Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как оформить сотрудника в ИП за шесть шагов
Оформить сотрудника в штат — это миллион бумаг и еще миллион условностей. Но для микропредприятий процедура найма упрощена. Рассмотрим оформление сотрудника в микробизнесе на примере индивидуального предпринимателя.
Сергей — переводчик со статусом ИП. Работы становится все больше, поэтому Сергей просит помочь жену Анну. Он хочет оформить ее к себе в штат, чтобы шел стаж.
Для ИП, которые считаются микропредприятиями, действует упрощенная система оформления сотрудников. В рамках этой системы тоже придется оформлять много бумаг, но не так много, как обычно. Рассказываем, как и что нужно делать.
Упрощенная система оформления
Трудовой кодекс: оформление сотрудника в микропредприятие — на сайте «КонсультантПлюс»
Чтобы оформить сотрудника в штат по общим правилам, нужно составить правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение об оплате труда и премиях. Но для некоторых ИП и юридических лиц действует упрощенная система.
По упрощенной схеме могут работать ИП и ООО, которые считаются микропредприятиями. У них:
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — на сайте Федеральной налоговой службы
На сайте налоговой можно проверить, подходит ли ИП под критерии микропредприятия. Для этого нужно ввести в строку поиска ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название предприятия или ФИО предпринимателя:
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Если ИП оказался в списке микропредприятий, он может оформлять сотрудников по упрощенной процедуре за шесть шагов:
Рассказываем о каждом шаге подробно.
Шаг 1. Составить штатное расписание
Штатное расписание — на сайте «КонсультантПлюс»
Бланк штатного расписания по форме Т-3
Заполненный образец штатного расписания
Штатное расписание — это внутренний документ о том, как все устроено в компании: какова структура, сколько работников и какие выплаты положены сотруднику. Это обязательный документ, чтобы оформить сотрудника в штат.
Вот что нужно заполнить в штатном расписании:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
У Сергея из нашего примера жена — первый сотрудник. Ее оклад — 50 тыс. руб. Штатное расписание будет вот таким:
Сергею не нужно показывать себя в штатном расписании. По закону он не считается работником своего ИП.
Сергей заполняет штатное расписание и издает приказ о его утверждении.
После этого можно заключать трудовой договор с сотрудником.
Шаг 2. Составить трудовой договор
ТК РФ: содержание трудового договора — на сайте «КонсультантПлюс»
Бланк трудового договора — на сайте «Гарант»
Чтобы принять Анну на работу, Сергей заключает с ней трудовой договор по форме для микропредприятий. Он включает в себя локальные нормативные акты, которые при заключении типового договора оформляются отдельно.
В договоре прописывают условия работы: график, зарплату, должность, место работы, условия труда.
В трудовом договоре есть существенные и дополнительные условия. Без существенных условий предприниматель при проверке может получить штраф до 10 тыс. руб. за каждого неправильно оформленного сотрудника. Дополнительные добавляют по желанию: они нужны, чтобы уточнить отношения между сотрудниками и работодателем.
Существенные условия:
ТК РФ: содержание трудового договора — на сайте «КонсультантПлюс»
Если забыть внести какие-то из обязательных условий, договор все равно будет иметь юридическую силу. Но чтобы избежать штрафа, недостающие данные нужно включить в дополнительное соглашение к договору.
Дополнительно в договоре можно прописать все, что касается условий работы:
Сергей заполняет трудовой договор:
ТК РФ: форма трудового договора — на сайте «КонсультантПлюс»
Кодекс РФ об административных правонарушениях: нарушения трудового законодательства — на сайте «КонсультантПлюс»
В договоре больше страниц, поэтому сверьтесь с нашим заполненным шаблоном.
Чтобы оформить трудовой договор, от сотрудника нужны такие документы:
Бланк приказа о приеме на работу — на сайте «КонсультантПлюс»
Договор заключают в двух экземплярах. Подписать должны сотрудник и работодатель, и на это у них есть три дня после того, как сотрудник вышел на работу. Как только договор подписан, он вступает в силу.
Читайте также:
Как малому бизнесу нанять квалифицированного юриста
Если ИП работает с сотрудником без трудового договора, ему грозит штраф до 10 тыс. руб., за повторное нарушение — до 40 тыс. руб.
Шаг 3. Оформить приказ о приеме на работу
После договора нужно подписать приказ. По нему можно завести личную карточку и сделать запись в трудовой книжке. Вот утвержденная форма приказа:
После приказа можно делать запись в трудовой книжке.
Шаг 4. Сделать запись в трудовой книжке
ТК РФ: трудовая книжка — на сайте «КонсультантПлюс»
Если сотрудник использует бумажную трудовую книжку, то при найме работодатель заполняет ее. Это нужно сделать, если сотрудник работает больше пяти дней.
Если работа у сотрудника первая, книжку заводить не нужно. В этом случае сведения о трудовой деятельности сразу начинают формироваться в электронном виде. Если сотрудник приходит со своей книжкой, ее нужно проверить на подлинность. Она может быть поддельной в двух случаях:
У такой трудовой книжки нет юридической силы, и ее нужно переоформить, но расторгать договор не нужно. Сотрудник обходит все предыдущие места работы, получает копии приказов о приеме и увольнении, а текущий работодатель вносит дубликаты записей.
Чтобы проверить подлинность трудовой книжки, работодателю нужно сравнить год выпуска книжки с ее серийным номером. Если они совпадают, книжка настоящая.
Вот правила заполнения трудовой:
Выглядит это так:
Если заполнить неправильно, порядок исправления такой:
Чтобы нанимать сотрудников, предприниматель обязан вести книгу учета движения трудовых книжек. Работодатель должен самостоятельно разработать форму книги учета трудовых книжек и вкладышей к ним (п. 40 приказа Минтруда РФот 19.05.2021 г. № 320Н). В том числе можно пользоваться ранее действовавшей формой, утвержденной приказом Минтруда от 10.10.2003 г. № 69.
Образец заполнения книги учета трудовых книжек на сайте «КонсультантПлюс»
Такие книги продаются в обычных магазинах канцтоваров. Предприниматель покупает ее, прошивает, пломбирует и вписывает в нее сотрудников.
Сергей заполняет книгу учета:
После этого можно составить личную карточку Анны.
Шаг 5. Составить личную карточку
Личная карточка — информация о сотруднике, который работает в компании. В ней пишут номер приказа, данные паспорта, трудовой книжки, диплома, СНИЛС и военного билета.
Вот пример заполненной шапки личной карточки:
Это только первая страница личной карточки, на самом деле их больше — вот шаблон.
Карточку нужно хранить 50 лет.
Шаг 6. Сдать отчет в СФР
Федеральный закон 125-ФЗ: обязательное страхование от несчастных случаев на производстве — на сайте «КонсультантПлюс»
Когда ИП нанимает сотрудников, он платит за них пенсионные, социальные и медицинские страховые взносы.
Читайте также:
Нужен ли ИП бухгалтер и, если да, то какой?
При регистрации ИП налоговики сами направят сведения в фонд медицинского страхования.
С 2024 года фонды пенсионного и социального страхования объединились в Социальный фонд России (СФР). Отдельно регистрироваться в СФР предпринимателям в большинстве случаев не нужно. Исключение — только те ИП, которые наняли исполнителя по договору гражданско-правового характера и включили в этот договор условие об уплате страховых взносов на травматизм. На практике такая ситуация встречается редко.
Но при оформлении сотрудника по трудовому договору всем работодателям, включая ИП, необходимо предоставить отчет по форме ЕФС-1. В данном случае следует заполнить титульный лист отчета и подраздел 1.1 раздела 1.
Этот отчет нужно сдать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме на работу. Получив форму ЕФС-1 после оформления первого работника, сотрудники СФР узнают, что ИП стал работодателем.
Если сотрудников больше десяти человек, то ЕФС-1 обязательно сдавать в электронном виде, а если меньше — можно и на бумаге.
Контакты отделения СФР по Москве и Московской области
Налоговый кодекс: пониженные страховые взносы
Снизить взносы на сотрудников — на сайте «Дела»
За нарушения порядка сдачи ЕФС-1 предусмотрены штрафы (ст. 17 федерального закона № 27-ФЗ):
Начиная с 2023 года большинство страховых взносов с зарплаты нужно платить в ФНС в рамках единого налогового платежа. Отдельно по реквизитам СФР платятся только взносы на травматизм.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Короче
Как оформить сотрудника в ИП:
найти ИП в реестре микропредприятий;
издать приказ о переходе на упрощенную систему оформления сотрудников;
получить документы от сотрудника;
заключить трудовой договор.
Кто может нанимать сотрудников по упрощенной системе:
выручка до 120 млн в год;
до 15 сотрудников в штате.
1
рабочий день на сдачу отчета по форме ЕФС-1 после найма любого сотрудника.
Сейчас читают:
Защита от обманных возвратов
Арендодатель не возвращает обеспечительный платеж
Удаляем негативные отзывы
Защита от обманных возвратов
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.