Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Поначалу были только расходы, расходы, расходы…» Коммерческий альпинизм глазами владельцев бизнеса
«Горный портал» — семейный проект. Его основатели Андрей и Даша Борисовы — профессиональные альпинисты. Супруги проводят восхождения и трекинги для коммерческих клиентов: Алтай, Африка, Тибет, Гималаи. Терпение, стальные нервы и несколько лет бесконечных расходов — краткая история бизнеса в сфере, где не стоит ждать быстрых результатов. И вот почему.
Как мы открыли «Горный портал» и куда ходим
Читайте также:
Как бизнесу привлечь деньги на старте
Я с детства занимался спортивным туризмом, лыжами, потом начал восхождения. В 2012 году в походе на гору Белуха (Алтай) попробовал себя в качестве гида и по-новому ощутил горы. Вместе с Дашей мы сформулировали идею, которая потом легла в основу бизнеса: горы как портал в расширенное сознание и возможность посмотреть на жизнь с высоты. Первое время мы водили экспедиции сами и только для друзей и друзей друзей, то есть были просто гидами. Со временем накопился опыт, а в 2021 году «Горный портал» стартовал как полноценный бизнес.
«Горный портал» — это товарный знак, мы работаем как ИП. В плюс вышли только спустя два года работы: помогло расширение бизнеса и появление новых направлений. Каждый год обороты вырастают примерно в два раза. Сейчас это чуть меньше 60 млн руб. в год, рентабельность — в районе 20%.
Сейчас у нас в команде 18 гидов — это аттестованные Федерацией альпинизма специалисты, инструкторы-проводники. Мы собрали хороших ребят со всей страны — от Крыма до Хабаровска.
Главная составляющая бизнеса — это экспедиции: трекинги (походы с относительно небольшими наборами высоты) и восхождения (подъемы на горные вершины разной сложности).
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
В год мы проводим около 80 экспедиций: начинали в России, водили трекинги на Алтай и организовывали восхождения на Белуху, потом открыли для себя Африку, Киргизию, Тибет и Гималаи.
Буквально на днях мы пойдем на самую высокую вершину мира — Эверест.
Новые маршруты выбираем исходя не только из популярности среди клиентов, но и из безопасности. Опираемся на собственный альпинистский и инструкторский опыт, чтобы не допускать рисков для бизнеса. Так, например, мы не ходим на Эльбрус зимой: я там был как альпинист и гид и знаю, чем это может закончиться. Бывало, что люди и пальцы себе отмораживали на ногах, и отек легких получали, и начинались спасработы — относительно невысокий и простой технически Эльбрус превращается в коварное место в любую зимнюю непогоду.
Помимо непосредственно восхождений, мы готовим людей к ним заранее: даем программу предварительных тренировок, сопровождаем на этапе их выполнения. Без должной подготовки в горы мы вас не возьмем.
Программы составляются с профессиональными тренерами, с учетом опыта Анатолия Букреева и современных мировых альпинистов. На какой-нибудь шеститысячник, например на пик Лобуче, хватит трех-четырех месяцев тренировок, для более серьезных гор нужно больше времени. В программе — общая и специальная физическая подготовка, рекомендации по питанию и снаряжению. Дальше главное уже акклиматизация: тут все тоже рассчитывается и подгоняется под конкретную высоту. Например, восхождение на Эльбрус длится восемь-девять дней, а в Гималаях экспедиции растягиваются на много недель.
Про экономику «Горного портала»
Главная статья расходов в коммерческом альпинизме — это экспедиции и предварительные разведки для них.
Читайте также:
Из-за дефицита на рынке Яндекс Маркет запустил собственную марку турснаряжения
В подготовку экспедиций входят трансфер, быт (еда, палатки, связь), перемещения, пермиты, гостиницы, обработка маршрута при необходимости — когда нужно заранее повесить веревочные перила и закрепить лестницы, где без них нельзя, выплаты подрядчикам и разным сервисам на местах проведения тура. Для всего нужно находить гидов и хороших партнеров. А еще иногда тратиться на обновление экипировки как для гидов, так и для проката клиентам. Хорошая новость в том, что с годами нарабатывается база надежных контактов. Плохая — в том, что каждая экспедиция по-прежнему стоит дорого.
Средняя стоимость подготовки любой экспедиции составляет 70−80% от стоимости для клиентов-участников. Например, цена восхождения на Эльбрус с юга для клиента — 120 тыс. руб. Предположим, что на восхождение мы берем группу в десять человек. Итого получается, что в качестве выручки останется 250−300 тыс. руб.
Еще для работы нужны разведки. Их смысл в том, чтобы открывать новые направления туров или расширять уже имеющиеся. Стоит разведка дорого: например, на Эверест только из-за покупки разрешения на восхождение выйдет в 15 тыс. долл. США, не говоря о других расходах.
Другие ежемесячные траты «Горного портала» выглядят так:
Для гидов мы оплачиваем обучение английскому языку, курсы по психологии в экстремальных условиях и развитие технических навыков в альпинизме по международному стандарту. Это важно делать на регулярной основе, потому что любому гиду всегда есть что улучшать в своей работе.
Кто наши клиенты
Со стороны может показаться, что альпинистские восхождения — это только для избранных. Но на самом деле нет: возраст, физическая подготовка, высота, на которую клиент собирается взойти, гораздо важнее, чем платежеспособность.
У людей часто очень размытые представления о том, куда они собираются идти. Взять, например, пик Ленина. Это крайне тяжелая гора, семитысячник, требует высокого уровня физической и моральной подготовки. Мы видим, что человек объективно не готов, не ходил на такие высоты и вряд ли справится даже с программой предварительных тренировок. А он хочет, он думает, что легко, — приходится отказывать и брать кого-то более здравомыслящего.
Часто бывает, что люди путают альпинизм с легким трекингом, не осознавая до конца степень физической и психологической нагрузки на восхождениях. Поэтому нам важны мотивы потенциальных клиентов. Крепкая и понятная мотивация спасает от нервных срывов, двигает человека вперед. А значит, не ставит под угрозу безопасность всей группы.
Почему предпринимателей в альпинизме пока мало
Читайте также:
Как найти личного помощника, делегировать ему всю рутину и работать продуктивно
За рубежом на альпинистских восхождениях зарабатывают все, начиная от тысяч компаний — организаторов экспедиций и заканчивая производителями снаряжения.
В России еще сильно ощущается советское наследие, когда альпинистов рассматривали исключительно как спортсменов. Так что предпринимателей в нише пока мало, а те, кто приходит, не всегда остаются надолго.
По состоянию на 10 января 2025 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства находится всего 607 записей об ИП и юридических лицах, которые оказывают услуги гидов. Выделить тех, кто занимается коммерческим альпинизмом, невозможно. Кроме того, еще есть гиды, которые организуют экспедиции в качестве самозанятых, — их в реестре МСП нет.
Конкуренция пока небольшая, потому что строить бизнес в альпинизме — это медленный процесс, если ждешь легких денег и быстрой окупаемости. Начинается почти всегда с того, что гид (или пара-тройка гидов) водят экспедиции самостоятельно. Потом, если получится найти деньги, можно пробовать выступать уже организатором, шефом на каких-то восхождениях.
Запускать такой бизнес без личного альпинистского опыта не советую. Как минимум потому что нельзя работать гидом без соответствующей квалификации.
С 1 июля 2024 года легально заниматься сопровождением туристов и альпинистов на горных маршрутах можно только в том случае, если гид внесен в Единый федеральный реестр инструкторов-проводников. За работу без внесения в реестр предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Кроме того, когда туристическая компания организует альпинистские восхождения, в команду обычно берут инструкторов-проводников, аттестованных Федерацией альпинизма России. Такую аттестацию может получить только человек с разрядом по альпинизму не ниже 1-го, совершивший нужное для этого число восхождений разной сложности.
Наконец, зарабатывать стабильно получится не всегда, многое зависит от того, куда именно водить экспедиции. Например, в северном полушарии основной горный сезон в летние месяцы, в Гималаи прекрасно ходится весной и осенью, а южная Америка и Африка занимают зимний сезон. С точки зрения финансов такая круглогодичная работа подталкивает к скрупулезному планированию расходов, так как в определенные месяцы будут неизбежны кассовые разрывы, и к ним нужно быть готовым.
Поначалу у нас были только расходы, расходы, расходы. Льгот или каких-то грантов в нашей сфере нет. Максимум, на что можно выйти, — это госпомощь, если вести социальную работу: например, обучать детей на некоммерческой основе. Но понемногу расширяясь и открывая для себя новые направления работы, ситуацию можно повернуть себе в плюс — и выйти на окупаемость. Иногда выстреливают даже второстепенные виды деятельности. У нас из таких сейчас есть небольшой магазин фирменной одежды, например.
Читайте также:
Подборка грантов для туристического бизнеса
Ну и всегда тут будет моральный момент. Начиная такой бизнес, нужно понимать, что любая экспедиция будет занимать огромное количество времени и ресурсов — а еще не всегда будет успешной. Когда ты ведешь людей в сложные, даже экстремальные условия, ты зависишь от погоды, высоты и обычного человеческого фактора. Цена ошибок здесь очень высокая, поэтому приходится делать акцент не на результате («У меня вот за сезон пятьсот тыщ человек на вершину взошло»), а на безопасности людей. Это должно быть приоритетом.
Какая предусмотрена ответственность по законодательству
Прочной законодательной базы, лицензирования деятельности и такого прочего у нас в стране для коммерческого альпинизма пока нет. Но есть законы, которые работают не в пользу бизнесменов. Фактически любой несчастный случай может обернуться для предпринимателя и гида экспедиции административными или даже уголовными санкциями по ст. 238 Уголовного кодекса РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». И суды в большинстве случаев становятся на сторону клиентов, а не бизнеса.
Сейчас законы, защищающие не только клиентов, но и гидов и владельцев бизнеса, находятся в разработке — нет даже готовых законопроектов. Тем не менее, есть способ подстраховать себя, работая гидом в горах, и пока что он единственный — проходить всевозможные обучения, аттестации и постоянно повышать свои навыки, следить за новыми трендами, законами, правилами.
Зачем нам все это надо
Вместе с нашим бизнесом мы и сами постоянно растем, открываем мир для себя по-другому, даже если приезжаем в уже знакомые горы. Например, Гималаи, Тибет для нас обоих стали особым местом силы: мы прониклись атмосферой, природой, культурой и заинтересовались буддизмом.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов