Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Островок в ТЦ, кофепойнт, кофейня: какие форматы бывают и что выбрать в 2025 году
Кофейные точки растут, как грибы, и начинающим предпринимателям этот бизнес может ошибочно показаться простым и доступным. На деле стоимость кофейных зерен третий год подряд бьет рекорды. Чтобы добиться прибыли, приходится постоянно менять бизнес-модель. Как избежать ошибок на старте, какой формат кофейни выбрать и как не прогореть, узнали у предпринимателей.
Островок в ТЦ: кофе с собой
Читайте также:
С чего начать, чтобы открыть кофейню
Сколько стоит начать: около 1,2 млн рублей
Такие кофейни находятся на фудкортах, в развлекательных и торговых центрах. Они могут либо работать в формате «кофе с собой», либо иметь несколько посадочных мест. Как правило, для них не нужно много персонала, а вот поток посетителей можно получить довольно быстро.
О рынке новых точек продажи кофе
Новички чаще всего тяготеют именно к такому формату кофейни, поскольку здесь есть все для быстрого старта бизнеса. Так, исследование консалтингового агентства INFOLine показало, что число точек по продаже кофе с собой в стране с середины 2023-го по середину 2024 года выросло почти на 7% — на 3500 заведений. Годом ранее рост составил 10%, следует из открытой статистики «2ГИС».
Как растет популярность «кофе с собой»
Эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности данного формата. Аудитория «кофе с собой» сформировалась в пандемию. Когда ограничения отменили, кофе превратился в повседневную потребность для 60% россиян, следует из подсчетов компании Smart Ranking.
Плюсы островка в ТЦ
Отсутствие сезонности. Люди в торговый центр ходят всегда, то есть кофейне будет обеспечен стабильный поток посетителей. В торговые центры редко приезжают за быстрыми покупками: как правило, людям хочется многое посмотреть и купить, а на это нужны время и деньги. Шансов на то, что посетителю ТЦ захочется скоротать часть времени за чашкой кофе и взбодриться, всегда высокие.
Платежеспособность аудитории. Главная цель большинства посетителей ТЦ — сделать покупки, и, скорее всего, кофе по сравнению с этими покупками будет позволительным расходом. Если добавить в меню что-то для детей, будет еще лучше: родители часто берут их с собой.
Взаимозаменяемость гостей. Это преимущество вытекает из предыдущих. Если кто-то из постоянных клиентов сменил адрес или по каким-то другим причинам перестал посещать торговый центр, то на смену ему придет новый гость.
Недорогое вхождение в бизнес по сравнению с другими форматами. Может обойтись в сумму от 1,2 млн руб. (строительство павильона с нуля — 700 тыс. руб., закупка кофейного оборудования — от 360 тыс. руб., траты на кофейное зерно, молоко, сливки, расходники).
Минусы островка в ТЦ
Сложно попасть в число продавцов ТЦ. Для новичков открыть островок здорово, но существует большая конкуренция. Владельцы торговых центров иногда отказываются работать с молодым нераскрученным бизнесом. В такой ситуации придется подбирать ТЦ поменьше и попроще или вовсе выбирать другой формат кофейни.
Долгие процессы оформления аренды и согласования. Быстро арендовать торговую площадь в ТЦ не получится. Иногда своей очереди приходится ждать два года. А в больших городах бывает и так, что все торговые площади в ТЦ заняты. Тогда придется поискать, например, торговый центр, который только строится.
Большие арендные платежи. Арендную плату владельцы ТЦ обычно просят за несколько месяцев вперед. К этому нужно быть готовым.
Из опыта предпринимателей
В итоге получается, что старт с точки кофе в торговом центре кажется довольно быстрым: постоянно есть клиенты, не нужно заморачиваться с коммуникациями и масштабным ремонтом, относительно дешевый вход. Но войти в число счастливчиков, торгующих в ТЦ, а потом еще и удержаться среди них бывает сложно. Потому что окупается такой бизнес долго, а ждать просроченную арендную плату никто долго не будет.
«В конце прошлого года цены на кофе выросли на 70%. Это сильно подкашивает торговлю для точек кофе в ТЦ. Рентабельность раньше держалась в районе 24%. Сейчас из-за роста цен она может опускаться до 16%. Нам пришлось убрать бонусы и скидки, чтобы как-то сгладить это. Вообще нужно понимать, что за год такой бизнес не окупится точно».
вашего бизнеса
с CafeStore
Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров
Экспресс-кофейня, или coffee point
Сколько стоит начать: от 1,5 млн рублей
Формат coffee point предполагает самостоятельное сезонное помещение, обычно площадью до 20 кв. м. Экспресс-кофейня может выглядеть как киоск, павильон или даже автомобиль. Самое главное — выбрать проходное место.
Плюсы экспресс-кофейни
Читайте также:
Готовый бизнес-план для кофейни с напитками навынос
Мобильность. Как правило, для таких точек выбирают несложные сезонные помещения — шатры, вагончики, павильоны. Если локация выбрана неудачно, в некоторых случаях можно вызвать эвакуатор и переехать на новое место. Правда, здесь есть неприятный момент с коммуникациями (свет, вода). Чтобы начать работать, придется договариваться о подключении к инженерным сетям близлежащего здания, нанять строительную бригаду, протянуть электрокабель, продумать отведение-приведение воды. В случае закрытия точки нужно будет демонтировать построенные коммуникации.
Высокая проходимость. Но только при условии, что грамотно выбрано местоположение кофейни. Лучше всего это делать в парках, скверах, рядом с вокзалами, остановками, вузами или крупными торговыми или бизнес-центрами.
Минусы экспресс-кофейни
Сезонность спроса. В холодное время года проходимость и спрос резко падают. Сокращается число покупателей, а вместе с этим и выручка. В некоторых вариантах сезонную точку приходится и вовсе закрывать на зиму.
Узкий ассортимент. В небольших точках люди редко останавливаются за тем, чтобы выбрать выпечку или супернеобычный напиток. А хранение ингредиентов для широкого ассортимента будет сильно съедать бюджет. Поэтому приходится сужать количество продаваемых позиций — и, возможно, сосредоточиться чисто на кофе. Но и дополнительной прибыли с продаж некофейного ассортимента в этом формате не получится.
«В таком формате кофейне не стоит пытаться всем угодить и всех удивить. Раздутое меню зачастую ведет к убыткам. Нужно четко определить свою целевую аудиторию. Лучше работать на качественном зерне и стабильно варить вкусный кофе, за которым к тебе и приходят, чем гнаться за новинками».
Низкий средний чек. Так получается из-за узкого ассортимента и отсутствия посадки.
Дополнительные сложности. Если coffee point планируется поставить на муниципальной земле (например, таким местом могут быть парк или территория университета), то, скорее всего, придется пройти через процедуру торгов, тендеров. В некоторых городах успеха сложно добиться без знакомств и связей.
Из опыта предпринимателей
Сезонная точка с кофе навынос — интересный опыт, но он может оказаться провальным, если не учесть несколько факторов. Во-первых, помещение. Павильон, вагончик, передвижной автомобиль — что бы вы ни выбрали, может оказаться, что разместиться и разобраться с коммуникациями стоит дороже, чем закупить ингредиенты и оборудование.
Во-вторых, меню и цены. Формат «кофе с собой», скорее всего, не позволит заработать на разнообразном меню, да и аудитория в такие места заходит в основном только за напитками. Заработать на них будет целым искусством, но если у вас получится, бизнес может хорошо выстрелить.
«Многие “знатоки” считают, что у нас накрутка по 300% на стакан. Это не так. Возможно, у крупных сетей получается. Но в случае с coffee point в небольшом городе, если идет накрутка в два раза на стакан, то это уже прекрасно. Себестоимость стакана капучино выходит в районе 60 рублей. Продаем его за 160 рублей. Но 100 оставшихся рублей — это не чистая прибыль. Нужно еще заплатить за аренду, выплатить зарплаты, сделать закупки на следующий месяц. Мои вложения в бизнес окупились за восемь месяцев».
Классическая кофейня с посадочными местами
Читайте также:
Подборка грантов для кофеен в 2025 году
Сколько стоит начать: от 5 млн рублей
Заведения такого формата уже больше похожи на мини-рестораны. Они могут позволить себе авторскую кухню, широкую карту меню и напитков. Главное здесь — атмосфера, которая должна располагать к отдыху в компании друзей, романтическому свиданию, деловой встрече. Такие кофейни ориентированы на широкую целевую аудиторию. Как правило, находятся на первых этажах зданий.
Плюсы классического формата
Можно организовать полноценную кухню: готовить завтраки, бизнес-ланчи, ужины.
«Мы долго искали свой формат, экспериментировали с выпечкой. В итоге пришли к своему авторскому меню и десертам, за которыми к нам возвращаются вновь и вновь. Все дело в качестве сырья. Натуральное масло, сливки — и получаются домашние эклеры с настроением детства».
Отсутствие сезонности, то есть поток клиентов обеспечен в любое время года. Правда, может быть спад посещаемости в плохую погоду.
Возможность сдавать помещение в аренду. Дополнительную прибыль можно получить, если на территории кофейни проводить бизнес-встречи, тематические мероприятия, праздники. Но это как бизнес внутри бизнеса. Чтобы рассчитывать на стабильный доход +10−20% к выручке, необходимо этим активно заниматься: давать рекламу в соцсетях, искать интересных спикеров для выступлений, формировать комьюнити.
Читайте также:
Сколько будет стоить раф в 2025 году: почему кофе взлетел в цене и к чему готовиться кофейням
«У нас проходят магические мистерии, различные мастер-классы. Например, я провожу сеансы арт-магии, где мы рисуем волшебные картины, также делаю расклады карт Таро. Это дает примерно 10% от общего дохода».
Минусы классической кофейни
Высокие первоначальные вложения. По оценкам экспертов, от 5 млн руб. на старте.
Необходимость сделать полноценный ремонт всех помещений под концепцию своего заведения.
Много времени тратится на обучение персонала, а текучесть кадров высокая.
Аренда за полгода вперед. При этом никто не застрахован от недобросовестного арендодателя, который может расторгнуть контракт через шесть месяцев. Ремонт сделан, и он может сдать свое помещение по более высокой цене уже кому-то другому. А владелец кофейни понесет убытки, так как за полгода он даже окупить свой бизнес не успеет.
«Хорошо бы уже на старте для себя понять, какими будут дальнейшие этапы развития бизнеса. Например, выяснить, нет ли ограничений для получения алкогольной лицензии для выбранной локации, получится ли организовать круглосуточную работу заведения. Мы начинали как кофейня, а спустя год после открытия родился новый формат. Теперь мы барфейня».
Чек-лист закупок для любого формата кофейни
Цены индивидуальны для каждого города. В статье мы описываем опыт экспертов из Добрянки (Пермский край), Архангельска и Санкт-Петербурга.
Траты
Цена
Новая кофемашина на двух бариста
От 300 тыс. руб.
Кофемолка
От 60 тыс. руб.
Холодильник
От 30 тыс. руб.
Ледогенератор
От 30 тыс. руб.
Кондиционер
От 40 тыс. руб.
Мебель
От 40 тыс. руб.
Кофейное зерно на месяц
От 40 тыс. руб.
Продукты на месяц: сахар, молоко, сливки, топинги, десерты
От 40 тыс. руб.
Расходные материалы: стаканчики, крышки, наклейки с логотипом, трубочки, ложки, салфетки
От 3 тыс. руб.
Траты на аренду
От 10 тыс. руб.
Коммунальные платежи
От 10 тыс. руб.
Советы новичку на старте
Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров