Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Одна вещь может создаваться год и стоить 3 млн руб.»
В 2002 году петербуржцы Андрей и Евгения создали семейную мастерскую. Андрей вручную изготавливает авторские предметы интерьера, люстры и бра, а Евгения — директор мастерской, отвечает за организационные моменты и рекламу. Узнали, кто их клиенты и почему художникам важно рассказывать о себе, чтобы хорошо зарабатывать.
Как появилась мастерская
Евгения: Андрей — художник, он окончил факультет арт-экспертизы Института культуры в Санкт-Петербурге и получил специальность искусствоведа. А я по образованию маркетолог, окончила ФИНЭК.
До 2002 года Андрей работал в разных проектах: писал картины, делал скульптуры, расписывал стены. Со временем у него накопилось много собственных идей, и он стал создавать оригинальные изделия из стекла, металла, мрамора и дерева. Потом ему начали поступать индивидуальные заказы: например, на люстры, карнизы, каминные наборы. Так появилась полноценная мастерская, которая стала нашим семейным бизнесом.
Андрей организует производство, он — душа мастерской. А я взяла на себя юридические и коммерческие вопросы, продвижение и рекламу в соцсетях.
Сейчас у мастерской два направления — работа на заказ и над авторскими коллекциями (их мы тоже продаем).
Что собой представляет художественная работа
Читайте также:
Нашей таверне нужна была деревянная посуда, и мы открыли мастерскую
Андрей: Я работаю во многих стилях: барокко, ампир, модерн. Авторские изделия чаще всего создаю в духе ар-деко — он наиболее современный, впитал в себя разные стили, поэтому с ним легко экспериментировать.
Если говорить о техниках, то их множество: я люблю и рисовать, и лепить, и ковать, и плавить. Вот несколько интересных:
Кто покупает искусство
Евгения: Есть три вида заказчиков.
Но к нам могут обратиться компании, которые специализируются на исторических объектах: они участвуют в тендерах, выигрывают их, и если в процессе реконструкции им нужна помощь такого мастера, как Андрей, они могут сделать заказ.
Какая ошибка мешала бизнесу развиваться вначале
Евгения: В первые годы мы почему-то не проявляли инициативы, работали на входящем потоке: есть запрос — есть реализация. А могли бы сами предлагать свои услуги клиентам, презентовать авторские изделия, как многие другие мастера. Но нам не хватало веры в себя.
Это было откровение: художественными работами можно заинтересовать, а не ждать, когда клиент сам выйдет на тебя.
Как-то я села и решила, что буду звонить архитекторам и рассказывать им о нашей мастерской. Составила список контактов, позвонила по первому номеру — это была петербургская компания, которая занималась интерьерами общественных пространств. Помню, жутко волновалась. Руководитель ответил, что можно приехать в офис, показать портфолио. Андрей поехал и сразу же взял заказ. Это было откровение: художественными работами можно заинтересовать, а не ждать, когда клиент сам выйдет на тебя.
Как организована работа мастерской
Андрей: Вместе с партнером мы арендуем помещение на улице Салова в Петербурге — это промышленный оазис недалеко от Лиговского проспекта. На территории есть производители материалов, с которыми я работаю, и можно быстро купить все необходимое, не заказывая доставку.
Например, латунь стоит от 800 до 1300 руб. за 1 кг — зависит от того, в каком виде мы ее покупаем. Она бывает в виде чушки (слитка — прим. ред.), в листовом виде, в трубах — этот вид самый дорогой. Цены на сталь примерно в десять раз ниже латуни.
Площадь мастерской — около 400 кв. м., месячная аренда обходится примерно в 70 тыс. руб., включая коммунальные услуги. Мастерская расходует много электроэнергии, когда мы работаем с печами: плавим металл, стекло.
Мастера часто объединяют силы и помогают друг другу в проектах. Со мной постоянно работают около пяти человек: это кузнецы, литейщики, чеканщики. Чем сложнее заказ, тем больше людей я привлекаю — может и до 15 человек дойти. Однажды мне заказали фурнитуру из латуни — а это множество разных деталей, и чтобы успеть изготовить их в срок, нужно было распределить заказ на несколько мастеров за долю от выручки.
Евгения: Мы были бы рады, если бы к нам на практику приходили ученики художественных училищ и вузов: художники по металлу, скульпторы, живописцы. Мы всегда готовы их принять и обучить.
Андрей: К нам часто приходят с такими проектами, которые с первого взгляда не знаешь, как реализовать. Тогда, помимо стандартных инструментов — скажем, кузнечных клещей, — приходится использовать особые, созданные под конкретную задачу. Я делаю их сам, потому что, во-первых, это дешевле, а, во-вторых, производители не всегда понимают, что именно у них просят.
Недавно нас попросили изготовить большое панно из стекла. Для него я создал специальную печь, чтобы получить стекло нужного размера. Если заказывать такую на стороне, ее цена может доходить до 1 млн руб.
Евгения: Творческий человек найдет способ обеспечить себя инструментами, не влезая в кредиты. Иначе такой бизнес будет невыгодным.
Почему непросто продвигать такую мастерскую
Читайте также:
Как российские бренды справляются без Instagram*
Евгения: Бывает сложно получить фотографии изделий от клиентов. Они часто просят не называть своих имен и не фотографировать вещь в интерьерах дома. Сначала в нашем Instagram* были только фото из мастерской, а там рабочая пыльная обстановка. Но без хороших фото реклама малоэффективна.
Я стала возить изделия Андрея в фотостудию и снимать их там перед тем, как отдать клиенту.
Я сама настраиваю таргетированную рекламу и в этом, как Андрей в своем деле, использую творческий подход, который позволяет получить больше пользы при минимуме вложений. Пробовала Яндекс.Директ, но он приносил мало заказов, поэтому я сосредоточилась на соцсетях. Когда Instagram* запретили, перешла во ВКонтакте и теперь развиваю там группу.
Как события в мире влияют на спрос на искусство
Андрей: Этой весной цены на металл подскочили, но сейчас постепенно стабилизируются. Скорее всего, в ближайшее время мы не сможем заказывать стекло у американских, немецких и английских поставщиков, но, думаю, найдем выход.
У меня сейчас по пять заказов в месяц, но сложных. До осени новые не принимаю — передаю коллегам под свою гарантию.
Евгения: В 2013 году наш годовой оборот доходил до 20 млн руб. У людей был пик благосостояния, поэтому мастерская принимала много заказов. Потом был трехлетний спад, и затем все стало налаживаться. Пандемия, кстати, нас тоже коснулась: на два месяца работа приостановилась, потому что люди сидели по домам и проекты заморозились.
За 20 лет мы пережили не один кризис. Опыт говорит, что спрос на искусство может падать, но он не исчезает. Всегда есть кто-то, кто готов покупать красивые изделия.
для бизнеса на маркетплейсах
Получите до 10 млн ₽ без визита в отделение