На сайт банка

Модель ресторанного бизнеса по франшизе популярна, ею пользуются даже начинающие предприниматели. Расскажем в статье, что нужно знать, чтобы открыть по франшизе пиццерию.

В чем особенности франшизы

Франшиза — это бизнес-модель, при которой владелец бренда передает права на секреты производства и работу от имени компании другому предпринимателю. Владельца бренда в таком случае называют «франчайзер», а предпринимателя — «франчайзи».

Когда запускаешь ресторан сам, приходится разбираться в процессах c нуля: выбирать помещение, делать ремонт, закупать оборудование, договариваться с поставщиками, придумывать название и стиль бренда, а потом еще как-то привлекать клиентов. Возможно, пиццерия выстрелит, но может и прогореть.

Франшиза снижает риски провала. Франчайзи получит доступ к бренду, который уже раскручен и имеет аудиторию, конкретные требования к помещению, оборудованию и ремонту, технологии обучения персонала, проверенные контакты для закупок. С таким пакетом стартовать проще, а шансы на успех будут выше.

Но здесь сразу нужно учитывать и минусы франшизы. Главный из них в том, что это не совсем свой бизнес. Права на бренд принадлежат франчайзеру, а не франчайзи. И именно франчайзер может диктовать свои условия работы. Случается, что франчайзер этим правом может злоупотреблять.

Как работает франшиза

Стороны заключают договор, по которому франчайзер предоставляет пакет услуг, по-другому его называют ноу-хау, а франчайзи платит за это деньги. Состав ноу-хау и гонорар разнятся от случая к случаю.

Что может входить в ноу-хау:

  • брендбук с названием бренда, элементами корпоративного стиля и правилами их использования;
  • меню, рецепты, технологические карты блюд;
  • гайды и инструкции по бизнес-процессам, например по поиску помещения или подбору персонала;
  • требования к оборудованию и закупкам, контакты поставщиков;
  • внутренние наработки компании, например скрипты продаж или технологии производства;
  • доступ к корпоративным системам и базам знаний, например к системе учета продаж или клиентской базе;
  • поддержка на всех этапах запуска бизнеса, например мастер-классы для персонала по особенностям работы.

Франчайзер рискует репутацией, заключая договор с начинающим предпринимателем, поэтому часто в договоре франшизы предусмотрены системы контроля работы — например, установка камер, достижение определенных KPI, цикл проверок.

Сколько стоит франшиза

Стоимость франшизы складывается из двух базовых частей — паушального взноса и роялти. Иногда к ним добавляются дополнительные платежи.

Паушальный взнос — это фиксированная сумма, которую франчайзи платит один раз при покупке. В 2024 году взнос составит от 200 тыс. руб.

Роялти — это регулярный платеж в процессе работы. Сумма может зависеть от доходов или быть фиксированной, взиматься ежемесячно или ежеквартально. В 2024 году размер роялти составит от 3%.

Дополнительные платежи зависят от пакета предоставляемых услуг. Это может быть обучение персонала, маркетинговый сбор за продвижение точки, комиссия за использование сервисов и др.

Кроме стоимости франшизы, предприниматель покрывает все расходы на открытие точки: аренду помещения, ремонт, закупки, зарплаты. В зависимости от формата пиццерии расходы начинаются от 2−3 млн руб.

Пример

Слава хочет купить франшизу и рассчитывает бюджет. Посмотрев предложения на рынке, он выбрал два варианта запуска — кафе или дарк китчен (dark kitchen, кухни, которые готовят только на доставку, гости не могут прийти и сделать заказ).

Расходы на запуск доставки с дарк китчен:

  • паушальный взнос — 200 тыс. руб.;
  • аренда помещения на 3 месяца — от 300 тыс. руб.;
  • ремонт помещения — от 500 тыс. руб.;
  • оборудование и посуда для приготовления — от 700 тыс. руб.;
  • закупка ингредиентов и упаковки — от 300 тыс. руб.;
  • зарплаты персоналу на 3 месяца — от 300 тыс. руб.

Итого: от 2,3 млн руб.

