Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как продвигать кофейню в соцсетях
Соцсети могут сделать кофейню популярнее и завоевать доверие аудитории. Все для того, чтобы в конечном итоге люди заходили к вам чаще.
Какие соцсети нужны кофейне
Соцсети нужны кофейне, чтобы подогревать интерес аудитории к себе, повышать узнаваемость и посещаемость, а еще чтобы получать обратную связь от гостей через сообщения и комментарии.
Есть несколько вариантов, где кофейня может вести свой аккаунт.
* Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России. Ей принадлежат соцсети Facebook и Instagram
Instagram*. Он подойдет заведениям, чьи посетители любят отдыхать в красивых местах, фотографироваться и отмечать заведения на фото. Сейчас таргетированная реклама (когда вы показываете рекламу определенной аудитории, выбранной по заданным вами параметрам) в Instagram* недоступна, но пользователи по-прежнему сидят там. Вот как можно работать с потенциальными клиентами:
Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров
«ВКонтакте». Здесь есть разная по возрасту аудитория. По нашим наблюдениям, у жителей небольших городов «ВКонтакте» популярнее, чем Instagram*. Кроме того, часть пользователей Instagram* все-таки перешла в разрешенную соцсеть, и теперь брендам, чтобы сохранить или расширить аудиторию, нужно следовать за ней.
Соцсеть активно развивает инструменты продвижения. Например, можно снимать клипы, использовать аудиорекламу, запускать рассылку по личным сообщениям. Еще можно «парсить» аудиторию — собирать данные о ней. Они пригодятся при запуске таргета (в отличие от Instagram* здесь он доступен).
И наконец, вы можете рассказывать о своей кофейне в городских пабликах — бесплатно, по бартеру или рекламироваться за деньги.
Telegram. Кофейне можно выходить сюда, если она развивает субкультуру вокруг продукта — к примеру, сообщество бариста. В мессенджере удобно общаться — можно быстро получить ответ на свой вопрос.
В телеграм-каналах лучше читают тексты, поэтому он подойдет вам, если вы погружаете людей в определенную тематику — скажем, в историю или географию кофе.
Рекламируется телеграм-канал через другие каналы, более раскрученные. Скажем, в городском сообществе или канале местного медиа. Еще тут есть таргетированная реклама по разным каналам. Можно вести аудиторию в Telegram из других соцсетей (например, продвигая в них пост с ссылкой на ваш канал).
Стоит ли вести страницы в нескольких соцсетях? Да, так вы охватите более широкую аудиторию. К тому же опыт показал, что доступ к одной из площадок может быть ограничен или вовсе закрыт, и хорошо бы иметь запасной вариант.
Что и как часто кофейне публиковать на своих страницах
Читайте также:
5 ошибок бизнеса в коммуникации с клиентами
Отталкивайтесь от концепции заведения. Каким вам видится характер кофейни, каких гостей вы ждете в ней? Определите аудиторию и то, как вы будете с ней общаться, то есть tone of voice бренда.
Ошибка, которую часто делают управляющие кофеен: tone of voice, используемый в соцсетях, и манера общения сотрудников с гостями могут не совпадать. Например, в Instagram* и «ВКонтакте» используется теплый, дружеский тон, а на кассе посетителя встречает угрюмый бариста.
Лишь после определения tone of voice приступайте к созданию контент-плана. Он может состоять из таких рубрик:
Еще люди откликаются на трогательные истории. Вот так «Зацепи кофе» рассказали о кошке по кличке Скидка, которую приютили в кофейне:
Запоминаются оригинальные рубрики, которых больше нигде не встретить. В 2020 году во время карантина петербургская кофейня «Характер кофе», работая навынос, фотографировала посетителей из окна:
Контент может быть разных форматов (к примеру, чередование фото и видео) или единообразным. Например, инстаграм-аккаунт турецкой кофейни состоит из рилсов в единой стилистике:
Что касается частоты постинга, то у разных проектов она может быть своя, но важно найти баланс между навязчивостью и незаметностью. По опыту нашего агентства, неплохой вариант — делать публикации трижды в неделю. Сториз в Instagram* или «ВКонтакте» можно постить чаще, в зависимости от ваших целей и отклика подписчиков. Главное — не делать бессмысленный контент ради того, чтобы просто мелькнуть в ленте. Проверяйте себя вопросом: «Что хотим сейчас донести?»
Какие приемы помогут увеличить число подписчиков и посетителей
А кофейня «Утро» из Ярославля накануне Нового года провела розыгрыш сразу с четырьмя партнерами. Гость, совершивший покупку в кофейне, попадал в базу участников, и 31 декабря с помощью онлайн-рандомайзера выбирались победители.
Кому доверить свои соцсети
Продвижением в соцсетях занимаются агентства и фрилансеры. Важно заранее обсудить с подрядчиком, что входит в его услуги: дизайн, копирайт, таргет, фото? Возможно, вы захотите готовить посты силами команды, а подрядчик будет только настраивать рекламу. А может, вы решите делегировать ему все продвижение. В начале работы специалист должен составить для вас стратегию с детальной сметой, где прописаны рекомендации по соцсетям, объемам и видам контента, ожидаемые результаты.
А можно сначала поискать таланты в своей команде — может быть, кто-то из ваших сотрудников хорошо пишет или снимает. Чтобы выяснить это, дайте им тестовое задание, например написать приветственный пост для Instagram* и подобрать иллюстрацию. Если перспективный SMM-специалист найдется, не забудьте поощрить его за ведение соцсетей прибавкой к зарплате. Если вы планируете запускать таргетированную рекламу, можно обратиться к таргетологу за отдельной услугой или оплатить обучающий курс для своего сотрудника.
Опыт владельцев кофеен
Дмитрий Федченко, владелец кофеен «Биография» (Санкт-Петербург)
Мы ведем страницы в Instagram* и «ВКонтакте» с 2018 года, когда открылась наша первая кофейня (сейчас у нас две «Биографии» — на Кадетской линии и на улице Егорова). С начала 2022 года завели еще и телеграм-канал.
Читайте также:
Как не слить бюджет при запуске рекламы во «ВКонтакте»
Больше всего подписчиков в Instagram* — 2,4 тыс. Он изначально был лучшим каналом продвижения — и по формату, и по высокой активности пользователей. И сейчас эта соцсеть остается самой эффективной, несмотря на то что там больше не работает таргетированная реклама. В свое время результат, которого мы добились в Instagram* с помощью таргета, впечатлил нас. А вот о «ВКонтакте» этого сказать нельзя: команда тестировала в нем рекламу со скепсисом, и она действительно принесла мало подписчиков.
Мы используем соцсети для того, чтобы поддерживать контакт с гостями, рассказывать о себе тем, кто у нас еще не бывал, делимся с аудиторией новостями кофейни. В публикациях стараемся чаще показывать продукт и людей — сотрудников и посетителей.
С подписчиками мы общаемся примерно так же, как и в жизни с клиентами: без лишнего официоза, но и не «тыкая». Когда-то на привлечение новых подписчиков хорошо работали конкурсы и розыгрыши, но сейчас активность в них ниже. Думаю, сам инструмент себя исчерпал: многие заведения пользовались им, и это приелось людям.
Анна Канцырева и Анна Брагильная, владелицы кофейни «Утро» (Ярославль)
Нашей кофейне более пяти лет. Сразу после ее открытия мы создали страницы в Instagram* и «ВКонтакте», а телеграм-канал запустили около года назад. Соцсети помогают нам устанавливать прямой контакт с гостями — знакомиться с новыми посетителями и поддерживать связь с теми, кто нас уже знает.
До 2022 года в приоритете был Instagram* — по активности пользователей и обратной связи от них. На этой площадке мы вели два аккаунта — самой кофейни (там было около 7 тыс. подписчиков, набранных органическим путем, без таргета) и школы бариста «Утро».
Но весной прошлого года мы потеряли основной аккаунт: решили внести изменения в профиль, модерация их не приняла, и восстановить доступ к странице не получилось даже после обращения в поддержку. В итоге мы переименовали страницу школы бариста и сделали ее единственным каналом коммуникации в Instagram*. Теперь наращиваем аудиторию заново.
Прошлый год показал, что бизнесу стоит использовать разные соцсети. Где-то аудитория активнее (например, в Instagram* «Утро» отмечают в сториз и постах), а где-то люди просто с интересом наблюдают за жизнью кофейни.
Мы сочетаем в публикациях информацию про продукт и про людей, которые его создают. К примеру, вот так рассказываем о своих сотрудниках:
На наш взгляд, большое внимание в соцсетях стоит уделять работе с обратной связью. Важна скорость реакции на отклики посетителей — и на положительные, и на отрицательные. Кофейня — живой организм, в котором случаются сбои, поэтому полезно, когда диалог между гостем и командой по любому вопросу происходит здесь и сейчас.
За годы работы кофейни стратегия ведения соцсетей и стилистика текстов менялись — каждый раз в поисках того, кому бы доверить презентацию «Утра» в онлайн-пространстве. В результате сегодня аккаунтами занимается девушка-бариста из нашей команды. Практика показала, что никто не может писать о кофейне лучше человека, который сам погружен в рабочий процесс.
Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров