Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Готовый бизнес-план для независимого книжного магазина
Как работает независимый книжный
Независимый книжный — это магазин, который не принадлежит крупным торговым сетям вроде «Лабиринта» или «Читай-города».
Обычно это небольшие магазинчики с ограниченным числом книг в продаже. Владельцы независимых книжных сами подбирают книги, активно общаются с читателями и формируют сообщество любителей вокруг своего магазина. Книги в независимые книжные попадают из разных издательств, в том числе из небольших частных, или даже из самиздата.
«Открыть независимый книжный для меня — это реализация огромного желания создать уникальное для своего города место, которое стало бы одним из центров культурного притяжения людей».
Независимый книжный — это возможность самостоятельно решать, не только что будет продаваться в магазине, но и какие мероприятия будут проводиться, с какими издательствами будет сотрудничество и на каких условиях. Клиенты таких магазинов тоже могут влиять на формирование ассортимента и сетки мероприятий.
1,1 млн руб. — расходы на запуск
Чтобы открыть независимый книжный магазин, нужно подобрать помещение, сделать там ремонт, юридически оформить свою деятельность, закупить стеллажи, оборудование и сами книги. Для удобства мы собрали в таблицу основные расходы на старте.
Статья расходов
Цена
Аренда помещения (в месяц
50 000 руб.
Юридическое оформление бизнеса
10 000 руб.
Мебель
180 000 руб.
Косметический ремонт
50 000 руб.
Техника
50 000 руб.
Закупка книг и канцтоваров
500 000 руб.
Зарплата на 3 месяца
240 000 руб.
Дизайнер
20 000 руб.
Итого
1 100 000 руб.
Теперь обо всем по порядку.
Как найти помещение
Для независимого книжного лучше арендовать, а не выкупать помещение. Правда, надо сразу иметь сумму сверх ожидаемой: некоторые арендаторы берут аренду за несколько месяцев вперед или просят заплатить за первый и последний месяц аренды.
Выбирая, лучше всего обращать внимание на активные районы города, где сосредоточено много офисов, культурных заведений — здесь обычно преобладает целевая аудитория независимого книжного.
При этом само помещение может не отличаться необычной архитектурой или масштабами: небольшой площади от 30 до 50 кв. м будет достаточно. Главное — создать нестандартную атмосферу книжного. Например, в духе обычной квартиры или музея. Бонусом могут быть большие хорошие окна — источник дополнительного света и уюта.
«Мы искали многолюдное и проходимое место в центре города. И тут нам очень повезло: удалось найти место в самом сердце города на нашей главной пешеходной улице, еще и в историческом здании (красота нам тоже была очень важна)».
Еще один важный критерий — возможность сделать зонирование. Это точно понадобится, если планируете продавать литературу разных жанров. Лучше заранее проверить наличие доступа в интернет и достаточного числа розеток в помещении. Последнее пригодится, если нужно будет подключить колонку или проектор на мероприятие.
«Если бы я сейчас занималась поиском помещения для книжного, то, скорее всего, искала бы с дополнительным залом для проведения мероприятий, потому что это большая часть жизни нашего магазина. Да, мы заранее предусмотрели мобильное оборудование, которое может перемещаться, но так или иначе оно занимает все пространство магазина, и в идеале под мероприятия нужен отдельный зал».
330 000 руб. — ремонт, техника и мебель
Понадобится ли делать ремонт, зависит от состояния помещения. Но в любом случае нужно быть готовым хотя бы к небольшим тратам.
Как минимум это будет покраска стен — возможно, в собственной стилистике — плюс тщательная уборка помещения.
Обычно зонирование независимого книжного делают так же, как и в классических магазинах, то есть по жанрам: художественная литература, нон-фикшн, история, детская литератураи т. д. Можно потратить деньги на визуальное выделение каждой зоны. Поэтому точно понадобятся стеллажи и полки для книг, столы, стулья, тумбы. Некоторые книжные оборудуют уютные зоны для чтения: для них понадобятся светильники и декоративные элементы интерьера.
Совет: не спешите закупать новую мебель. Антураж будет гораздо интереснее, если поискать столы, стулья, кресла на «Авито» или обычных барахолках. Тогда можно воссоздать атмосферу советской квартиры или вовсе винтажного зала из далекого прошлого. Из нового точно стоит приобрести технику — хотя бы просто из соображений безопасности.
Из техники понадобится ноутбук, чтобы вести реестр книг, планировать события, делать договоры. Еще нужен будет проектор для трансляции презентаций. Если у вас хорошие светлые стены, то можно будет транслировать картинку прямо на стену или купить проекционный экран.
Кассовый аппарат банки часто предоставляют бесплатно при заключении договора банковского обслуживания, на этом можно сэкономить.
Еще нужна вывеска: тут все зависит от места, где вы расположитесь. Если это торговый центр, то вывеску нужно согласовать с собственниками и концепцией ТЦ. Если вывеска будет на улице, то установку придется согласовывать с городскими властями, иногда это достаточно длительный процесс. Цена изготовления вывески в среднем от 20 000 до 50 000 руб.
Для удобства все основные траты с примерными ценами мы собрали в таблице ниже.
Что купить
Сколько стоит
Сделать зонирование, покрасить стены
50 000 руб.
Стеллажи и полки
120 000 руб.
Столы
20 000 руб.
Стулья/кресла
40 000 руб.
Ноутбук
25 000 руб.
Проектор
20 000 руб.
Вывеска
50 000 руб.
Чайник и микроволновка
5 000 руб.
Итого
330 000 руб.
Около 500 000 руб. — закупка книг
Это очень плавающая статья расходов, причем как на старте книжного, так и дальше по мере развития. Например, независимый книжный «Буревестник» на старте закупил книг на 140 000 руб., ограничившись всего лишь 250 книгами, но за несколько месяцев закупки расширились до 500 шт. А «Буквально книжный» потратил на первую закупку книг около 1 млн руб.
«Так как закупка товара — основная и крайне важная, по нашему мнению, статья затрат, ввиду ограниченности бюджета мы были вынуждены лавировать между поставщиками».
На практике такое лавирование означает, что все зависит от того, на каких условиях договориться с издательством. Есть несколько вариантов, как работать.
Работа по предоплате. В таком случае вы выбираете нужные книги, сразу оплачиваете счет и получаете их на реализацию, а дальше продаете по любой цене (если нет рекомендованной розничной цены) с какой угодно скоростью.
Работа с отсрочкой платежа. При этой схеме вы получаете книги на реализацию, а оплачиваете через установленный договором срок. Это может быть 1 месяц, а может и 3. За это время вы успеете продать часть книг и рассчитаться с издательством будет проще.
Работа под реализацию. Издательство поставляет книги в магазин, а деньги получает по факту продажи, для чего книжный ведет ежемесячный отчет для издательства.
Последний вариант — самый удобный для независимых книжных, он страхует от низких продаж или отсутствия продаж совсем. Многие издательства идут навстречу и предлагают такие условия для маленьких магазинов.
«У нас до сих пор нет фиксированной суммы закупочной цены, и мы еще находимся в процессе формирования нашего пула поставщиков, хотя мы уже чуть больше года на рынке. Пока представлены еще не все издательства, с которыми мы хотим работать. Иногда мы покупаем книги по предоплате, иногда берем на реализацию. В среднем ежемесячно на пополнение оборота нужно порядка 100 000 руб.».
Все издательства обычно подбираются на вкус владельцев книжного. О новинках на рынке чаще всего можно узнать через выставки-ярмарки, которые проводятся в разных городах, или от книжных обозревателей, которые всегда делятся новыми находками.
«Мы делаем упор на небольшие издательства, которые мало или вовсе не представлены в сетевых книжных магазинах. Думаю, одна из главных наших задач — знакомить горожанина с другими издательствами, не столь популярными, но определенно заслуживающими широкого внимания».
Впрочем, выбор самих читателей иногда удивляет владельцев книжных. Так, например, среди самых продаваемых книг 2024 года в «Буревестнике» оказались «Курс. Разговоры со студентами» Дмитрия Крымова, «Дочь самурая» Эцу Инагаки Сугимото и «О женщинах» Сьюзен Сонтаг. А в «Буквально книжном» чаще всего покупали «Двести третий день зимы» Ольги Птицевой, «Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них» Антона Секисова и «Лес» Светланы Тюльбашевой.
Итого по затратам на книги:
Книги для открытия
500 000 руб.
Ежемесячное пополнение оборота
100 000 руб.
265 000 руб. — ежемесячные расходы
Ежемесячные расходы складываются из оплаты аренды, коммунальных платежей, оплаты интернета, выплат сотрудникам, пополнения оборота книг, мелких затрат. На продвижение (рекламу, маркетинг) можно не тратить: свою аудиторию можно искать в социальных сетях, через сарафанное радио или презентуя свои мероприятия в городской афише.
От того, сколько книг в ассортименте, будет зависеть размер оборота. Средний ассортимент независимых книжных составляет от 1000 до 2500 товарных позиций на полках.
Статья расходов
Цена
Аренда
50 000 руб.
Коммунальные платежи
10 000 руб.
Выплаты сотрудникам
100 000 руб.
Пополнение оборота
100 000 руб.
Мелкие траты (чековая лента, пакеты для упаковки, печать афиш)
5 000 руб.
Итого
265 000 руб.
Дополнительный доход для независимого книжного
Дополнительным доходом для независимого книжного могут быть мероприятия на площадке магазина. Например, лекции, мастер-классы, книжные клубы, музыкальные вечера, воркшопыи т. п. Тут тоже есть разные схемы для получения прибыли.
Вариант 1. Продажа билетов (в таком случае магазин берет на себя всю организацию мероприятия). Стоимость билета на мероприятие в независимом книжном в среднем 500 руб. Но это сильно зависит от города и характера мероприятия.
Вариант 2. Комиссия за проведение мероприятия (по сути, это предоставление помещения и техники в аренду лектору под мероприятие, которое подходит под специфику магазина). Обычно комиссия составляет порядка 30% от проданных лектором билетов.
Окупаемость: через 8 месяцев
Окупаемость независимого книжного зависит от расходов на запуск, объема первой закупки, а также возможности проведения других мероприятий, которые будут приносить дополнительный доход к чеку. Например, у вас уже есть база лекторов, которые активно проводят мероприятия, и у них есть своя аудитория или же вы ведете книжный клуб.
Пример
Средний чек вашего независимого книжного — 1500 руб. Ежемесячно покупки совершают около 250 человек. Тогда примерный оборот в месяц составит около 360 000 руб. Увеличить средний чек можно за счет расширения ассортимента продукции, работы с новыми издательствами и проведения большего числа мероприятий.
Рассчитать срок, когда ваш независимый книжный выйдет в плюс, можно с помощью нашей таблицы: скачайте или скопируйте ее себе.
В таблице есть два основных раздела — доходы и расходы. В первом нужно ввести первоначальные расходы на открытие и текущие ежемесячные затраты. А во втором — количество планируемых продаж в день и размер среднего чека. После чего алгоритм сам пересчитает вам срок окупаемости.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов