будете работать с франчайзером
У разных компаний свои правила: кто-то может прислать по почте ноу-хау, два раза созвониться и пропасть, кто-то — обязать установить камеры и контролировать каждый шаг.
Если франчайзер заявляет о «полной поддержке на каждом этапе», стоит это проверить: связаться с действующими франчайзи и расспросить об их опыте, получить мнение и отзывы. Важно представить, как будет происходить дальнейшее сотрудничество, и оценить, насколько та или иная модель вам подходит.
«Известные франшизы строго следят за соблюдением своих требований. Например, в “Додо” есть обязательное требование на 100% соблюдать не только дизайн-проект, но и правила технической документации и регламентов. Будут проверять вплоть до того, где и какого сечения проложен кабель внутри стен к конкретным розеткам».
Владислав Иващенко,франчайзи «Додо Пиццы»
Каков прогноз окупаемости франшизы
Франчайзеры часто указывают срок окупаемости инвестиций — вкладываешь 3,5 млн руб. и вернешь их через 18 месяцев работы точки.
Но чтобы проверить прогноз, нужно узнать, на чем он основан. Сколько денег вкладывали точки на практике, как отличались сумма вложений и срок окупаемости в разных регионах или районах города, в каком году, за счет чего увеличилось количество клиентов.
Сервис для проверки партнеров и контрагентов
Лучший способ узнать — увидеть финансовую отчетность. Например, попросить доступ к отчетам о прибыли и убытках. На сайте «Прозрачный бизнес» можно проверить доходы и уплаченные налоги.
«Окупаемость часто зависит от выручки и известности бренда. Даже с «Додо Пиццей» в лучшем случае с первого месяца получится заработать 1 млн руб., если хорошо поработать с локальным маркетингом — 2 млн руб. Если открываться с малоизвестным брендом, окупаемость еще затянется. Фактически франчайзи придется с нуля раскручивать в своем городе чужое имя».
Владислав Иващенко,франчайзи «Додо Пиццы»
На чем зарабатывает франчайзер
Кроме паушального взноса и роялти, франчайзер может зарабатывать на поставках продукции или оборудования, рекламном продвижении.
Важно понять условия предоставления услуг. Например, в договоре франчайзер может принудить франчайзи закупать товары только у него, а не у других поставщиков. В таком случае нет гарантии, что цены на товары не будут расти.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Хватит ли бюджета на убытки
Если франчайзи открывает первую в жизни пиццерию, он столкнется с убытками. Он новичок, а значит, будут операционные ошибки, перерасход на закупки. Ошибки стоят бизнесу денег.
Лучше учитывать это на старте и сразу закладывать в бюджет операционный минус. Тогда получится думать о том, как наладить процессы, а не о том, как срочно искать деньги.
«Первые полгода-год в плюс, скорее всего, выйти не получится. А платить зарплаты, аренду, покупать ингредиенты нужно. Если открыть пиццерию стоит 2 млн руб., базовые месячные расходы точки обходятся в 500 тыс. руб., то на руках должно быть минимум 5 млн руб., чтобы развиваться».
Владислав Иващенко,франчайзи «Додо Пиццы»
Как сейчас выглядит рынок франшиз пиццерий
Условия у разных владельцев франшиз отличаются и по сумме вложений, и по сумме потенциального заработка. Для примера расскажем об условиях пяти популярных франшиз пиццерий из рейтинга KP.ru.
«Додо Пицца»
Международная сеть пиццерий. Первая пиццерия открылась в 2011 году в Сыктывкаре, сейчас в сети более 1000 ресторанов в России и за рубежом.
Паушальный взнос
500 тыс. руб. + НДС
Роялти
3,5−5% от выручки + НДС
Расходы на открытие
от 20 млн руб.
Окупаемость
3 года
Условия франшизы
— популярный бренд в России и СНГ;
— пять форматов ресторанов;
— четкие требования и описанные процессы;
— доступ к CRM с финансовой отчетностью других франчайзи;
— прозрачная система оценки качества;
— дизайн-проект, требования к оснащению помещения и ремонту;
— рекламные кампании;
— обучение франчайзи
Читайте также:
Мы открыли кофейню в закрытом городе
«Папа Джонс»
Международная сеть пиццерий из США, на рынке больше 10 лет. В России и других странах СНГ работает почти 200 ресторанов.
Паушальный взнос
800 тыс. руб. + НДС
Роялти
4%, через год — 7%
Расходы на открытие
от 8 млн руб.
Окупаемость
от 2 лет
Условия франшизы
— три формата ресторана;
— консультация при подборе помещения;
— дизайн-проект ресторана;
— разработка маркетинговой стратегии;
— обучение в тренинг-центре в Москве
EPIC Pizza
Российская сеть ресторанов быстрого питания, присутствует в 15 городах. Фишка сети — метровая пицца.
Паушальный взнос
690 тыс. руб. + НДС
Роялти
3%
Расходы на открытие
от 1,8 млн руб.
Окупаемость
1 год
Условия франшизы
— команда для быстрого запуска от 1 недели;
— подбор помещения;
— обучение персонала;
— настройка и калибровка всего оборудования;
— доступ к сайту и мобильному приложению EPIC Pizza;
— поставка фирменной упаковки;
— рекламные акции с блогерами
FarFor
Сеть доставки и ресторанов быстрого питания, которая предлагает не только пиццу, но еще суши, роллы и другую еду. В сети более 180 точек.
Паушальный взнос
200 тыс. руб. + НДС
Роялти
4,5% + 1% от выручки в месяц (федеральный маркетинг)
Расходы на открытие
от 4 млн руб.
Окупаемость
1 год
Условия франшизы
— четыре формата работы;
— широкая продуктовая линейка;
— CRM-система;
— команда запуска;
— обучение;
— закупочный клуб
«Пират пицца»
Компания на рынке больше 15 лет, под брендом работает 26 ресторанов.
Паушальный взнос
200 тыс. руб. + НДС
Роялти
4% от выручки + НДС + оплата звонков call-centre и ПО iiko
Расходы на открытие
от 5,5 млн руб.
Окупаемость
от 6 месяцев до 2 лет
Условия франшизы
— семейные рестораны разного формата;
— 150 блюд в меню (не только пицца);
— аренда оборудования;
— маркетинговые акции;
— возможность ребрендинга действующего предприятия
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов