На сайт банка

«Добрый день! Стоматология “Блеск” открылась в вашем городе и проводит акцию», — так может начинаться спам-звонок, и, возможно, абонент, получивший его, бросит трубку уже на середине фразы. Этой весной власти решили бороться с такой навязчивой рекламой и внесли на рассмотрение законопроект, который может ужесточить штрафы для компаний за спам-звонки. Рассказываем, что может поменяться, кроме увеличения сумм штрафов.

Что такое спам-звонки

Условно рекламные звонки можно разделить на два вида:

  • Те, на которые абонент согласился (например, дал компании письменное согласие на них при оформлении карты лояльности). Такие звонки не нарушают закон.
  • Те, на которые абонент не соглашался. При этом номер абонента мог быть получен в результате утечки персональных данных. Любые такие звонки незаконны.

Еще рекламные звонки различаются по тому, кто их совершает — оператор или робот. В последнем случае набор номера производится без участия человека, а речь оператора с паузами для ответа собеседника записывается заранее.

Такие роботизированные рекламные звонки, получать которые абонент не соглашался, называют спам-звонками. Абонент может ничего не знать о компании, от имени которой ему звонят, и не интересоваться ее услугами. Такие звонки запрещены законом.

Пример спам-звонка: «Добрый день! Меня хорошо слышно? (Пауза для ответа) Это компания “Ромашка”, мы проводим акцию и предлагаем вам купить массажер для пяток со скидкой 50%».

В этом ряду стоит упомянуть еще один вид автоматизированных звонков — информирующие. Например, в них робот может сообщать абоненту о балансе или изменении в тарифе. Это не реклама, поэтому такие звонки не нарушают закон.

Пример информирующего звонка: «Вас беспокоят из службы поддержки вашего интернет-провайдера “Связь для вас”. Сообщаем, что с 1 декабря 2023 года изменятся условия вашего тарифа: абонентская плата вырастет на 100 руб. и составит 900 руб. В связи с этим с 1 декабря услуги интернета будут отключены для вас. Если вы хотите продолжить пользоваться ими, подтвердите в личном кабинете, что согласны с изменением тарифа».

Как компании находят номера для обзвона

Способы поиска номеров для рекламного обзвона (в том числе для автообзвона, который запрещен) бывают законными и незаконными.

Многие крупные компании собирают данные своих клиентов при оформлении договора, дисконтных карт или при подписке на рассылку об акциях и выгодных предложениях. Сбор данных предполагает, что компания в том числе получает согласие клиента на рекламную рассылку. Например, клиенту предлагают поставить галочку в договоре.

При этом у человека должно быть право выбора: он может согласиться на это, а может и не соглашаться. Возможность получить услугу или товар компании должна оставаться у него, даже если он отказался от рассылки.

Другая распространенная практика — покупка базы контактов у операторов связи. Они включают в такие базы абонентов, которые дали согласие на получение звонков с рекламными предложениями — причем от третьих лиц, а не от самого оператора связи. Это законные способы.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Незаконно пользоваться «серыми» схемами: покупать базы телефонных номеров других компаний, у которых есть доступ к контактам, — например, у курьерских служб, интернет-магазинов, клиник и владельцев тематических интернет-форумов. Если такие компании передают номера телефонов клиентов третьему лицу без их согласия, они нарушают п. 1 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных».

К тому же обзвон по «серой» схеме чаще всего является «холодным», то есть обзвоном людей, которые еще не знакомы с компанией. Отсюда, например, риск производителя гомеопатических препаратов наткнуться на сторонника доказательной медицины и не заинтересовать его своим продуктом. Поэтому спам-звонки не только незаконны — они могут быть менее эффективными по сравнению с обзвоном по собственной базе контактов менеджером.

Еще на практике компании могут звонить людям по рекомендациям действующих клиентов, которые оставили номера своих друзей или родных. И здесь есть нюанс: если друг не давал согласия на получение звонка от конкретной компании, такой звонок тоже будет нарушать закон «О персональных данных».

Как сейчас жалуются на спам-звонки

Формы подачи жалобы к пяти популярным в России операторам связи — на сайте ФАС

Порядок подачи жалобы на незаконную рекламу описан на сайте ФАС. Сейчас в первую очередь абоненту рекомендуют обратиться к своему оператору связи и уточнить, давал ли он когда-либо согласие на получение рекламных звонков. Если такое разрешение есть, абонент может его отозвать.

Если разрешения не было, но абонент знает, от имени какой компании ему приходят звонки, он может написать на ее адрес письменное обращение на имя руководителя с требованием прекратить рекламный обзвон.

О том, что должна содержать жалоба на нарушение закона «О рекламе», — на сайте ФАС

В случае если это не помогло, абонент составляет жалобу в ФАС. Служба рассматривает ее и возбуждает дело о нарушении закона «О рекламе». Если реклама будет признана незаконной, ФАС привлечет к ответственности распространителей рекламных предложений. Компания может обжаловать решение антимонопольной службы в суде. Если победа останется за абонентом, он может обратиться в суд за компенсацией морального вреда.

Важно, что по действующему закону гражданину недостаточно заявить о том, что ему звонят без его согласия. Для доказательства, что на номер поступают звонки с рекламными сообщениями, как минимум нужна запись телефонного разговора и детализация звонков от оператора связи.

Что сейчас грозит компании за спам-звонки

Сейчас за нарушение закона «О рекламе», в том числе за использование автоматизированных рекламных звонков и любых звонков с рекламными предложениями (даже если их совершает оператор, а не робот), на которые абонент не соглашался, компаниям грозят такие штрафы в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • для физлиц — от 2 до 2,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. руб.;
  • для юрлиц — от 100 до 500 тыс. руб.

Например, ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» получило штраф в 200 тыс. руб. за спам-звонок предпринимателю.

Если будет доказано, что номера абонентов получены с нарушением закона «О персональных данных», придется заплатить штрафы еще и по ч. 1. ст. 13.11 КоАП РФ:

  • для граждан — от 2 до 6 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
  • для юрлиц — от 60 до 100 тыс. руб.

Также за это предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде компенсации морального вреда по ст. 151 Гражданского кодекса и ст. 24 закона «О персональных данных» и в виде возмещения убытков — по ст. 15 ГК РФ.

Малый бизнес из реестра МСП могут рассчитывать на снижение административного штрафа в два раза, но его размер не может быть меньше минимального штрафа для должностного лица (ст. 4.1.2 КоАП РФ).

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 2990 рублей в месяц

Что может измениться в наказании за спам-звонки

Если законопроект № 411312-8 о поправках в статьи 3.5 и 14.3 КоАП РФ утвердят, штрафы за использование спам-звонков вырастут:

  • для физлиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 20 до 100 тыс. руб.
  • для юрлиц — от 300 тыс. до 1 млн руб.

Также могут увеличить штрафы за рекламу займов в микрофинансовых и кредитных организациях, если она содержит как минимум одно условие, влияющее на его стоимость, но не содержит остальных условий кредитов:

  • штрафы для должностных лиц — от 40 до 100 тыс. руб.;
  • для юрлиц — от 600 тыс. до 1 млн руб.

Кроме того, абоненту не нужно будет доказывать факт спам-звонка. А вот оператор сотовой связи и заказчик рекламы должны будут убедить ФАС, что человек когда-то давал согласие на получение звонков.

Недобросовестные компании сейчас обходят закон так: набирают номер абонента и сбрасывают звонок. Если человек решит перезвонить, он попадет на робота, который озвучит условия рекламных предложений. Так как клиент перезвонил сам, такая реклама формально не нарушает закон. Но если предложенные поправки примут, незаконной будет любая реклама, на которую человек не давал согласия, в том числе такая. Воспользоваться этой лазейкой компании уже не смогут.

Есть ли законная альтернатива спам-звонкам

Компании по-прежнему смогут, не нарушая закон, обзванивать клиентов с рекламными предложениями по легальной схеме: сначала собрав с клиентов и лиц, которых рекомендовали клиенты, согласия на получение рекламных звонков, потом звонить им, пользуясь услугами операторов кол-центров, а не роботов.

Сбор согласий может представлять собой распечатанную или электронную форму, где нужно поставить галочку, подтверждающую, что человек не против получать рекламные звонки, и подпись — рукописную или электронную. Единого образца формы нет, но она должна соответствовать требованиям ст. 9 закона «О персональных данных». Как минимум в согласии должны быть указаны:

  • фамилия и имя клиента;
  • наименование или ФИО того, кто собирает данные;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • перечень действий с персональными данными, на которые дается согласие;
  • срок, в течение которого согласие действует.

Среди персональных данных компании часто просят указать клиента телефон или электронную почту, город, в котором живет человек, и дату рождения.

Если клиент оставляет данные своего знакомого, который не против получать рекламу, то в согласии должно быть указано, что знакомый согласен, чтобы клиент передал его персональные данные конкретной компании.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Законы Поддержали повышение порога долга для банкротства юрлиц
Поддержали повышение порога долга для банкротства юрлиц
21 февраля
28 мин
Советы Как общепиту работать с ХАССП
Как общепиту работать с ХАССП
Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
22 февраля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?
Интерактив

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.