Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как вести воинский учет в компании
Воинский учет в компании — это информация о призывниках и военнообязанных сотрудниках, которую работодатель предоставляет в военкомат. Помимо этого, он должен раздавать работникам повестки. Рассказываем, кто должен вести воинский учет, кого и как учитывать и за что можно получить штраф.
Кто должен вести воинский учет
О том, кто должен вести воинский учет, — пп. 6 п. 1 ст. 8 закона 61-ФЗ «Об обороне» и п. 7 ст. 8 закона 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Обязанность вести воинский учет касается всех юрлиц, у которых есть штат сотрудников, оформленных по трудовому договору. О тех, кто работает по договору ГПХ, компания в военкомат не отчитывается.
Хорошая новость для ИП: они освобождены от ведения воинского учета, даже если у них есть работники. В законах речь идет только об организациях.
Кто подлежит учету
Сейчас воинскому учету подлежат мужчины призывного возраста от 18 до 27 лет. Но по инициативе Минобороны РФ эти цифры будут сдвигаться:
Женщины каких специальностей ставятся на воинский учет — Методические рекомендации по ведению воинского учета
Кого еще могут сейчас призвать:
На воинский учет в компании можно не ставить тех, кто:
Помимо общего воинского учета есть специальный учет. Ему подлежат те, кого организация забронировала (а также сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии, Государственной противопожарной службы и учреждений ФСИН). Бронируют сотрудников, без которых невозможна эффективная работа, это могут делать некоторые компании. Карточки забронированных хранятся вместе с остальными в рамках общего воинского учета, но с отметкой об отсрочке.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
С чего начать воинский учет
Для этого компании нужно подготовить документы и встать на государственный учет.
Шаг № 1. Назначить ответственного
За организацию воинского учета в компании отвечает руководитель, но он может назначить отдельное ответственное лицо. Если в компании менее 500 сотрудников, подлежащих воинскому учету, можно назначить совместителя, а если от 500 до 2000 — нужен отдельный специалист. Им может быть только человек с высшим образованием и опытом работы в кадровой службе не менее двух лет.
Прежде чем сотрудник приступит к выполнению обязанностей по учету, руководитель должен направить приказ в военный комиссариат или в местную администрацию на согласование.
Еще надо составить должностную инструкцию, где будут перечислены права и обязанности работника, ответственного за воинский учет. Вот ее образец.
Шаг № 2. Составить план работ
Образец плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе
План по ведению воинского учета и бронированию граждан состоит из 28 пунктов. Там есть, например, внесение в личные карточки сведений об изменении семейного положения, обновление карточек, пришедших в негодность, оформление отсрочек от призыва для тех, кто подлежит бронированию, и др. В плане нужно указывать имена ответственных за учет, ставить отметки о выполнении и подавать отчеты в военный комиссариат ежегодно.
Шаг № 3. Разработать положение о воинском учете
Пример положения об организации воинского учета
Положение о воинском учете — это документ, где описан порядок воинского учета в компании. Единого образца положения нет, но в нем должны быть перечислены права и обязанности ответственных, правила работы и взаимодействия с военкоматом. Например, можно прописать, что грозит ответственному за воинский учет в компании, если он нарушит должностные обязанности, или какие персональные данные он может запрашивать в других отделах.
Шаг № 4. Оформить карточки сотрудников
Форма № 10 карточки гражданина, подлежащего воинскому учету
Для ведения воинского учета в компании нужно создать картотеку с карточками на каждого военнообязанного сотрудника. В них указывают общую информацию о человеке, сведения о воинском статусе, историю приемов на работу и увольнений. Заполнять карточки нужно в электронном виде и бумажном — письменно.
Как хранить карточки, описано в рекомендациях Министерства обороны РФ. Предлагается создать в картотеке пять разделов:
Что важно: районный военный комиссариат может дать свои рекомендации по ведению картотеки, поэтому лучше заранее запросить их.
Шаг № 5. Встать на государственный учет
Образец журнала проверок
Компания должна оформить специальный журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. А еще создать карточку учета организации по форме № 18.
Составим план работ, формируем картотеку военнообязанных и призывников, готовим карточки учета
Журнал в качестве отчета нужно подавать ежегодно председателю военной комиссии, в военкомат или в администрацию. Дату подачи нужно уточнять в учреждении. Карточку обновляют по состоянию на 1 января каждого года и тоже подают в военкомат.
Как взаимодействовать с военкоматом
Пока что все документы в военкомат нужно отправлять лично — возможно, в будущем это можно будет делать через Госуслуги. Порядок такой:
Документ
Срок подачи
Примечание
Карточка учета организации по форме № 18
При постановке на учет и после — ежегодно
План работ по воинскому учету и бронированию
До 31 декабря ежегодно
Сведения при приеме на работу или увольнении военнообязанных
В течение пяти дней с даты издания приказа
Сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году
Ежегодно до 1 ноября по запросу военкомата, запрос поступает до 15 сентября
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете
Если сведения изменились (например, поменялась категория годности сотрудника) — в течение пяти дней.
Если выявлены граждане, не состоящие на учете, — в течение трех рабочих дней.
Если сведения запросил сам военкомат — в течение двух недель
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, по форме № 6
До 1 января ежегодно
Нужен, если вы бронируете сотрудников. Бланк на бронирование можно получить в местном военкомате
Сведения об обеспеченности ресурсами (то есть сотрудниками) по форме № 19
До 1 января в период мобилизации
Нужен, если вы бронируете сотрудников. Бланк на бронирование можно получить в местном военкомате
Сверка учетных данных работников с данными военкомата по списку граждан в запасе
Ежегодно в сроки, установленные комиссариатом
Читайте также:
Что нужно знать предпринимателю про новый закон о цифровизации воинского учета
Что делать с повестками
Если в компанию пришла повестка, есть три варианта действий.
Какие теперь штрафы
С октября штрафы за нарушения в области воинского учета ужесточат. Вот размеры штрафов согласно законопроекту № 637094-7. Малые предприятия по ст. 4.1.2 КоАП платят 50% от штрафа юрлица, но не ниже минимального размера штрафа для должностного лица.
Глава 21 КоАП — административные правонарушения в области воинского учета
Ч.1 ст. 19.38 КоАП — штрафы при мобилизации
Также сейчас Госдума рассматривает законопроект № 368355-8. Если его одобрят, будет введен штраф за прием на работу сотрудников без военного билета. Для должностных лиц — 20 тыс. руб., для юридических — 100 тыс. руб.
Составим план работ, формируем картотеку военнообязанных и призывников, готовим карточки учета