i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Контрольные закупки в интернет-магазинах

Обычный заказ в интернет-магазине может оказаться контрольной закупкой, но владелец узнает об этом только из письма с результатами проверки. Поэтому каждый заказ нужно отправлять так, будто его получит проверяющий.
30 апреля
6788
9
3

Налоговая, Роспотребнадзор и прокуратура проводят контрольные закупки в интернет-магазинах, если есть жалоба от покупателя. Проверяющие купят товар как обычные покупатели, а владелец интернет-магазина не будет знать, что это проверка, пока не получит акт с заключением.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка — это внеплановая проверка интернет-магазина. Закупки проводят налоговая, Роспотребнадзор, полиция и прокуратура.

Смысл контрольной закупки в том, что сотрудники ведомств покупают товар как обычные покупатели, но в это же время проверяют, соблюдает ли магазин закон.

Контрольная закупка проходит тайно в обычных и интернет-магазинах. Но в обычном магазине проверяющий показывает документы после того как расплатился на кассе, и все сразу понимают, что это была контрольная закупка. А вот с проверкой интернет-магазина не получится вычислить, кто заказал товар: обычный покупатель или инспектор Роспотребнадзора.

Что проверяют в интернет-магазинах

Интернет-магазины проверяют сотрудники Роспотребнадзора, прокуратуры и полиции, налоговой. Каждое ведомство следит за разными нарушениями.

Роспотребнадзор проверяет, как интернет-магазин соблюдает права потребителей, а именно качество товаров, условия возврата, цены. Чаще всего Роспотребнадзор проводит контрольную закупку, если интернет-магазин доставляет товары низкого качества, списывает с карты больше денег, чем написано на сайте или отказывается возвращать покупку.

Чтобы пожаловаться, покупателям не нужно писать заявление и стоять в очереди в окошко. Жалобу можно отправить на сайте Роспотребнадзора.

Страница для жалоб на нарушение прав потребителей на сайте Роспотребнадзора
Штраф, если интернет-магазин не отправил чек — статья 14.5 Административного кодекса

Налоговая проверяет, есть ли интернет-касса в тех магазинах, которые принимают оплату онлайн. Интернет-магазины обязаны отправлять каждому покупателю чек на электронную почту или по смс. Если магазин не отправляет чеки, и это выяснится при контрольной закупке, его оштрафуют на 10 000 рублей.

Покупателю чек приходит в таком виде:

Чек интернет-магазины отправляют покупателю после оплаты на электронную почту или по смс

Прокуратура и полиция проверяют жалобы о признаках мошенничества. Например, человек заказал айфон в интернет-магазине, а ему привезли кирпич в коробке из-под айфона. Или в полицию приходит жалоба, что интернет-магазин чая на самом деле продает наркотики.

Главный критерий для проведения контрольной закупки — инспектор не может проверить интернет-магазин другими способами.

Контрольные закупки проводят по жалобам

Чтобы инспектор или полиция решили провести контрольную закупку должна быть жалоба от покупателя. Нет жалобы — нет закупки.

Геннадий заказывает кроссовки Адидас, а интернет-магазин присылает подделку. Он жалуется в Роспотребнадзор, и сотрудник Роспотребнадзора заказывает такие же кроссовки в этом же интернет-магазине, чтобы проверить оригинальность.

Пока Геннадий не пожалуется, Роспотребнадзор контрольную закупку не проводит.

Роспотребнадзор выявляет подделку и выдает предписание: устранить нарушение закона к такому-то дню. Когда такой-то день наступает, Роспотребнадзор проводит еще одну контрольную закупку. Вторая закупка проводится уже без жалобы покупателя, потому что у Роспотребнадзора есть другое основание — предписание о нарушениях.

Результаты контрольной закупки можно оспорить

На следующий рабочий день после проверки инспектор должен отправить интернет-магазину документы:

  • акт с результатами проверки;
  • приказ о контрольной закупки;
  • чеки и другие документы, которые подтверждают, что инспектор покупал товар в этом интернет-магазине.

Если инспектор не прислал документы, прислал позже или акт, приказ оформлены неправильно, результаты закупки можно оспорить.

Чтобы оспорить результаты контрольной закупки, владелец интернет-магазина приходит в отделение той службы, что проводила проверку и пишет заявление. Строгой формы нет, но нужно указать:

  • адресата. Обычно заявление пишут на имя начальника отдела или службы, которая проводила проверку;
  • ситуацию. Со всеми подробностями нужно описать, что проходила контрольная закупка с нарушениями со стороны проверяющих;
  • несогласие с заключением экспертизы;
  • причину несогласия. Например, неправильно оформленный акт с результатами проверки;
  • просьбу признать проверку недействительной, а действия инспектора незаконными.

Если заявление не помогло, можно подать иск в суд. К иску прикладывают заявление, копии документов по закупке: приказа, акта, чеков и экспертных заключений.

Свежак

Как устроен российский рынок спа-услуг

Сколько денег нужно, чтобы открыть спа-салон в Москве, правда ли тайские массажисты не понимают русский язык и зачем клиентам дают одноразовые трусы
6 декабря
141
12
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.