i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Что выгоднее: снять помещение или купить

Спойлер: если вы только начинаете, о покупке лучше не думать
30 августа
957
1
4

Эксперт по недвижимости рассказала, как быть начинающему бизнесу, кто обычно покупает, а кто снимает помещения и почему не нужно бояться аренды.

Эксперт — Светлана Орленко, управляющий партнер компании «Реком Недвижимость». Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Для начинающей компании — аренда, крупной — собственность

Если вы только начинаете свое дело, неважно, проводите ли маркетинговые исследования или печете пирожки в цеху, покупать помещение не стоит. Чтобы компания развивалась, нужны свободные деньги, которые можно пустить в оборот. Нет никакого смысла вкладывать в помещение, когда эти деньги можно направить в бизнес и в итоге больше заработать. К тому же неизвестно, закроется ли компания через три месяца или проработает тридцать лет. В такой ситуации лишние траты могут подкосить начинающий бизнес.

В начале 2019 года в Москве коммерческие помещения сдавали и продавали по ценам:

аренда на год — 16 000 рублей за кв. метр, это 1350 рублей в месяц;

покупка — 175 000 рублей за кв. метр.

Это средняя ставка для офисных, торговых и производственно-складских помещений.

Теперь на примере. Офис в бизнес-центре 60—70 кв. метров обойдется:

аренда — 100 000 рублей в месяц;

покупка — 15 000 000 рублей.

В этом случае помещение отбивается за 12 лет. Лучше эти деньги вкладывать в бизнес, а не в недвижимость.

Коммерческую недвижимость чаще покупают крупные производства и холдинги — берут здания в несколько тысяч квадратных метров и переоборудуют под себя. Такие компании могут сами строить здания, чтобы учесть специфику бизнеса и свои потребности.

Еще часто выкупают помещения на стадии строительства: например, когда застраивается жилой или бизнес-комплекс, половину коммерческих помещений раскупают на стадии котлована. Малый бизнес позволить себе такого не может: например, в жилом комплексе на окраине Москвы небольшое помещение в 50 кв. метров обойдется где-то в 8 000 000 рублей. В регионах цены ниже, но всё равно высокие.

Аренда зависит от деятельности компании

Обычно при аренде предприниматели боятся, что договор неожиданно расторгнут, они окажутся на улице и потеряют клиентов. Но это не так. Для наглядности разберем несколько ситуаций.

Например, магазину важно работать на одном месте как можно дольше, чтобы сохранить постоянных клиентов и репутацию. На новом месте, особенно в крупных городах, часто приходится начинать с нуля: старые клиенты найдут новый магазин поближе к дому или работе.

Кажется, что нужно искать деньги и покупать помещение. Но это лишние траты, к тому же неизвестно, пойдет ли бизнес на этом месте. В таких ситуациях рекомендую заключать долгосрочный договор на пять—семь лет с регистрацией в Росреестре. Если соблюдать условия договора, риска остаться на улице почти не будет.

Теперь другая история. Айти-компания арендует небольшой офис в Бирюлёве — у них мало денег, но крутая команда специалистов. В этом случае нет никакой разницы, где находится офис и как часто компания будет переезжать. Наоборот, собственность лишает мобильности, а аренда позволяет не привязываться к месту. Сегодня маленькая айти-компания работает в Бирюлёве, а завтра — в офисе с панорамными окнами в Москва-Сити.

Сначала звоните юристу

Бывает, что при аренде офиса устраивает оплата, но расходы на коммунальные платежи очень высокие — больше, чем в других бизнес-центрах и офисных зданиях.

Похожая история может произойти и при покупке помещения. Например, цена отдельного здания устраивает, но выясняется, что инженерные коммуникации отключены, а подключить их снова стоит дорого.

Важно всегда оценивать прямые расходы и сопутствующие вложения и платежи.

По опыту, прежде чем покупать или арендовать помещение, зовите юриста, который разбирается в недвижимости. Очевидный совет, но его часто игнорируют. Все дополнительные расходы и возможные проблемы обычно скрыты в договоре и документах на помещения. Юрист найдет их, а вы будете точно знать, сколько платите за свои стены.

Сэкономить пять миллионов рублей

Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?

За всё в этой жизни приходится платить: за сырную шаурму на вокзале, ошибки прошлого и музыку в баре. Но только с музыкой придется платить каждый месяц и заключить договор с автором или посредником.
2 ноября 2018
9248
23
17
Новое

Десять ошибок в наружной рекламе

Директор придумал необычную рекламу и отдал дизайнеру, а тот не стал проверять требования закона. Оператор наружной рекламы решил, что заказчик сам всё проверил, и разместил так. В итоге в городе висит реклама с нарушением закона, а директор узнает об этом из нашей статьи. Та-дам
5 сентября
820
11
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.