Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Выручаем миллионы на иностранных сладостях и подарках
В 2016 году Олесь Зана открыл магазин подарков по франшизе, но дело не пошло. Тогда он решил работать под собственным брендом «Зан-зан». Первый такой магазин открылся в родном городе предпринимателя — Нижнем Новгороде, второй — в Санкт-Петербурге. Сегодня они приносят Олесю около 2,5 млн руб. в месяц. Узнали у него, какие подарки люди покупают чаще всего и почему он разочаровался в аренде площадей в торговых центрах.
Как мы открыли магазин по франшизе и пожалели
Я несколько лет работал продавцом и администратором в разных магазинах Нижнего Новгорода. Жена Мария постоянно подталкивала: «Нам надо открыть что-то свое». Однажды она наткнулась в соцсетях на рекламу франшизы тюменского магазина подарков, и мы решили попробовать. Паушального взноса и роялти не было, единственное условие — франчайзи должен закупать товар у головной компании.
Мы взяли в кредит 1 млн руб. и в 2016 году открыли магазин. Практически сразу стало понятно, что с локацией ошиблись. Открылись в ТРЦ в спальном районе рядом с «Ашаном»: людей много, но целевая аудитория не наша. Покупатели шли в первую очередь за продуктами, а если и хотели зайти к нам после, забывали. Мы пытались продвигаться, раздавали флаеры, но это не работало. Хорошо, что открылись в декабре, когда все как раз выбирают подарки, это помогло выручить хоть что-то, чтобы оплатить аренду и кредит.
В апреле 2017 года магазин переехал на условиях краткосрочной аренды в ТЦ «Мега». Там проработали полгода, выручая от 300 до 600 тыс. руб. Но я разочаровался в торговых центрах: аренда стоит 120 тыс. руб., а трафик не такой уж и большой.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Не устраивало нас и то, что ассортимент определяла управляющая компания: мы уже тогда хотели торговать не только подарками, но и сладостями. Так как франчайзер был из Тюмени, логистика получалась странная: товар заказывали из Москвы в Тюмень, где его принимали, пересобирали и отправляли нам в Нижний Новгород. Из-за этого часто случался дефицит.
В итоге мы решили отказаться от франшизы и в конце 2017 года открыли магазин под своим брендом.
Как мы придумали бренд «Зан-зан» и нашли идеальное место для магазина
Для своего магазина мы нашли помещение в подвале на главной пешеходной улице города. Долго выбирали название и остановились на «Зан-Зан», образованном от моей фамилии.
Новое помещение делили с чайным магазином и ремонтом айфонов — благодаря соседям получали дополнительный трафик. Но главное — рядом были вузы и школы, а школьники и студенты — это основные покупатели печенья, шоколада и сувениров. Так мы нашли свою аудиторию. Еще пользовались продвижением в соцсетях и поисковиках. В подвале «Зан-зан» проработал полтора года, но я всегда мечтал открыть магазин на первом этаже с собственной витриной.
Однажды такое место освободилось, причем на той же улице. Я сразу сказал арендодателю, что хочу снять эту площадь. Но моя спешка показалась хозяину подозрительной, и он склонялся к тому, чтобы сдать место очередной кофейне. Убедило его только то, что я был готов в тот же день приехать к нему с обеспечительным взносом.
Это помещение было в два раза больше предыдущего — около 50 кв. м. На его ремонт и закупку товара пришлось взять еще один кредит на 1 млн руб. Аренда обходится нам в 150 тыс. руб. в месяц.
Как мы ищем поставщиков и подбираем ассортимент
Читайте также:
Как выбрать поставщика из Китая
Поставщиков я искал в интернете, просто вбивая в поисковик нужный товар. По моему опыту, первые три строчки выдачи — это как раз те поставщики, с которыми можно работать. Обычно минимальная сумма заказа у них — 10 тыс. руб.
Сначала мы покупали все у одного поставщика, но потом начали заказывать товары у разных компаний, ориентируясь на выгодные предложения. Через год работы договаривались о рассрочке. Особенно это помогало перед новогодними праздниками: есть возможность заказать больше, а значит, и больше заработать.
60−70% нашего ассортимента — это сладости, снеки, лапша, напитки и другие продукты из США, Японии, стран Европы и Азии, а остальное — подарки, аксессуары и канцелярия. Тренды на эти товары быстро меняются — мы замечаем это по смене популярных позиций у поставщиков. Например, раньше пользовались спросом хлопья Lucky Charms (их разрекламировал блогер Дмитрий Сыендук), но сегодня интерес покупателей к ним пропал.
Самая популярная позиция — сюрприз-боксы. Их сейчас можно встретить даже в обычных продуктовых магазинах. Людям хочется купить что-то в подарок быстро, а не ломать голову над выбором.