Расходы на запуск кафе:

  • паушальный взнос — 250 тыс. руб.;
  • аренда помещения — от 200 тыс. руб.;
  • ремонт и брендирование — от 500 тыс. руб.;
  • мебель, оборудование, обстановка — от 1 млн руб.;
  • закупка ингредиентов — от 500 тыс. руб.;
  • закупка посуды для приготовления и подачи, упаковка — от 200 тыс. руб.;
  • зарплаты персоналу — от 500 тыс. руб.;
  • реклама — от 200 тыс. руб.;
  • подключение к сервисам доставки — от 100 тыс. руб.;
  • дополнительные платежи, например лицензия на музыку — от 200 тыс. руб.

Итого: от 3,65 млн руб.

Как выбрать франшизу

Сейчас на рынке десятки франшиз пиццерий. Разберем пошагово, на что обращать внимание перед покупкой.

Как работает финансовая модель

Первый вопрос, который нужно выяснить, — как финансовая модель выглядит целиком.

Цифры, которые указывает франчайзер на своем сайте и в коммерческом предложении, средние и условные. На практике всегда важен контекст — в каком городе открывается точка, в каком помещении, какое бизнес выберет юридическое оформление, и так далее. Только зная все статьи расходов, можно вывести реальную стоимость франшизы.

«Большинство франчайзеров не указывают в коммерческом предложении расходы франчайзи на налоги. То есть дают финансовые показатели без учета их уплаты. Но если оформлять сотрудников по Трудовому кодексу, придется платить от 30% от их зарплаты в бюджет — так что картина затрат сильно меняется».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

Как будете работать с франчайзером

У разных компаний свои правила: кто-то может прислать по почте ноу-хау, два раза созвониться и пропасть, кто-то — обязать установить камеры и контролировать каждый шаг.

Если франчайзер заявляет о «полной поддержке на каждом этапе», стоит это проверить: связаться с действующими франчайзи и расспросить об их опыте, получить мнение и отзывы. Важно представить, как будет происходить дальнейшее сотрудничество, и оценить, насколько та или иная модель вам подходит.

«Известные франшизы строго следят за соблюдением своих требований. Например, в “Додо” есть обязательное требование на 100% соблюдать не только дизайн-проект, но и правила технической документации и регламентов. Будут проверять вплоть до того, где и какого сечения проложен кабель внутри стен к конкретным розеткам».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

Каков прогноз окупаемости франшизы

Франчайзеры часто указывают срок окупаемости инвестиций — вкладываешь 3,5 млн руб. и вернешь их через 18 месяцев работы точки.

Но чтобы проверить прогноз, нужно узнать, на чем он основан. Сколько денег вкладывали точки на практике, как отличались сумма вложений и срок окупаемости в разных регионах или районах города, в каком году, за счет чего увеличилось количество клиентов.

Лучший способ узнать — увидеть финансовую отчетность. Например, попросить доступ к отчетам о прибыли и убытках. На сайте «Прозрачный бизнес» можно проверить доходы и уплаченные налоги.

«Окупаемость часто зависит от выручки и известности бренда. Даже с «Додо Пиццей» в лучшем случае с первого месяца получится заработать 1 млн руб., если хорошо поработать с локальным маркетингом — 2 млн руб. Если открываться с малоизвестным брендом, окупаемость еще затянется. Фактически франчайзи придется с нуля раскручивать в своем городе чужое имя».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

На чем зарабатывает франчайзер

Кроме паушального взноса и роялти, франчайзер может зарабатывать на поставках продукции или оборудования, рекламном продвижении.

Важно понять условия предоставления услуг. Например, в договоре франчайзер может принудить франчайзи закупать товары только у него, а не у других поставщиков. В таком случае нет гарантии, что цены на товары не будут расти.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Хватит ли бюджета на убытки

Если франчайзи открывает первую в жизни пиццерию, он столкнется с убытками. Он новичок, а значит, будут операционные ошибки, перерасход на закупки. Ошибки стоят бизнесу денег.

Лучше учитывать это на старте и сразу закладывать в бюджет операционный минус. Тогда получится думать о том, как наладить процессы, а не о том, как срочно искать деньги.

«Первые полгода-год в плюс, скорее всего, выйти не получится. А платить зарплаты, аренду, покупать ингредиенты нужно. Если открыть пиццерию стоит 2 млн руб., базовые месячные расходы точки обходятся в 500 тыс. руб., то на руках должно быть минимум 5 млн руб., чтобы развиваться».

Владислав Иващенко,
франчайзи «Додо Пиццы»

Как сейчас выглядит рынок франшиз пиццерий

Условия у разных владельцев франшиз отличаются и по сумме вложений, и по сумме потенциального заработка. Для примера расскажем об условиях пяти популярных франшиз пиццерий из рейтинга KP.ru.

«Додо Пицца»

Международная сеть пиццерий. Первая пиццерия открылась в 2011 году в Сыктывкаре, сейчас в сети более 1000 ресторанов в России и за рубежом.

Паушальный взнос

500 тыс. руб. + НДС

Роялти

3,5−5% от выручки + НДС

Расходы на открытие

от 20 млн руб.

Окупаемость

3 года

Условия франшизы

— популярный бренд в России и СНГ;

— пять форматов ресторанов;

— четкие требования и описанные процессы;

— доступ к CRM с финансовой отчетностью других франчайзи;

— прозрачная система оценки качества;

— дизайн-проект, требования к оснащению помещения и ремонту;

— рекламные кампании;

— обучение франчайзи

«Папа Джонс»

Международная сеть пиццерий из США, на рынке больше 10 лет. В России и других странах СНГ работает почти 200 ресторанов.

Паушальный взнос

800 тыс. руб. + НДС

Роялти

4%, через год — 7%

Расходы на открытие

от 8 млн руб.

Окупаемость

от 2 лет

Условия франшизы

— три формата ресторана;

— консультация при подборе помещения;

— дизайн-проект ресторана;

— разработка маркетинговой стратегии;

— обучение в тренинг-центре в Москве

EPIC Pizza

Российская сеть ресторанов быстрого питания, присутствует в 15 городах. Фишка сети — метровая пицца.

Паушальный взнос

690 тыс. руб. + НДС

Роялти

3%

Расходы на открытие

от 1,8 млн руб.

Окупаемость

1 год

Условия франшизы

— команда для быстрого запуска от 1 недели;

— подбор помещения;

— обучение персонала;

— настройка и калибровка всего оборудования;

— доступ к сайту и мобильному приложению EPIC Pizza;

— поставка фирменной упаковки;

— рекламные акции с блогерами

FarFor

Сеть доставки и ресторанов быстрого питания, которая предлагает не только пиццу, но еще суши, роллы и другую еду. В сети более 180 точек.

Паушальный взнос

200 тыс. руб. + НДС

Роялти

4,5% + 1% от выручки в месяц (федеральный маркетинг)

Расходы на открытие

от 4 млн руб.

Окупаемость

1 год

Условия франшизы

— четыре формата работы;

— широкая продуктовая линейка;

— CRM-система;

— команда запуска;

— обучение;

— закупочный клуб

«Пират пицца»

Компания на рынке больше 15 лет, под брендом работает 26 ресторанов.

Паушальный взнос

200 тыс. руб. + НДС

Роялти

4% от выручки + НДС + оплата звонков call-centre и ПО iiko

Расходы на открытие

от 5,5 млн руб.

Окупаемость

от 6 месяцев до 2 лет

Условия франшизы

— семейные рестораны разного формата;

— 150 блюд в меню (не только пицца);

— аренда оборудования;

— маркетинговые акции;

— возможность ребрендинга действующего предприятия

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Готовый бизнес-план для пекарни
Готовый бизнес-план для пекарни
22 июля
8 мин
Рынок Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
19 июля
22 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
В закладки

Удаляем негативные отзывы

«Хамоватые продавцы», «Вечно опаздывают», «Мошенники», — негативные отзывы могут появиться о любой компании. Хорошая новость: от них можно избавиться
25 мая 2018
25727
16

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.