Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Иностранцы любили наше льняное ателье. Надеюсь, его полюбят и в России»
Пять лет Андрей и его жена Наталья развивали свое ателье в Смоленске и продавали на американском маркетплейсе изделия изо льна. В прошлом году они вышли на оборот в $ 327 тыс. и мечтали создать на родине производство полного цикла. Но с февраля все изменилось: Натальи не стало, и Андрею предстоит одному выходить на новый рынок — российский, потому что с иностранцами работать больше нельзя.
Как мы открыли наше ателье
В мае 2017 года мы с женой Натальей запустили свое ателье и начали продавать постельное и столовое белье изо льна на Etsy. Это американский маркетплейс, который специализируется на товарах ручной работы.
Помню, в первый раз мы купили на 10 тыс. руб. разных тканей по пять метров и сшили то, что, на наш взгляд, должно было неплохо продаваться: пододеяльники, наволочки, простыни, полотенца и салфетки. Все это сфотографировали, опубликовали на маркетплейсе и стали ждать заказов. Первый пришел спустя две недели — из Нью-Йорка.
Пару месяцев мы покупали ткани под каждый отдельный заказ. Наталья шила на бытовой швейной машинке, готовые изделия отправляли почтой. Потом стали заранее закупать побольше материалов. Финансовыми расчетами тоже занималась Наталья, а я создавал контент для маркетплейса и параллельно делал англоязычный сайт нашего интернет-магазина.
За первые полгода мы заработали всего $ 10 тыс., но для нас все было впереди. К 2021-му ателье вышло на годовой оборот в $ 327 тыс. Прибыль составляла 30% от этой суммы.
Как готовились создать свое предприятие полного цикла
К 2021 году у нас в штате уже было пять швей, и продавали мы не только белье, но и шторы, детские игрушки. В 2019-м мы с Натальей зарегистрировали свою торговую марку Grey Moose Linen Atelier в США и России.
Бренд родился так: я увидел в одном магазине в Витебске текстильного лося, купил его и привез домой. На тот момент мне уже приходила в голову идея создавать игрушки из тканевых отходов. А при виде этого лося все сомнения в успехе отпали.
Мы перевели «серый лось» на английский язык — Grey Moose — и добавили дескриптор «ателье постельного белья» — Linen Atelier. Так появилось название.
На развитие производства в России мы брали крупные кредиты и легко справлялись с ними. Хорошо платили швеям: в удачный месяц их зарплаты доходили до 80 тыс. руб.
У Etsy была комиссия 5%, кроме этого мы платили площадке за рекламу, чтобы товар был выше в поисковой выдаче. Например, в 2021 году на комиссии и рекламный сервис тратили около 300 тыс. руб. каждый месяц.
На Etsy у нас было больше 1300 положительных отзывов. За все время мы выполнили больше 6 тыс. заказов на $ 700 тыс.
Заказы на льняные изделия приходили со всего мира: из США, Канады, Европы, Арабских Эмиратов, чуть меньше из Индии, Японии, Китая — обширная география. На Etsy у нас было больше 1300 положительных отзывов. За все время мы выполнили больше 6 тыс. заказов на сумму $ 700 тыс. В этом году собирались преодолеть планку в суммарный оборот $ 1,1 млн.
Мы с Натальей стали мечтать, как запустим производство полного цикла. Посетили выставку легкой промышленности во Франкфурте-на-Майне, потом поехали за вдохновением на текстильное предприятие в Литву. Вернулись окрыленные и купили 40 соток земли за 500 тыс. руб. недалеко от Смоленска. Думали, вот здесь и развернемся, но внезапно весь бизнес повис на волоске.
Как я остался без Натальи и с парализованным бизнесом
Читайте также:
Как поставщики зерна, обжарщики и кафе будут выживать в кризис
До этого февраля схема оплаты у нас была такая: клиент, собрав корзину, кликал по кнопке Checkout и переходил в привязанный сервис PayPal. Там ему предлагали оплатить заказ через сам PayPal или с помощью банковской карты. К нашему корпоративному счету PayPal был привязан расчетный счет в банке. Туда и поступали деньги.
А наш интернет-магазин принимал заказы через платежную систему 2Checkout. У нее такой же принцип: платишь или банковской картой, или через PayPal.
Но в один день PayPal перестал работать с россиянами, а потом и сама Etsy заблокировала наш аккаунт. Хорошо, что мы всегда брали 100% предоплаты и потому получили деньги за последние заказы до введения санкций.
Накануне этих событий — в январе — мы с женой оказались в больнице с тяжелым ковидом. Вся наша команда заболела. Я еле выжил — выписался 8 февраля. А на следующий день в больнице не стало Натальи.
Конечно, в это время компания не могла работать. Оправившись к марту, команда дошивала оставшиеся 106 заказов, а я бросился искать обходные пути приема платежей.
Как я стал должником, но сохранил команду для работы на новом рынке
Читайте также:
«Я 8 лет создавала свое дело, и оказалось, что это никому не нужно»
Пока Etsy не заблокировала нас, я писал в ее поддержку и просил включить способ оплаты Other. Он был доступен раньше и позволял принимать платежи через альтернативные системы, например, через тот же 2Checkout или Payoneer. Еще можно было зарегистрировать юрлицо в США и открыть аккаунт в платежном сервисе Stripe.
Но все мои попытки — я уже даже не помню, сколько именно их было, — заканчивались или отказом в верификации, или я обнаруживал, что Россия исчезла из списка стран при регистрации.
Кроме того, как я уже сказал, договориться с Etsy не вышло. Даже через американского партнера не получилось продолжить работу. Площадка не запрещает это, но наш партнер почему-то ее не устроил. Так я понял, что законных способов приема платежей нет, а драгоценное время упущено.
Последние 106 заказов мы отправляли в марте через логистические компании, с которыми сотрудничали с 2019 года. Среди них была и американская DHL, из-за которой появилась новая проблема.
Я встал перед выбором: заплатить компании и остаться без денег или пустить их на развитие бренда в России, а у DHL попросить отсрочку на пару месяцев.
С ней работали так: перевозчик сперва отгружал заказы покупателям за рубежом, а потом мы перечисляли ему деньги. Но в этот раз я не успел. Etsy списала внеочередной платеж за свои услуги, причем по самому высокому курсу. Доллар нам обошелся в 140 руб. Небольшой запас денег мгновенно исчез. Я встал перед выбором: заплатить компании и остаться совсем без денег или пустить их на развитие бренда в России, а у DHL попросить отсрочку на пару месяцев.
Я выбрал второй путь, но в отсрочке нам отказали. Несмотря на это, я решил, что буду спасать бизнес. Выплатил зарплаты швеям, продлил аренду на апрель. Я обязательно рассчитаюсь с DHL, но позже. Сейчас нам нужно освоиться на отечественном рынке и немного заработать. Если перевозчик решит судиться, что ж, придется. Но пока мне есть о чем думать, кроме этого.
Что я делаю сейчас
Читайте также:
Клиенты нам отвечают: «Сейчас не до массажа. Вы видели новости?»
Мы уже создали сайт на русском языке и паблик бренда во ВКонтакте, где продаем свои льняные изделия и игрушки. Например, средняя цена игрушки — 2300 руб.
Еще зарегистрировались на Ozon, и за три недели получили шесть заказов.
Мне часто советуют развернуться на Китай, но в один день это не делается. Нужно изучить культуру региона, доступные рынки, технические стандарты, размер таможенных пошлин, стоимость доставки. В общем, мне как собственнику нужно больше энергии и денег для этого. Россия для нас — родная страна, мы лучше чувствуем предпочтения людей здесь и, надеюсь, сможем заручиться их доверием.
Бесплатно выведем на маркетплейсы и научим торговать