Как мы открыли второй «Зан-зан» в Санкт-Петербурге
Читайте также:
«В пик сезона выручаем с пешеходных экскурсий до 3,5 млн руб. в месяц»
Как только мы наладили работу в Нижнем Новгороде, мне захотелось открыть еще один магазин — в Санкт-Петербурге. Город красивый, как и Нижний Новгород, у людей, на мой взгляд, похожий вайб.
Подходящее помещение я искал целый год и нашел 50 кв. м на улице Маяковского. Оно устраивало по цене — аренда 180 тыс. руб. в месяц, и при этом вокруг много нашей аудитории, так как рядом вузы. Чем ближе к Невскому проспекту, тем аренда дороже, но туристы вряд ли будут у нас что-то покупать, поэтому мы не стремились попасть именно на Невский.
Мы открылись в декабре 2020-го. Вложили 1,8 млн руб.:
Но это минимум, сейчас я заложил бы на открытие 2,5−3 млн руб. После начала работы мы продолжили докупать декор и технику: например, маркизы на окна, кондиционер.
Несмотря на открытие нового «Зан-зан» в Петербурге, мы с женой продолжаем жить в Нижнем Новгороде. Я навещаю петербургский магазин примерно раз в месяц, в остальное время им занимаются сотрудники — два продавца и два администратора, которые с нами с момента открытия.
Как мы раскачали группу во «ВКонтакте»
Наша аудитория — студенты и школьники, поэтому продвижению в интернете мы уделяем много внимания. За доплату один из наших продавцов ведет страницы магазина в соцсетях, мы настраиваем там таргетинг, а еще используем приоритетное размещение на картах. В месяц на интернет-рекламу тратим около 50 тыс. руб.
В группе во «ВКонтакте» мы собрали около 60 тыс. подписчиков. Помогли в этом оригинальные посты с юмором и конкурсы репостов. В этой соцсети мы публикуем новости, отвечаем на вопросы и продаем свои товары онлайн. Но в последнее время аудитория группы растет слабо: «ВКонтакте» поменяла алгоритмы, и охваты резко упали.
Мы делаем email- и смс-рассылки по нашей базе, сообщаем об акциях и поступлении новых товаров. Для старых клиентов у нас есть скидка 10%.
С чем мы вышли на Wildberries и OZON
для работы на маркетплейсах
Выводите прибыль на личную карту без лимитов и комиссий
Во время пандемии мы не работали. Каждая неделя простоя — это потери, потому что бизнес существует за счет оборота. Деньги, заработанные сегодня, завтра нужно вложить в закупки, платежи по кредитам, зарплаты.
Пришлось выкручиваться, и мы вложились в развитие сайта. Он и раньше у нас был, но не приносил продаж. Мы настроили на него рекламу, и это дало результат: 800 тыс. руб. — максимальная сумма заказов с него в месяц.
Тогда же начали развиваться маркетплейсы. Я в них сначала не поверил: думал, что люди продолжат заказывать товары на сайте. Но к пандемийным рекордам мы так и не вернулись. Поэтому в феврале этого года «Зан-Зан» вышел на Wildberries, потом на Ozon. Это удобнее для покупателя, потому что есть много пунктов выдачи рядом с домом, можно попутно заказать и другие товары. Мы выкладываем на маркетплейсах подарочные боксы, так как они особенно популярны.
Если смотреть статистику топовых селлеров в нашей нише, то нам до них далеко. Но продажи «Зан-зан» стали больше по сравнению с теми, что давал сайт: в месяц на Wildberries и Ozon мы продаем товаров на 300−400 тыс. руб.
Сколько мы зарабатываем с офлайн-точек и онлайн-площадок
Читайте также:
Как вырасти на маркетплейсах в два раза за год — опыт селлера
Основную часть доходов мы получаем все-таки от офлайн-магазинов. Выручка в Нижнем Новгороде — около 1,5 млн руб. в месяц, в Санкт-Петербурге — около 1 млн. А онлайн-продажи, включая маркетплейсы, сайт и «ВКонтакте», с начала 2023 года принесли нам только 3 млн руб.
Главная задача этого года — прокачать маркетплейсы, чтобы все работало так же хорошо, как и в магазинах. Бывают моменты, когда товар на складе маркетплейса заканчивается, и происходят просадки. Мы хотим расширить ассортимент, дополнить его сувенирами и брендовыми игрушками.
Еще рассматриваем возможность открыться в других городах. Но с этим не торопимся, потому что многие наши конкуренты после быстрого роста так же быстро ушли с рынка.
Короче
Год основания
2016
Первоначальные вложения
1 млн руб.
Выручка магазинов
2,5 млн руб. в месяц
Выручка на маркетплейсах
300−400 тыс. руб. в месяц
Аренда
270 тыс. руб. в месяц
Расходы на продвижение
50 тыс. руб. в месяц
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий