Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Какие проверки ждут интернет-магазины
Как интернет-магазины соблюдают закон, следят три службы: Роскомнадзор, антимонопольная служба и Роспотребнадзор. Иногда они сами решают проверить интернет-магазин, а иногда действуют по жалобам. В статье рассказываем, что именно проверяют и как подготовиться к проверке.
Ещё об интернет-магазинах:
Касса в интернет-магазин
Как отсудить домен
Налогообложение для контекстной рекламы
Роскомнадзор следит за персональными данными
Реестр операторов персональных данных
Роскомнадзор проверяет, как интернет-магазины соблюдают Федеральный закон «О защите персональных данных». Персональными данными считаются имена, телефоны и адреса электронных почт пользователей, которые относятся к конкретному человеку.
Штраф за персональные данные — статья 13.11 Административного кодекса
Когда интернет-магазин собирает что-нибудь из этого, он становится оператором персональных данных и должен зарегистрироваться в Реестре операторов. Если не зарегистрироваться, есть риск получить штраф до 5000 рублей.
Объявляю вас оператором персональных данных
Частично интернет-магазины Роскомнадзор проверяет без обращения к владельцу. Проверяющие заходят на сайт и смотрят:
Кроме сайта интернет-магазина Роскомнадзор может проверить:
Чтобы проверка Роскомнадзора не принесла штрафов, нужно:
Еще понадобится подписать согласие на сбор и обработку персональных данных с сотрудниками компании, это правило действует для всех работодателей.
Антимонопольная служба проверяет рекламу
Федеральная антимонопольная служба, сокращенно ФАС, проверяет рекламу интернет-магазина и следит, чтобы конкуренция была добросовестной.
У интернет-магазинов антимонопольщики проверяют:
Штрафы за рекламу — статья 14.3 Административного кодекса
Вот главные правила:
За нарушения в рекламе ФАС может выписать штраф до 500 000 рублей.
Что нельзя рекламировать
По жалобам интернет-магазин проверяет Роспотребнадзор
Покупателей интернет-магазина защищает Роспотребнадзор. Он следит, как соблюдается закон «О защите прав потребителей».
Роспотребнадзор приходит в интернет-магазин с проверками, если есть жалобы. По моему опыту, обычно жалуются на четыре вещи:
Если поступила жалоба, Роспотребнадзор расследует конкретную жалобу, всё подряд проверять не станет. Интернет-магазин попросят прислать документы по списку, и их лучше отправить по первой просьбе.
Документы, которые запрашивает Роспотребнадзор, зависят от жалобы покупателя. Например, если покупатель пожалуется на то, что магазин не заменил ему бракованный товар, Роспотребнадзор запросит:
Без жалоб покупателей Роспотребнадзор обычно не интересуется интернет-магазинами.
Как работать без жалоб покупателей
Чтобы не было проблем с Роспотребнадзором, надо идеально соблюдать закон. Всегда доставлять товар вовремя, в полной комплектации и без единой царапинки. И желательно, чтобы курьер при этом пах Шанелью, улыбался и делал реверанс. Тогда жалоб не будет.
Но невозможно всё идеально отследить. Бывает, компания выбирает лучшую службу доставки и проверяет каждую коробочку лично, но однажды коробочка достается курьеру-новичку, который забывает о доставке в нужный день, а нужный день оказывается днем рождения будущей жены покупателя. Защиты от этого нет, поэтому понадобится выстроить процесс работы с жалобами.
Вот два совета:
Если всё-таки пришел Роспотребнадзор и запрашивает документы, соберите всё по списку и отдайте не позже, чем через неделю после запроса.